Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
ОНФ: Мониторинг детских лагерей выявил нехватку образовательных программ
Мониторинг более 400 детских лагерей отдыха и оздоровления в 85 субъектах РФ показал, что учреждения сталкиваются проблемами в области образовательных программ: наличия лицензий на образовательную деятельность, подготовки квалифицированных кадров.

При этом родители в целом положительно оценивают педагогический состав лагерей.
Эксперты ОНФ отмечают, что 61% лагерей не имеет лицензии на образовательную деятельность, несмотря на это, в половине из них - 53% ведется кружковая и досуговая работа, в 38% лагерей реализуются профильные и педагогические программы, в 7% проводятся игры и занятия спортом, 2% лагерей занимается проектной или исследовательской работой, 7% не реализуют никаких программ.
При этом детские лагеря, предназначенные для отдыха и оздоровления, рассматриваются как самостоятельный сегмент образовательной системы, который расширяет возможности основного и дополнительного образования, совмещая все элементы развития.
Родительское сообщество позитивно оценивает эту тенденцию: 90% родителей, опрошенных экспертами ОНФ (всего в опросе принимали участие 1500 родителей), хотели бы, чтобы в лагерях осуществляли реализацию образовательных программ. При этом 24% хотят разнообразить кружковую работу, 13% усилить образовательную программу, 12% повысить уровень профессионализма вожатых и педагогов.
В некоторых лагерях сложилась положительная практика проведения экскурсий: в Республике Башкортостан детские лагеря приглашают к себе театр юного зрителя и планетарий; в Свердловской области - осуществляют выезд в зоопарк и музеи с мастер-классами; в Забайкальском крае - общественные организации и творческие коллективы приезжают в детский лагерь; в Костромской области – осуществляются прогулки на теплоходе по р. Волга, выездные представления Костромского и Ивановского театров, Шоу Мыльных пузырей.
Однако, в 45% лагерей из 53 субъектов РФ выездные мероприятия не проводятся. По мнению экспертов ОНФ, качественная реализация образовательных программ и содержательного досуга зависит от соответствия педагогов профессиональным стандартам и квалификационным требованиям. Однако, факты недостаточной подготовки педагогов и вожатых к работе выявлены в 7% учреждений в 15 субъектах РФ.
«На сегодняшний день нет понятного алгоритма подготовки сезонных кадров (вожатых, педагогов, инструкторов, медработников, поваров, которые готовы сезонно работать в лагерях, при том, что вне каникул они могут реализовываться и зарабатывать в смежной или совсем иной сфере), которые могут работать и со здоровыми детьми, и с детьми с ОВЗ. При этом ответственность за все происходящее в лагере лежит целиком и полностью на руководителе. Подготовка профильных кадров, хотя бы на уровне разработки и внедрения методологии, должна входить в программу «Доступная среда», поскольку именно эта программа находится в межведомственном поле» - считает член регионального штаба ОНФ в Республике Татарстан Зарина Файзрахманова.
Несмотря на проблемы, большинство опрошенных родителей 93% поставили высокие оценки работе педагогического состава, а 96% детей остались довольными отдыхом в лагере. В большинстве детских лагерей интересно организована учебная и воспитательная работа только благодаря энтузиазму и мастерству педагогических работников.
Эксперты отмечают необходимость принятия мер по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для лагерей отдыха и оздоровления в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в том числе рассмотреть возможность включения мероприятий по развитию системы дополнительного образования в лагерях в региональные программы развития образования.
Также необходимо повысить материальное положение и социальный статус педагога и вожатого.
«Очевидно, что система детского отдыха в России сегодня страдает системными проблемами — нехватка кадров, отсутствие современных образовательных программ и комфортных условий пребывания — все это может привести к снижению количества детей, отдыхающих в детских лагерях. А ведь для многих из них это единственная возможность провести лето с пользой. Необходимо расширять возможности в этой сфере, расширяя партнерства с ведущими педагогическими коллективами страны, привлекая к работе с детьми некоммерческие организации, образовательных волонтеров», - считает координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Любовь Духанина.
«Активисты Народного фронта и партнеры проекта ОНФ «Равные возможности — детям» уже занимаются организацией летнего отдыха детей. Например, детские технопарки «Кванториум» запускают научно-технические программы отдыха детей и вводят специальный показатель - вовлечённость технопарков в волонтерскую деятельность. Российские студенческие отряды при поддержке педвузов реализуют проект «Городское лето». При организации летнего отдыха мы должны учесть наклонности и интересы всех детей. Нужно максимально разнообразить летние программы по формам и содержанию. Повысить образовательное и культурное развитие школьников позволит организация профильных смен, инженерных и научных школ, языковых программ. Активисты, волонтеры и просто неравнодушные люди уже активно над этим работают в рамках проекта ОНФ «Равные возможности — детям». Многие делают это совершенно безвозмездно, на основании личной инициативы; а наша задача — оказать образовательным волонтерам максимальную поддержку и снять имеющиеся ограничения», - добавила Духанина.
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/onf-monitoring-detskih-lagerey-vyyavil-nehvatku-obrazovatelnyh-programm.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.