Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Реконструируют или херят Красный мост?
В связи с мостовым сооружением возникла в нашем городе одна яркая метафора, о которой следует рассказать.

Вечером 17 августа коллеги по мостовой теме увидели такой символ перед Красным мостом, направляясь на мост Дружбы по зову известного депутата, узревшего там новые дефекты. Когда собирались сделать поворот налево, на ул. Фомина, открылся им во всей своей простоте и обречённости знак, смысловая нагрузка которого понятна.
Неизвестно, заметил ли знак правитель Орловщины, лично и в ручном режиме управляющий инвестпроцессом нашего старейшего мостового сооружения, прибыв на стройку в сумерках того же дня. Похоже, что нет – всем он остался доволен. Орловские СМИ, вероятно, тоже, не обратили на него внимания, зато донесли до зрителей/читателей:
- выполнена десятая часть работ, в т.ч. уложено около полутысячи кубов бетона и впятеро большая масса грунта заменена на новую;
- обнаружилась большая и трудоёмкая, неучтённая (!) проектом работа – разборка железобетона высокой прочности полувековой давности;
- самые большие сложности – переустройство коммуникаций, документация на которые уже устарела; сети перекладываются по факту, где вместятся;
- удалось решить проблему, более всего тревожившую власть этим летом, – вовремя успеть уложить на коммуникационном мосту новую трубу теплоснабжения;
- ход стройки радует обоих правителей, но более всех доволен подрядчик, обнаруживший не учтённую проектом работу;
- вице-премьер РФ в курсе событий и знает о неминуемом удорожании стройки;
- некие документы вскоре будут переданы на экспертизу;
- по мнению подрядчика, всё идёт по плану, сбоев нет;
- работа на мосту будет теперь идти круглые сутки – сроки поджимают.
Губернатор и мэр не скрывали в соцсетях своих радостных чувств и всё увереннее применяли мостовую терминологию. Уместно добавить – днём раньше на комитете облсовета глава профильного департамента заявил, что стройка идёт даже с опережением. Обрадовал, хотя и удивил этим, не только комитетчиков, но и заказчика. Только не указал чиновник ни единиц измерения, ни точки отсчёта. Забыл, видно, как год назад приглянулся бывшему прокурору Орловщины. Что называется – отлегло.
А теперь посмотрим на всё это с другой точки зрения – экспертной: недавно полученный высокий титул обязывает. Обратимся также к филологической интерпретации метафоры. Для этого вспомним церковно-славянский язык и кириллицу.
«Х», или «Херъ» (хѣръ), – буква, которая имеет символику условного знака в виде креста. Слово «хер» употребляли, если речь шла о зачёркивании крестом в любом тексте слов или предложений, которые нуждались в исправлении или были вовсе не нужны. К самому же действию применяли глагол «херить», то есть «перечёркнуть», «зачеркнуть», «вычеркнуть». Далее появились производные от «херить» («похерить», «захерить», «перехерить», «выхерить») и оттенки значений – «уничтожить», «загубить», «отменить». В современных словарях глаголы даны с пометкой «устаревшее, просторечное» и со значением «ликвидировать, уничтожить».
С появлением на Орловщине нынешнего правителя слишком часто «Х» используется в исконном его значении. Особенно в мостовых событиях. Судите сами.
Выполненные строительные работы могут быть признаны таковыми и объявляться, когда они отражены в процентовках – формах КС-2 и КС-3. Это формы первичной учетной документации – основа бухгалтерского учёта подрядной организации. Их знают все участники строительства, это всё равно что показатель его хода. Эти формы уважают прокуроры. Их оценивает суд. Во всех договорах и контрактах они прописаны как обязательные к ежемесячному (!) оформлению. Это азбука.
В контракте с «УПМК-22» на реконструкцию Красного моста в Орле об этих формах нет ни слова. Они упразднены, или ПОХЕРЕНЫ. Вероятно, по высокому указанию. Едва ли заказчик решился на это сам. Ещё в контракте с «РСМ» таковые были, были даже дважды составлены и выложены в ЕИС. На общую сумму меньше двух процентов от всей стройки. При этом работ было сделано, по словам арестованного зама мэра, втрое больше. Почему – загадка. Любой подрядчик стремится закрыть процентовки ежемесячно, до 25-го числа и на максимальную сумму. От этого зависит судьба предприятия: получение денег, налоги, списание материалов, зарплата…
Новый подрядчик за неполные пять месяцев разрушил большую часть работы своего предшественника на Красном мосту. И железобетонные конструкции, и металлические. Следы этих действий налицо. При этом «РСМ» ведёт с заказчиком судебный спор, где защищает качество своей работы на этом объекте. Участвует там и проектировщик – в прошлом контракте он вёл авторский надзор. Чью сторону он возьмёт? Это пока вопрос, но с заказчиком его отношения сложные. В деле также и белгородский банк. Пока неизвестно, что ожидает подрядчика «УПМК-22», который так уверенно ПОХЕРИЛ труд предшественника, тогда как в смете на контракт работ этих не обозначено. Прежде чем решиться на такое, наверняка не раз были взвешены все 333 миллиона поступившего аванса. А ну, как вдруг появится второй Малкин?!.
Озадачивает упоминание десяти процентов, т.е. полторы сотни миллионов, половину из которых освоил «РСМ». Кто принимал конструкции из бетона? Где инспектор госстройнадзора, уверявший весной прошлого года, что поводов для беспокойств нет. Где ГИП, ведущий авторский надзор? Ни в одном видео- и фоторепортаже со стройки рядом с правителем нет никого из названных лиц.
Дополнительные работы, обнаруженные подрядчиком и не отражённые в проекте, однозначно увеличат стоимость и время стройки. А в совокупности с прошлогодним обнаружением изъяна документации, остановившего стройку, это вообще-то на грани с ЧП. Можно утверждать – обследование объекта, по основным конструктивным элементам, носило фиктивный характер. Получается, проект имеет глубокие изъяны, и правитель это знает давно, с прошлого года. Но проект получил положительное заключение «Орёлгосэкспертизы», которое готовилось полтора года вместо двух месяцев. Институт «СевЗапПроект», работавший на субподряде у «Строй-Эксперта», ПОХЕРИЛ все старания (если они были) генпроектировщика, а тот, в свою очередь, отдаёт похеренное под экспертизу. «Главгосэкспертизе» повезло – не пришлось иметь дело с объектом. Остаётся напомнить: в октябре 2017-го инженеры «Дороги-450», предвидя провал проекта, надорвали голоса, пытаясь образумить заказчика и горсовет. Увы, старания их были дружно ПОХЕРЕНЫ депутатами в здании администрации, вход в которую тоже теперь сопровождает «Херъ».
Переустройство коммуникаций на городском мосту – сложная работа, здесь нельзя медлить и запинаться. Техусловия, выдаваемые владельцами сетей, имеют ограниченный срок действия, а получены они были, похоже, осенью-зимой 2017-го. Кстати, в такую «засаду» в своё время попал «РГС» на мосту Дружбы, сначала на месте письмами, а потом и другими документами в суде подтверждая проволочки в стройке устаревшими техусловиями, предоставленными заказчиком. Занялся бы «РСМ» переустройством сетей с осени 2020-го, т.е. с самого начала стройки, как показано в ПОС, вероятно, всё могло бы получиться. Увы, и эта важнейшая часть проекта была привычно ПОХЕРЕНА. Кем? Похоже, что всей компанией, краткое определение которой дал бывший прокурор, а дело которой производится отдельно. И не торопясь.
Перенос теплотрассы удался, и это всех радует. Может, более всех, самих горожан в преддверии осенне-зимнего периода. Но нервы правителю это, видно, потрепало изрядно, чего не приключилось бы, сверься он с ПОС. Сооружение временных мостов с переносом теплотрассы следовало делать в первую очередь. Однако все силы были брошены на крушение старого мостового полотна, да с таким задором, что и ранение подростка не согнало улыбок с лиц рабочих. ПОХЕРИВ последовательность действий, попали в цейтнот, который пока создал угрозу возможных ещё проблем.
Документы на экспертизу. Какие они – можно только догадываться, ведь всё покрыто тайной. Ясно одно – это проектные материалы, неизвестно кем и на каком основании подготовленные. Тайна также, кто будет их исследовать, ведь штатного специалиста-мостовика в «Орёлгосэкспертизе» – нет. Коллега из ГТРК «Орёл» рассказал в утренней воскресной передаче о готовящейся установке огромного количества бетонных стоек-подставок. Вероятно, это и предстоит одобрить экспертизе. Вариант этот был всеми отвергнут ещё осенью 2017-го. На всех совещаниях и советах. Поэтому и приняли решение сделать всего по одной полосе для автомобилей (в каждую сторону, конечно). Но запроектировали такие консоли, что местные инженеры в один голос заявили: такого – не бывает. Мнение инженеров, конечно, ПОХЕРИЛИ. Узнав о недоумении теперь уже и подрядчика, решили проблему устройством целого леса подставок. ПОХЕРИВ все решения техсоветов 2017-18 годов. Это сейчас наиглавнейшая проблема. Важнее даже, чем вырубка деревьев по улице Пионерской: там, в конце концов, можно вырастить другие – на мосту же на века грозит появиться рукотворное уродство правителя, исправить которое не удастся.
Здесь два варианта из проекта. Нижний – № 2, который и сооружают, теперь решили сделать тоже с подпорками. На чертеже этом их нет: институт слукавил и показал меньший размер консолей. В натуре, когда пошла стройка, консоли оказались значительно большими, около шести метров. Действовали так: вспомнили про подпорки первого варианта и решили изуродовать ими второй. Чертежи будущего «уродца» держатся в секрете, но журналист показывает места установки конструкций. Для бурения скважин под все 60 штук бетонных подпорок-колонн ожидается приезд техники.
Как раз сегодня, 22 августа, в горсовете провели комитет по строительству. Мост опять за границами основной повестки. А депутаты творящееся с ним всё так же, привычно, называют «ситуацией». Примечательно, но, похоже, никто из них не обратил внимания на то, что подрядчик честно доносил до них главную мысль:
«Без колонн, под [консолями пролётных строений на аркадной части моста], несущая способность [сооружения] невозможна... Заключение Главгосэкспертизы по документации ожидается в декабре, поэтому предстоит монтировать на свой страх и риск».
Таким образом объявлено: проект реконструкции Красного моста, за который отдали 50 бюджетных миллионов, окончательно ПОХЕРЕН. За одно это стоит благодарить «УПМК-22» и выразить сочувствие судьбе арестованного заммэра.
Работа идёт по плану, но… круглосуточно. Проект однозначно запрещает ночную работу, жители в соцсетях жалуются на шум. ПОХЕРИВ проект и их мнение, правитель принялся теперь за их здоровье?
Интересную мысль высказал в соцсетях мэр – обсудить возникшие у них с губернатором идеи использования аркад. Правда, не сказал с кем. Просто бросил – «с архитектурой». Наверное, забыл, а может быть и не знал (дело было до его назначения в градоначальники) – для Красного моста, до торгов по поиску подрядчика, Федеральный закон №44-ФЗ обязывал провести обязательные общественные обсуждения. Ещё в сентябре 2019-го редакция не только несколько раз писала про это, но и доказывала в ФАС России и арбитражном суде. Читатель уже догадался? Аргументированное мнение наше – было ПОХЕРЕНО.
Заметно и понятно – губернатор и мэр с интересом занимаются мостом. Они продвинулись в этом, а к концу стройки (жаль, неизвестно, когда же он наступит) вообще будут вправе именовать себя мостовиками. Мост, похоже, окажется некрасивым. Но разве двоих это будет беспокоить: «Ничего, первый блин комом…» Что ж, следующие объекты, на новых властных местах, могут и лучше получиться, а тут просто тренировка. А жгучий стыд за изуродованные мосты в Орле – проявится ли и когда?..
Депутат, встретивший моих коллег на мосту Дружбы, получил ответы на свои вопросы и, прощаясь, твёрдо обещал вступиться и за Красный мост. Шутка ли: из федерального бюджета получено и отдано авансами 535 млн руб., а выполнение показано за почти два года работы всего на 27 млн., т.е. 5%. Состоится ли эта депутатская защита и каков будет результат? Вспоминая историю самообразованных депутатских семёрки, потом девятки, а совсем недавно – комиссии, приходится констатировать: всё это было ПОХЕРЕНО самими же организаторами.
К этой статье мог быть добавлен эпиграф. Если угодно, его место займёт фраза великого писателя Ф.М. Достоевского: «Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силён».
Ирина Крахмалева,
главный редактор ИА «Инфо-Сити»,
Эксперт года – 2022
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/rekonstruiruyut-ili-heryat-krasnyy-most.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.