Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Известный арт-дизайнер рассказал о том, как сделать город узнаваемым
В субботу, 15 декабря, Орёл посетил Эркен Кагаров, один из лучших российских дизайнеров, арт-директор студии Артемия Лебедева. Со всеми желающими он поделился опытом брендинга территории Пермского края.

Эркен Кагаров 16 лет руководил собственной компанией, которая занималась различными видами дизайна. С сентября этого года он работает в студии Артемия Лебедева. А до этого, с 2010 года, как раз и был руководителем Пермского центра развития дизайна (ПЦРД).
- Свою работу ПЦРД начал в конце 2009 года, - говорит Эркен Кагаров. – Тогда в Перми был провозглашён курс на модернизацию за счёт культуры. А это должно было повлиять и на экономику. Сам город довольно сложный. Из города уезжали люди, особенно молодёжь, так как там было неинтересно. И это, на самом деле, большая проблема. Была сделана ставка на изменение культурной жизни, облика города, появление новых производств, ориентированных на постиндустриальную экономику. Появилась программа с достаточно радикальным заявлением: «Пермь – культурная столица Европы 2016».
Брендинг территории подразумевает её продвижение и обретение популярности. Нужно это для привлечения инвестиций, туризма и, наконец, для того, чтобы жители данной местности могли ощущать себя достаточно уютно там, где они живут, и гордиться своим городом.
Визуализация Пермского края, как часть процесса брендинга, началась с появления логотипа, который создал Артемий Лебедев – красная буква «П». Далее скорректировали городской герб, сделали работу по городской навигации и даже придумали собственный шрифт – Permian. Сейчас его используют и предприятия, и местные газеты. Шрифт стал символом Перми.
- Одним из самых крупных, - продолжает Эркен Медатович, - был проект пермских остановок. Их дизайн разработала студия Лебедева. По проекту задняя сторона остановки должна быть с картинкой. Всего сделали пять таких объектов с разными рисунками. Остановка стала и предметом городского искусства, и своего рода визуальным ориентиром. Но возникла сложность с производством таких остановок, потому что не было тогда ещё специальной документации. Поэтому все остановки выполнены по-разному, и надо сказать, не очень хорошо.
Изменение облика Перми предполагало и внедрение современного искусства в городе. Правда, на первых порах многие жители критично отнеслись к появлению таких неоднозначных арт-объектов. Тремя самыми «ненавистными» предметами пермяков стали «красные человечки», «Пермские ворота» и «зелёное яблоко».
«Red people», или «красных человечков», установленных в сентябре 2010 года, некоторые горожане невзлюбили из-за того, что один из них оказался сидящим на здании пермской краевой государственной филармонии. Люди возмущались и задавались вопросами: зачем его туда посадили? Губернатор с ума, что ли, сошёл? И на что опять пошли народные деньги?
Мнения по поводу сделанных из брёвен «Пермских ворот» тоже разделились. Одни говорят, что это здорово, необычно, современно. А другие снова возвращаются к вопросу траты средств, в данном случае аж 9 млн.рублей.
Третий объект, вызвавший споры, «Зелёное яблоко», стоит рядом с публичной библиотекой, что символизирует взаимосвязь нового со старым. Здесь пермским жителям пришлось не по нраву то, что яблоко является символом Нью-Йорка.
Но, несмотря на первичные недовольства и сомнения, именно появление таких предметов способствовало продвижению города, об этом говорили, писали, это обсуждали. И благодаря этому узнаваемость города значительно возросла.
В числе проектов по изменению среды в Перми были и провокационные. И один из них – «ВЛАСТЬ» - большие бетонные буквы, они же скамьи. Получается, можно и посидеть на «власти» и даже походить. А располагается этот объект-скульптура неподалёку от здания законодательного собрания Пермского края.
Как отметил Кагаров, брендинг Пермского края имел свои положительные результаты. По исследованиям прошлого года, значительно сократилось количество людей, которые рассматривают вариант переезда в другой город. Одновременно с этим увеличился приток населения. Пермь стала одним из лидеров по количеству проводимых конкурсов и фестивалей. Выходит, что силами современных инструментов можно изменить ту среду, в которой мы обитаем, и отношение людей к ней.
Пришедших на лекцию известного дизайнера интересовал вопрос о возможности изменения облика Орла. Эркен Медатович, конечно, успел окинуть город лишь беглым взглядом. Но нашёл, что посоветовать:
- Ваш «орёл» на вокзале стилистически не интересен. Можно придумать какие-то другие штуки на тему города с современным решением. И ещё у вас дома сверху донизу увешаны рекламой. Вообще-то сейчас издан закон о размещении вывесок на зданиях, там много ограничений. Надо хотя бы сделать эту рекламу на улицах более упорядоченной, чтобы людям было приятно ходить. А пока что ходить по улицам многих городов России совсем не приятно.
Ольга Аверкиева, фото автора
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/izvestnyy-art-dizayner-rasskazal-o-tom-kak-sdelat-gorod-uznavaemym.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.