18+ 10 января 2020 в 17:03 3892 11
Общество

Брянск выиграл лучший свет в суде. А что Орёл?

Соседний Брянск стал первым городом в России, который выиграл суд у компании, исполнявшей энергосервисный контракт. Через шесть лет после его реализации. В Орле по сходному спору пошли на мировую, но вопрос с наружным освещением не закрыт.

Фото: Анастасия Калинина

Как у них

В Брянске в конце 2019 года признали модернизацию освещения полностью провальной.

У соседей в судебном процессе участвовали комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации и компания-подрядчик.

Вот что сообщается на сайте администрации г. Брянска (публикация от 7 ноября 2019 года):

«Масштабное обновление некачественного уличного освещения стало возможным после того, как в этом году Арбитражный суд Брянской области принял решение о расторжении энергосервисного контракта, который был заключен с ООО «АйТи Энергофинанс Брянск» в 2012 году. Четыре года иск Брянской городской администрации к недобросовестной компании рассматривался в судах разной инстанции, и только в апреле 2019 года, наконец, было вынесено решение, по сути признавшее, что установленное ООО «АйТи Энергофинанс Брянск» оборудование, недостаточно освещает городские улицы».

Вот что удалось узнать из сообщений в брянских СМИ и изучения судебных решений. Подрядчик в рамках энергосервисного контракта весной 2013 года произвёл замену ламп наружного освещения. Так, из 22 тысячи уличных фонарей было заменено 17 тысяч. Яркие и мощные, энергозатратные заменили на экономичные, тусклые: ремонтники заместили старые газоразрядные лампы на новые, такие же, но с меньшей мощностью. То есть экономия была искусственно созданной.

Интересно, но властям оказалось не всё равно. Комитет по ЖКХ в октябре 2014 года подал в арбитраж иск с целью обязать подрядчика привести уровень освещённости на всех объектах муниципального контракта на энергосервис к нормативным значениям в соответствии с ГОСТ 54944-12, СП 52.13330.2011, ГОСТ Р52398-05. Суд проиграл. Подал апелляцию, потом кассационную жалобу, шагая по ступенькам судебной лестницы. Наконец, дошёл до Верховного суда. И снова – отказ.

Можно бы и руки опустить, и к негодному уличному свету привыкнуть, как ко всему на свете, по словам Ф.М. Достоевского, человек привыкает. Но брянская городская власть своих попыток добиться правды не оставила. Чиновники привлекали местных экспертов и столичных, когда начались суды. Пытались доказать в суде, что суммы из бюджета подрядчиком были получены незаконно, так как эффекта от энергосервисного контракта нет, а всё освещение не соответствует нормативным параметрам.

В итоге удалось добиться полного удовлетворения исковых требований комитета ЖКХ к энергосервисной компании и расторжения муниципального контракта. Взыскать с города Брянска более 179 млн рублей за оказанные услуги за период с сентября 2015 года по февраль 2018 года, а также пеней на сумму в 23 млн у ООО «АйТи Энергофинанс Брянск» не вышло.

В Брянске подсчитали: в бюджете удалось сохранить 320 млн рублей, которые нерадивый подрядчик хотел получить за свой тусклый свет. (В Орле с недавних пор многое измеряется... мостами, так вот, представь, читатель, это больше стоимости реконструкции моста Дружбы, на минуточку, примерно на 40 млн рублей).

«Сейчас у нас появилась возможность планомерно осуществлять замену светильников, не отвечающих нормативным параметрам, на современные светодиодные светильники. В этом году (в 2019-м. – Прим.ред.) большой объём работ выполняется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Нацпроект рассчитан на 5 лет, поэтому объёмы не снизятся. Не исключаю возможности, что в рамках нашей совместной работы с губернатором, региональным правительством городу будет выделены дополнительные средства, и мы сможем ускорить процесс замены некачественного уличного освещения», – рассказал руководитель Брянской городской администрации Александр Макаров.

В Брянске даже были выделены средства в объёме 20 млн рублей на строительство и ремонт линий освещения. Так что свет намерены провести даже на тех улицах, которые прежде были обделены фонарями. Если верить отзывам населения из видеосюжетов, представленных брянскими телеканалами, в городе становится действительно светлее. Это мнение разделяют и некоторые опрошенные редакцией жители Брянска, а также орловцы, посещавшие соседей в конце 2019-го.

Как у нас

В Орле ситуация оригинальная, как всегда бывает в нашем городе. Светло стало в конце декабря 2019-го – начале января 2020-го. Во-первых, световой день подрос, во-вторых, в центр Орла спонсоры доставили московскую иллюминацию, а людям делать нечего – все идут в центр, кто на карусель, кто к шашлыкам. Тепло, уютно, сытно и светло. А вот чем дальше от главной городской площади и пешеходной улицы, тем мрачнее.

Наша модернизация уличного света моложе брянской. В декабре 2015 года ПАО «Ростелеком» заключило с МКУ «УКХ г. Орла» энергосервисный контракт на совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования электрической энергии комплексом электроустановок наружного освещения, расположенных на территории города Орла. Предполагалась замена 11 607 светильников, установка 154 шкафов управления и развертывание Автоматизированной системы управления наружным освещением. При этом меняли устаревшие лампы ДНАТ и ДРЛ с жёлтым спектром свечения на современные светодиодные светильники с более холодной белой температурой свечения.

Результат замены не заставил себя долго ждать: водители пожаловались на чересполосицу на дорогах, пешеходов стали хуже замечать. Подрядчик объяснил обнаруженные недостатки просто: работы по модернизации велись на существующей инфраструктуре. То есть новые столбы никто не монтировал, новые линии освещения никто не строил – менялись просто светильники. Для экономии, которая проста: подрядчик тратится на «умную» городскую инфраструктуру, а потом в течение пяти лет возвращает себе затраты, а далее город сложившуюся экономию электроэнергии (73 процента) оставляет за собой.

В 2017 году в Орле проводилась активная аналитическая работа в части энергосервиса. Жалобы населения подкрепило экспертное мнение: замеры уровня освещения городских улиц подтвердили его недостатки. Город отказался принять акт сдачи-приёмки энергосервисного контракта, подписанного им ещё 13.06.2017 г. Тогда «Ростелеком» подал иск в арбитраж на УКХ с целью добиться подписания документа. Суд отложил рассмотрение дела на 2018 года, и на одном из заседаний истец заявил, что готов пойти на мировое соглашение. Ответчик подтвердил возможность урегулирования спора мирным путём. Мировое соглашение было утверждено Арбитражным судом 25 мая 2018 года. Напомним основные пункты мировой.

УКХ обязано не позднее 30 мая 2018 года принять работу истца по энергосервисному контракту, то есть подписать акт сдачи-приёмки выполненных мероприятий по контракту. «Ростелеком» обязан не позднее 1 ноября 2018 года подготовить изменённый проект модернизации наружного освещения, которым должны быть определены конкретные точки на улицах Орла, где будут проводиться работы по увеличению мощности уличного освещения. При этом проект в обязательном порядке должен быть согласован с УКХ. В свою очередь УКХ обязано согласовать проект модернизации в течение 5 рабочих дней с момента его получения от «Ростелекома». Доумощнение улиц города Орла должно быть произведено светильниками в количестве не более 3 112 штук общей мощностью не более 132,32 кВт в час. Измерять уровень освещённости должен был подрядчик своими силами, в присутствии представителя заказчика.

Начальным сроком достижения размера экономии по энергосервисному контракту является 1 июня 2018 года, конечным – 31 мая 2024 года.

Размер экономии энергетического ресурса, который должен обеспечить «Ростелеком» в результате выполнения мероприятий согласно энергосервисному контракту, составит не менее 57%. Потом в Орле начались проблемы с включением светильников: днём горят, ночью не включаются. Нет корректировки освещения. Некоторые светильники сгорели и не заменены. Собирались на комитетах горсовета, поднимали вопрос на комиссии по безопасности дорожного движения.

В это время успела уволиться начальница УКХ Светлана Климова, и в декабре 2018-го последний мост между подрядчиком и УКХ был сожжён – телеком-компания даже отказалась прислушаться к мэру, сославшись на то, что он не сторона в энергосвервисном договоре.

В «осиротевшем» УКХ г. Орла решили ещё раз изучить энергосервисный контракт. Год назад тема была ещё на пике популярности и вроде бы под контролем властей: в рамках гарантийных обязательств, поэтапно, с учётом аварийности, исполнителем энергосервисного контракта ПАО «Ростелеком» приступил к инвентаризации светодиодных светильников. Для восстановления освещения планировалось заключить контракты с учётом выделенного финансирования.

Читатель, чувствуешь разницу между подходами к разрешению ситуации в Брянске и в Орле? Подрядчик не исполнил контракт надлежащим образом? Ничего страшного, может исполнит. Подал в суд на заказчика? Ничего, можно заключить мировую. Не торопится исполнить условия мирового соглашения, утверждённого судом? Да и ладно, а кто эти условия вообще изучал?!

Вот поэтому возникает совершенно немыслимое: в конце 2019 года на комитете ЖКХ вдруг поставили вопрос, а эффективен ли энергосервисный контракт. Председателя комитета Владимира Букалова, сообщил сайт Орловского горсовета, смутил тот факт, что в 2020 году сумма на освещение увеличилась в сравнении с 2019 годом (2019 год – около 50 млн рублей, 2020 год – 75 млн рублей). Представитель УКХ рассказал, что в 2015 году городской бюджет на электроэнергию тратил 61,7 млн рублей, за обслуживание светильников – 20 млн рублей. В 2019 году городская казна на всё потратила 55 млн рублей.

«При подписании контракта нас уверяли, что будет значительная экономия, на деле же все выглядит немного иначе», – отметил мэр Орла Василий Новиков.

Народные избранники попросили КСП Орла провести проверку УКХ по вопросу эффективности муниципального энергосервисного контракта с ПАО «Ростелеком», в части полноты его реализации, достигнутых результатов в экономии бюджетных средств, в улучшении освещения города.

И только по итогам проверки контрольно-счётных органов к вопросу освещения Орла обещают вернуться.

Добрый совет редакции

Вот бы чиновникам Орла вдохновиться положительным примером Брянска – быть смелее и через суд достигать решений в пользу жителей города. А областным властям стоит приглядеться к рациональным действиям соседей, понявших, что по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» можно и строить дорожное полотно, и возводить мосты, и прокладывать линии освещения.

Ещё не поздно взять на вооружение брянский опыт, рождённый здравым смыслом. И тогда будет экономия бюджетных средств. И тогда будут понятные расчёты с подрядчиком. И тогда будет благодарность от населения. И тогда будет свет.

Ирина Крахмалева,

ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми

Новости по теме

Посмотреть все новости по теме

  • Spliter
    В Брянске, получается, иная администрация. Наша погрязла в откатах - всё мало, никак не нажрутся.
    Уверен - ничего не изменится, будет только хуже.
  • igor111
    Цитата :
    ...меняли устаревшие лампы ДНАТ и ДРЛ с жёлтым спектром свечения на современные светодиодные светильники с более холодной белой температурой свечения.
    Результат замены не заставил себя долго ждать: водители пожаловались на чересполосицу на дорогах, пешеходов стали хуже замечать...
    Вот когда-то давно меняли белые лампочки на жёлтые, было хорошо заметно преимущество тёпло-жёлтых, бо просвечивали до самого асфальта, чего не скажешь о бело-холодных. И противотуманки в автомобилях, наверное, случайно жёлтого цвета были. :-)
  • remocom_
    Туляки мудрее всех поступили в данном вопросе. Уличные осветительные приборы для чего вообще предназначены? - Для создания ОСВЕЩЁННОСТИ на дороге и на тротуаре.

    Именно эту величину они и прописали в договоре - под столбами освещённость должна быть не ниже такого-то значения, между столбами - не ниже такого-то значения, при расстоянии между стобами не выше такого-то.
    Вот и вся высшая математика. И предупредили, что после установки эту освещённость будут проверять и перепроверять много раз, привлекут даже независимых экспертов. Освещённость будет ниже - платить деньги не будем.

    так появились вот такие лапти на столбах - световые полоски расположены в 6 рядов, а не в два, как у нас в Орле.

    Разумеется экономисты начали вонять - светильники дюже дорогие получаются, да и экономия по электроэнергии не такая большая оказалась, как ожидалась.

    А наши - так на оборот в договоре прописали - ЭКОНОМИЯ ПО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 80% и СТОИМОСТЬ СВЕТИЛЬНИКА НЕ ВЫШЕ ТАКОГО-ТО...
    Так вот чего хотели - на то и налетели - нате вам дешёвые и тусклые светильники. А освещённость? - А никто и не говорил про освещённость. А потом судятся, мировые соглашения заключают, доумощняют, изворачиваются, изобретают велосипед.

    Понятное дело светодиоды экономию дают, но я шот не слышал такую цифру, как 80 % по сравнению с ДНАТ/ДРЛ. 30% - 40% - возможно, но не 80% . Если только по сравнения с накалками, то да.
    Связано это дело со светоотдачей - ещё одна физическая величина, она уже давно известна для каждого типа светильников

    по которой можно прикинуть примерную экономию по электроэнергии



  • AK
    Рад за Брянск. Что признали свою ошибку и пытаются её исправить.
  • Danya_man
    Ну, в Брянске молодцы. Туляки молодцы. А наше УКХ как было рукожопами, так и остались. Тут же дело у нас не в лампах, а в том, что надо было менять изначально инфраструктуру, столбы. И до сих пор с этим ничего не решают. Такие вот у нас "хорошие" управленцы.
  • dimatest
    Вот сейчас скажу фразу, которую все ненавидят: начни с себя.
    Повесь на рюкзак, капюшон, руку или еще куда-нибудь такую простую вещь, как светоотражающую ленту. И вас станет очень хорошо видно при любом освещении. Я езжу, не испытываю недостатка света, в целом все ок, но пешеходов не видно. Они просто сливаются с асфальтом, даже если пешеходный переход хорошо освещается (а за орлом, в районе нарышкино со светом все ок, там желтые фонари горят).
    1
    • crazy_panochka

      и как и с мостами, тема освещения никого не интересует.

      dimatest, так ведь дело то не только в пешеходах на проезжей части, тут я согласна, их видимость - дело не только количества света, но и светоотражающих элементов. Проблема еще и в том, что ты идешь, как пешеход, по тротуару - и тебе не видно, что у тебя там под ногами, особенно учитывая, что тротуары у нас редко ровные, плитка не всегда на месте. Щас гололед чуть исправил ситуацию - все блестит и переливается))) А когда грязь - ты даже этой грязи не увидишь, пока в нее не наступишь.
    • изотопыч
      Цитата dimatest:
      Вот сейчас скажу фразу, которую все ненавидят: начни с себя.
      Повесь на рюкзак, капюшон, руку или еще куда-нибудь такую простую вещь, как светоотражающую ленту. И вас станет очень хорошо видно при любом освещении. Я езжу, не испытываю недостатка света, в целом все ок, но пешеходов не видно. Они просто сливаются с асфальтом, даже если пешеходный переход хорошо освещается (а за орлом, в районе нарышкино со светом все ок, там желтые фонари горят).
      Ну это какоето извращение. Одно другому не мешает.
      Можно и улучшать освещение и дороги и одновременно пришивать нашивки. Можно и урны расставить и дворникам деньги платить и контролировать и стараться не мусорить. А так - странная логика. Платишь налоги, а как дороги в ямах - начни с себя, купи (за оставшиеся от уплаты налогов деньги) танк. Развалили общественный транспорт - начни с себя, ходи пешком. Разрушили 2 моста и украли деньги - начни с себя, добирайся вплавь
  • barsukovjke1g
    Свет у нас ужасный! Лучше вообще не было.
    Если фары на машине слабые, то действительно - лучше бы не делали. Или сделали обычные накаливания
  • An_art
    только витрины магазинов и спасают, хоть что-то можно разглядеть
    1
  • AK
    Но Брянские власти хоть поняли свою ошибку, признали её и теперь пытаются что-то предпринять. А у нас всё замялось и затихло
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться