30 мая 2017 в 17:07 13244 0
Общество

Как развиваться городу до 2035 года: в Орле обсуждают изменения в Генеральный план

В областном центре стартовали публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план Орла. Накануне, 29 мая, всех, кому данный вопрос небезразличен, принимал большой зал городской администрации.

В слушаниях поучаствовали представители общественности, строительных и проектных организаций, жители города. Мероприятие вел первый заместитель главы администрации города Орла Александр Муромский. Также участвовали начальник управления городского градостроительства Олег Минкин, и.о. начальника управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области Вячеслав Миронов. 

С презентацией стратегического документа развития города выступила представитель разработчика, главный архитектор научно-проектного института «ЭНКО» Ольга Красовская. Предлагаемые изменения учитывают формирование комфортной городской среды, развитие транспортного комплекса и инженерной инфраструктуры, сохранение и развитие садово-паркового каркаса, сохранение объектов культурного наследия.

Почему Генплану г. Орла понадобились изменения?

Напомним, Генплан, существующий сейчас, был утверждён городским Советом народных депутатов в феврале 2008 года. В настоящее время возникла необходимость привести главный документ развития города в соответствие с Градостроительным кодексом РФ. 

Проектировщиком Генплана города выступил научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» из Санкт-Петербурга. Стоимость заключённого с организацией контракта – 3,3 млн руб. К работе проектанты приступили ещё в 2014 году.

Среди первоочередных задач, поставленных перед проектировщиком, назывались корректирование транспортной сети Орла (в частности, исключение из документа двухуровневых дорожных развязок, создание менее амбициозных проектов транспортной инфраструктуры города), определение параметров развития свободных территорий, а также территорий, где будут производиться работы по реконструкции, перевод ряд промзон в зоны общественно-деловые.

Проектировщик видел перед собой также задачу учесть изменения в градостроительной деятельности, произошедшие за последние 10 лет.

Администрация города аккумулировала предложения всех заинтересованных лиц по изменениям в Генплан Орла и передавала их проектировщику, который в свою очередь давал оценку этим предложениям. Так, например, изначально «ЭНКО» предлагали отдать территорию аэропорта «Южный» под жилищное строительство, а сам его вынести за пределы Орла, на северо-восточную границу. Но власти региона такое предложение не поддержали, аргументировав намерением оживить аэропорт на прежнем месте.

Пара слов о проектировщике

Данные об «ЭНКО» находятся в открытом доступе и опубликованы, в частности, на официальном сайте института.

Итак, опыт работы института составляет более 20 лет. За это время выполнено более 450 проектов по разработке градостроительной документации – Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации – республик, краев, областей, Схемы территориального планирования муниципальных районов, Генеральные планы столиц субъектов РФ,  городских округов, городских и сельских поселений, Правила землепользования и застройки, Проекты планировки и проекты межевания, Схемы развития транспортного комплекса и др.

В числе крупных работ института Генеральные планы и Правила землепользования и застройки 14 городов-столиц субъектов федерации (в том числе трех городов-миллионников): Волгограда, Перми, Ростова-на-Дону, Ижевска, Чебоксар, Йошкар-Олы, Томска, Рязани, Тулы, Калининграда, Сыктывкара, Владимира, Саранска, Калуги, а также Генеральные планы исторических городов:  Углича, Изборска, Приозерска, Гатчины, Мценска, Ржева, Кашина, Зубцова, Торопца и др.

Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» в своё время по результатам конкурса была разработана схема территориального планирования Орловской области.

Разделы Генплана

Документ рассчитан на период до 2035 года, его первая очередь – до 2025-го. В Генплане отражена информация по развитию планировочной структуры и функционального зонирования территории, предложения по развитию объектов капитальной строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры, по охране объектов культурного наследия, охране окружающей среды.

Специалисты сделали также прогнозные расчёты по численности населения (она может составить 315 тысяч жителей), учли резервные базы для развития города (одна из них – уменьшение санитарно-защитной зоны вокруг бывших предприятий), подсчитали, что для развития города нужно значительное увеличение площади жилых зон, до 5000 га.

В документе есть ряд графических материалов:

  • карта планируемых границ населённых пунктов, входящих в состав городского округа;
  • карта функциональных зон;
  • карта планируемого размещения объектов обслуживания местного значения городского округа;
  • карта планируемого размещения автомобильных дорог местного значения городского округа;
  • карты планируемого размещения объектов инженерной инфраструктуры местного значения городского округа (объекты газо-, водо-, электроснабжения, дождевая канализация).

Городской общественный центр исторически сложился в излучине при слиянии рек Оки и Орлика в пределах Советского, Железнодорожного и Заводского районов. И эта трёхчастная структура делает город идентифицируемым и создаёт определённую сложность при планировании схем его развития.

«Розовая амёба», или историческое ядро города

Приводим выдержки из документа: «Центральная часть города Орла сложилась как выразительный архитектурно-планировочный ансамбль, сочетающий историческую планировочную структуру, имеющую ясный геометрический характер, исторические здания и сооружения и современные градостроительные комплексы и ансамбли.

Для центральной исторической зоны Орла актуальной задачей является охрана всех элементов исторического центра – планировочной структуры, архитектурных и исторических ансамблей, исторической застройки (как объектов культурного наследия, так и зданий, составляющих средовой фон), архитектурных высотных доминант, ландшафта, исторических парков и скверов.

В составе проекта на основе материалов орловских краеведов даны предложения по формированию исторических зон с различными режимами охранной и градостроительной деятельности на территории центральной части города. В пределах зоны исторического центра и проектной зоне исторического ядра целесообразно ограничение нового строительства по этажности и стилистике, преимущественный тип градостроительной деятельности – реконструкция и регенерация исторической среды, реставрация и воссоздание исторических объектов, благоустройство территории, максимальный вывод транзитного движения, развитие пешеходных зон и туристской инфраструктуры, сохранение и благоустройство исторического озеленения.

Для выборочного нового строительства в проектной зоне исторического ядра (по материалам и разработкам И.Е. Кушелева) рекомендуется соблюдение масштаба и характера сложившейся исторической застройки, ограничение этажности нового строительства в зависимости от  сложившегося средового типа отдельных фрагментов городской среды...

...На отдельной схеме исторических территорий выделена «зона исторического поселения». Её граница соответствует городской территории Орла на начало XX в. В данной зоне охране подлежат: планировочная структура, средовой тип застройки,  объекты культурного наследия (ансамбли и отдельные памятники).

Генеральным планом предусматривается:

  • продолжение благоустройства зоны набережных рек Ока и Орлик, формирование набережной р.Оки по двум ее берегам в северо-восточном и южном направлениях от исторического центра города;
  • развитие зоны центра в северо-восточном направлении - поэтапный вынос гаражных кооперативов из береговой зоны, создание на их месте нового выразительного центрального общественно-жилого ансамбля, формирующего излучину р. Оки, организация зеленых выходов и пешеходных связей в береговую зону, строительство нового пешеходного моста для связи двух берегов;
  • развитие общегородского центра в южном, восточном  и западном направлениях вдоль рек Ока и Орлик и по основным историческим транспортным магистралям, поэтапное перепрофилирование ряда производственных объектов на правом берегу р. Оки под общественно-деловые функции;
  • размещение современных парковок, в том числе с использованием подземного пространства, размещение многоуровневых стоянок, устройство парковок и гаражей в комплексе со зданиями;
  • реконструкция площади им. Ленина с организацией пешеходной зоны и подземной парковки;
  • развитие пешеходных зон, устройство велодорожек и велосипедных парковок».

Ольга Красовская отметила, что предложения по охранным зонам пока носят рекомендательный характер – в Минкультуры пояснили, что в изменённый генплан нужно включать только утверждённые проекты.

Предложения общественности

На публичных слушаниях 29 мая вопросы в основном задавали относительно охраны исторического центра Орла и транспортных перспектив.

Так, градозащитник и краевед Илья Кушелев обратился с просьбой прописать чёткий регламент использования охранных зон и расширить её в Железнодорожном районе, включив туда Курские улицы – для создания впоследствии объединённых охранных зон; сохранить видовые перспективы, разработать отдельную карту для видовых панорам, так чтобы планируемая многоэтажная застройка не противоречила намерению сохранить видовые коридоры.

Вице-спикер Орловского облсовета Михаил Вдовин справился о судьбе литературного квартала – в существующий проект охранных зон эта территория уже внесена, пояснил проектировщик, добавив, что при необходимости описание этого объекта можно актуализировать и «развернуть».

Много вопросов вызвали предложения по развитию транспортной инфраструктуры.

Немного о том, что предлагается. Например, создание в районе железнодорожных станций Семинарская и Стальной Конь  крупных транспортно-логистических зон, обеспечивающих комплексную работу Орловского транспортного узла. Упоминается строительство нового автобусного вокзала на ул. Паровозной, совмещённого с главным железнодорожным вокзалом г. Орла, строительство юго-западного обхода г. Орла от а/д Р-120 Орёл – Брянск – Смоленск – граница с Республикой Беларусь до а/д М-2 «Крым».

Запланировано дальнейшее развитие существующих и формирование новых полукольцевых и кольцевых направлений общегородского значения, дублирующих основные существующие городские магистрали:

  • северо-западное направление: ул. Раздольная – ул. Цветаева – ул. Генерала Родина – ул. Авиационная (с продление за пределами расчетного срока до существующего обхода города);
  • срединное направление: ул. Розы Люксембург – ул. 5-е Августа – пер. Южный – ул. Дуговая с выходом на а/д М-2 «Крым». За пределами расчетного срока предусматривается строительство новых магистралей (с мостовым переходом через р. Оку) для выхода на Кромское шоссе;
  • северо-восточное, соединяющее а/д М-2 «Крым» с федеральной а/д Р-92 Калуга – Перемышль – Белев – Орёл через ул. Никольская и ул. Бурова.

В Генплане нашло отражение намерение улучшить существующие и создать новые радиальные направления. В частности, подразумевается:

  • реконструкция главного городского направления Московское шоссе – ул. Московская – ул. Комсомольская – Кромское шоссе, включающая в себя расширение магистрали в северной части города до 6 полос, строительство трёх новых транспортных развязок (на пересечении с ул. Михалицына, ул. Паровозной, ул. Кромской), путепровода над железной дорогой в районе ж/д вокзала и комплексную реконструкцию Красного моста через р. Ока;
  • реконструкция направления ул. Васильевская – ул. Спивака со строительством развязки на пересечении с Карачевским шоссе;
  • сооружение новых магистральных направлений общегородского значения, в том числе на основе существующей улично-дорожной сети города:
    • пер. Маслозаводской – ул. Афонина со строительством моста через р. Ока;
    • стыковка ул. Раздольной с трассой М-2 «Крым» в северной части города;
    • ул. Паровозная – ул. Силикатная с выходом на ул. Раздольная в северной части города;
    • новой магистрали вдоль железнодорожной линии Брянск – Орёл, связывающей ул. Автогрейдерная, мкр. «Ботаника», пер. Маслозаводской и ул. Городская.

Отдельно Ольга Красовская остановилась на развитии общественного транспорта и призвала орловцев сохранить трамвай – не давать сокращать маршрутную сеть, за которой – будущее, и это поняли во многих странах мира. И акцентировала внимание на необходимости линейного развития рекреационных зон вдоль рек.

У одного из присутствующих вызвало недоумение, почему некоторые улицы в центре заблокированы и не имеют продолжения. В ответ проектировщик говорил о возможности использования одностороннего движения.

В зале оказалось немало автовладельцев, чьи интересы оказались затронуты предложениями по застройке территорий нынешних гаражный кооперативов (в частности, ГСК «Энергетик») многоэтажными жилыми домами. Куда убрать 7,5 тысяч автомобилей, если участки отдадут под застройку, тем более что они находятся в собственности, – прозвучали такие вопросы.

Участники встречи обсудили проект изменений, кроме того все желающие подали свои предложения в письменном виде. Предложения и замечания оформлены протокольно.

У горожан ещё есть возможность отправить отдельные положения Генплана на доработку.

Согласно постановлению мэра, по 5 июня пройдёт 11 публичных слушаний по проекту Генерального плана города Орла во всех районах города. 29 и 30 мая слушания прошли. Вот график предстоящих встреч-обсуждений:

  • 31 мая 2017 года в 16-00 часов в большом зале в территориального управления по Железнодорожному району администрации города Орла (пер. Трамвайный, 1);
  • 1 июня 2017 года в 16-00 часов в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Орловский городской Центр культуры» (ул. Комсомольская, 261-а);
  • 2 июня 2017 года в 16-00 часов в большом зале администрации города Орла (Пролетарская Гора, 1);
  • 3 июня 2017 года в 9-00 часов в большом зале в территориального управления по Северному району администрации города Орла (Московское шоссе, 137);
  • 3 июня 2017 года в 12-00 часов в большом зале в территориального управления по Железнодорожному району администрации города Орла (пер. Трамвайный, 1);
  • 3 июня 2017 года в 15-00 часов в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Орловский городской Центр культуры» (ул. Комсомольская, 261-а);
  • 3 июня 2017 года в 18-00 часов в большом зале администрации города Орла (Пролетарская Гора, 1);
  • 4 июня 2017 года в 15-00 часов в большом зале администрации города Орла (Пролетарская Гора, 1);
  • 5 июня 2017 года в 18-00 часов в большом зале администрации города Орла (Пролетарская Гора, 1). 

С проектом внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Орёл» любой желающий может самостоятельно ознакомиться на официальном сайта администрации г. Орла, в разделе «Генеральный план».

Подготовила Ирина Крахмалева,

фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен

Новости по теме

Посмотреть все новости по теме

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться