18+ 3 апреля 2014 в 15:09 1776 0
Культура

Любовь или смерть Саксофониста в интерпретации театра «Русская сцена»

В Орле продолжается V международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI-2014».

Во второй день фестиваля зрители увидели, а жюри оценило два спектакля — «Жуковский. Прощание» (Государственный Пушкинский Театральный центр, Санкт-Петербург) и «Саксофон...IST» (театр «Русская сцена», Берлин).

Притча о жизни и смерти

История в спектакле «Саксофон...IST» начинается довольно традиционно для дня сегодняшнего. Он (Андрэ Мошой) и Она (Ксения Кохлер) после бурной ночи, подробности которой они слабо помнят, просыпаются в одной постели. Такая типичная ситуация. А может, и нет? И всё сложнее, чем нам кажется?

История действительно запутана. Поначалу ты смотришь и не понимаешь, кто эта странная женщина, что она хочет вообще, зачем пришла и почему не уходит? Кого хотел нам показать режиссёр? В какой-то момент, если идти по самому простому пути и не вдаваться в детали, ты решаешь, что это красивая история любви. Но потом... потом появляются символы, знаки.

На знакомство друг с другом нашим героям отведено девять дней. В квартире постоянно срабатывает автоответчик, в дверь кто-то звонит, зовёт, но всё это остаётся без ответа. «Здесь нет ни души. Нас нет нигде» — кричит кому-то вслед Она. И тут догадки становятся ощутимей, возможно, их и вовсе нет. А эта девушка, быть может... сама Смерть?

Уже потом, на обсуждении спектакля, кто-то из членов жюри признаётся, что так и не догадался, что это девушка была смертью. Может, в этом и есть главная идея — сумеет человек увидеть смерть, хотя бы вероятность её присутствия, невозможность её избежать, или так и останется при мысли, что всё это — история любви?

— Мой герой тоже не сразу узнал смерть, он долго не мог понять, кто эта незнакомка, — говорит Андрэ. — Его, так же, как и меня, мучают вопросы: что это за девица, которая приходит за каждым из нас? Почему мы должны согласиться с ней уйти? Человек, которому нравится жить, будет бороться до последнего. Но у него выбора: всё равно нет, ему придётся с ней уйти.

Много вопросов появилось и у меня как у зрителя. Почему человек, ведущий диалог со своей смертью, говорит о каких-то неважных вещах? Зачем на сцене появляются неуместные предметы? По мнению театрального критика Григория Заславского, вообще в спектакле очень много немотивированных вещей (допустим, на открытие клуба обычно приходят не 40 лиц, а значительно большее количество, вино Бордо 1963 года не пьют «из горла» и так далее). Кому -то из критиков не хватило трагизма во всей этой постановочной истории, якобы, человек встретился со смертью и ведёт себя как-то несерьёзно.

Но, постойте, во-первых, не каждый (далеко не каждый) из нас встречался со смертью. И вправе ли он говорить о том, как должен себя вести человек? Во-вторых, у каждого смерть своя, и реакция на неё будет тоже разная, мне так кажется. И если один будет спокоен в этот момент, то другой — кто знает, может, станет пребывать в недоумении или даже безумии.

Другое дело, что смерть в этой работе получилась какой-то неубедительной (естественно, это личное мнение), какой-то без контуров, не характерной. И только благодаря игре Андрэ и видению этой Смерти его глазами удалось считать этот посыл.

Кстати, если уж говорить о том, кто и как встречает свою смерть, то здесь мы видим, как герой с ней танцует. Пластике спектакля надо отдать должное. Эти линии движения, на мой взгляд, не вуалировали идейную мысль, не отвлекали внимание и не были лишь формой. Эти линии стали содержанием. Они тоже несли в себе смысл — процесс перехода на ту сторону может быть не статичным, а живым, он может таить в себе надежду на шанс вернуться к жизни ещё раз.

И если уж задуматься о переходе в мир иной, то в этом спектакле прослеживается мысль о реинкарнации. Финал остаётся открытым. На сцене появляются Он и Она. Но кто они — те самые Они или другие, решать зрителю.

Максим Городецкий,

фото Ирины Крахмалевой


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться