Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Журналист InfoOrel.ru примерила форму сотрудника Отдельного батальона № 1 ДПС
Накануне профессионального праздника сотрудников ГИБДД журналист InfoOrel.ru отправилась на вечернее дежурство вместе с одним из экипажей Отдельного батальона № 1 дорожно-патрульной службы.

«Оборотень в погонах»
Служить в ОБДПС № 1 мне довелось в звании младшего лейтенанта милиции. У орловской ДПС всего 2 батальона. В первом – 5 взводов, по количеству районов в городе, плюс Орловский район. Второй батальон обслуживает другие районы Орловской области.
За полчаса до развода батальона мне выдали форму. Одежда оказалась на несколько размеров больше: коллега из отдела пропаганды ГИБДД по Орловской области пояснила, что для хрупких девушек это - типичная проблема. Впрочем, ушивать ничего не пришлось - в спешном порядке мне нашли подходящую юбку.
При первой встрече с командованием батальона получила шуточное звание – «оборотня в погонах» и поймала несколько настороженных взглядов новых коллег: среди почти 150 сотрудников ГИБДД едва ли наберется десяток представительниц прекрасного пола.
В 18-30 начинается развод. Служить предстоит во вторую, вечернюю, смену. Сейчас, в летнее время, график дежурств гаишников такой: вместо трех восьмичасовых смен – две двенадцатичасовые.
Пока я стою в стороне, милиционеры внимательно выслушивают ориентировку, записывают задания – для наряда и личные, фиксируют в блокнотах номера угнанных автомобилей. Командир батальона закрепляет меня за экипажем старшего инспектора, старшего лейтенанта милиции Андрея Миронюка.
Ответственный по взводу, Андрей сначала идет «принимать» возвратившуюся смену. Провожаю взглядом отъезжающие экипажи – наша «семерка» с бортовым номером «454» отправляется последней. Согласно карточке маршрута патрулирования, дежурить будем в Советском районе.
В машине – радар «Визир», кипа бланков протоколов о нарушениях ПДД, алкотестер. Через час после дежурства, вернувшись «на базу», загружаем в багажник еще 2 автомата и соответствующую экипировку – «так положено, на всякий случай».
В парке сотрудников ГИБДД в основном «семерки», «пятнадцатые». К празднику в этом и в 2009-м получили 4 новых служебных автомобиля. Есть и «Волга» - в порядке исключения новоиспеченные «коллеги» предлагают «покатать корреспондента». Отказываюсь: не до шуток, я же на службе.
«Наша служба и опасна, и трудна»
Знакомлюсь с «напарниками» - Андреем Миронюком и Евгением Шикановым, лейтенантом милиции, инспектором ДПС.
Андрей в милиции уже 12 лет. Пришел служить сразу после армии, по призванию. Работать нравится, но обидно то, что нет материального стимулирования. Бензин и ремонт служебного автомобиля - за свой счет, так как сотрудники ДПС «сидят» на муниципальном финансировании. Даже милиционерам с высокими званиями зачастую приходится искать дополнительный заработок, чтобы обеспечить семью.
Работа сотрудника госавтоинспекции не сводится к тому, чтобы «махать жезлом» и штрафовать «налево-направо». Стационарных постов ДПС сейчас в Орле нет. Поэтому и в зной, и в холод приходится работать прямо на дороге. Все прелести летней вечерней (а днем каково?!) духоты я успела ощутить на себе.
После изменений в законодательстве, когда решение вопросов относительно «мелких» ДТП отнесли в компетенцию самих участников дорожного движения, обращений граждан в ГИБДД меньше не стало. Нередко водителю сложно составить адекватную схему ДТП. Тем более, каждый считает, что в той или иной ситуации прав именно он.
По наблюдениям моих новых «коллег», каждое 4-е ДТП происходит в нашем городе с участием зевак – тех, кто ради праздного любопытства останавливается поглядеть, что там и у кого приключилось.
Сотрудникам ДПС приходится также «подрабатывать» медиками на дороге. Раз в 2 недели они проходят медицинскую подготовку. Нередко они первыми оказываются на месте происшествия, где пострадавшему требуется помощь. Впрочем, действовать нужно осмотрительно, говорит Евгений. Для начала необходимо оценить, какие могут быть повреждения у пострадавшего и вмешиваться с большой аккуратностью. Иногда пострадавшего лучше не трогать до приезда медиков, чтобы не причинить еще больший вред.
Мы не сидим «в засаде» - мы патрулируем район. Находим пару точек с односторонним движением. Глушим мотор и внимательно отслеживаем проезжающий мимо транспорт. Конечно, радар «на чеку» - на случай, если будут желающие превысить скорость, игнорируя дорожный знак. Параллельно останавливаем разные автомобили. У милиционеров взгляд наметан: «восьмерки», «девятки», «пятнадцатые модели» угоняют довольно часто, плюс перебивают номера. Замечаем машины и вовсе без номеров – тормозим, проверяем владельцев. У девушки-водителя в машине не оказалось доверенности – ждем, когда подъедет ее муж и привезет документы. Останавливаем «Ниву-Шевроле». Пока Андрей общается с водителем, Евгений беседует с пассажиркой, смотрит, обеспечена ли безопасность ее маленьких детей на заднем сидении. Женя дает советы, как лучше пристегнуть ремнями безопасности ребенка тщедушного телосложения, говорит при этом вежливо.
- Под конец смены вообще неплохо было бы пообщаться с психологом. У нас за день попадаются15-20 человек, кто желает нам нагрубить. Мы стараемся общаться по-человечески: ведь водитель итак испытывает стресс на дороге, а тут его еще и останавливают - вдруг человека потом целый день будет колотить.
Отдельная работа проводится и с пешеходами. Регулярно осуществляется мониторинг наиболее опасных переходов в определенные часы – там выставляют патруль. Пешеходов штрафуют редко - в основном они обходятся внушениями. А вот если водитель не пропустит человека в указанном месте, ему придется заплатить за это нарушение от 800 до 1000 рублей.
С центральных улиц уходим во дворы – туда иногда заезжают подозрительные машины, которые тоже желательно проверить.
На Карачевском шоссе тормозим «Волгу» с белорусским номером. «Как-то неуверенно она движется», - поясняют мне Андрей и Евгений. Оказалось, что водитель из Белоруссии ехал в Орле к дальним родственникам, точной дороги не знает. Объясняем ему маршрут.
«Обезьяны» и «лишенники»
Как и у представителей других профессий, у сотрудников ДПС есть свои жаргонные словечки. Самые «ходовые» - «обезьяна» и «лишенник». Первое означает «пьяный человек, неадекватно реагирующий на сотрудника ГИБДД, проявляющий хамство, агрессию, не выполняющий требований предъявить документы и пройти освидетельствование, доказывающий при этом, что абсолютно трезв». «Лишенник» - тот, у кого изъяли водительское удостоверение, но, вопреки закону, снова севший за руль.
- Если бы вы с нами в выходной да поздним вечером поехали, вы бы такого насмотрелись! – утверждают «напарники». – В минувшее воскресенье вообще пришлось погоню устроить – угонщика задержали на автозаправке в пределах города, когда тот врезался в такси.
Сообщения о кражах автомобилей и других чрезвычайных происшествиях патруль получает прямо во время несения службы - всю информацию от правоохранительных органов аккумулирует дежурный, он же передает ее батальону по рации. Нередко приходится помогать и «ППС-никам» - в зависимости от того, где окажешься при патрулировании.
«Конечно, хочется, чтобы отношение к милиции в обществе изменилось в лучшую сторону. Нередко молодежь приходит служить «от чистого сердца», с приподнятым настроением. Милиция будет всегда – может, только название для этой структуры изменится. За нами – поддержание порядка, ведь наша главная задача – предотвратить нарушение, а не зафиксировать его» – делятся соображениями «коллеги».
Моим новым знакомым не привыкать до шести утра быть в наряде. Мое дежурство заканчивается около 23.30. Чувствую себя уставшей, хотя не прошло даже половины смены. Слава богу, что никаких особенных происшествий на дороге не случилось – все-таки спокойнее ложиться спать, когда твое воображение не бередит какая-нибудь резкая картина.
Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru
фото автора
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/jurnalist-infoorelru-primerila-formu-sotrudnika-otdelnogo-batalona--1-dps.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.