29 декабря 2014 в 17:37 10532 0
Культура

Священное послание Сальвадора Дали

Уникальной выставкой в Орловском музее изобразительных искусств закрывается Год культуры в Орле. Здесь представлена самая масштабная графическая серия величайшего художника ХХ века Сальвадора Дали.

В 2012 году взору орловцев были представлены цветные литографии Марка Шагала на библейские сюжеты. На сей раз Орловский музей изобразительных искусств демонстрирует осмысление Библии другим экстравагантным живописцем XX века, испанцем Сальвадором Дали. Что интересно, преобразование работы над Священным Писанием в литографии у обоих художников происходило примерно в один период – 60-е годы прошлого столетия.

Выставка Дали – это продолжение проекта «Имена, которые покорили мир» московской компании «АртгиТ». В феврале нынешнего года любители искусства знакомились с графическим циклом «Suite 347» Пабло Пикассо. Открыть аудитории неизвестные стороны творчества известных на весь мир художников – вот одна из целей, которую преследуют организаторы проекта. Уверенные в том, что такого Дали в России ещё не знают, они везут выставку по разным городам: до Орла изображения экспонировались в Костроме, а после нашего города поедут в Ижевск.

Чем покоряет данная выставка? Во-первых, подачей. Видно, что для её создателей важно было не просто, ЧТО показать, но ещё и КАК это сделать наиболее удачным способом. Поэтому музейные залы оформлены по-особенному: большие графические листы с рисунками Дали размещены на бордовом фоне и развешены под особым по отношению к зрителю углом, так, как если бы мы держали на весу больших размеров открытую книгу. Но не простое издание, а Книгу Бытия. Издание на латыни, подготовленное Ватиканом и содержащее иллюстрации Сальвадора Дали, на выставке под стеклом также демонстрируется. Буквально за полчаса до официального открытия выставки орловским журналистам позволили в одну из книг 5-томного сборника заглянуть. Разумеется, аккуратно, через посредничество Александра Щелякова, арт-директора компании «АртгиТ», куратора выставки. Зрелище незабываемое: огромные листы бумаги ручной выделки, сторона сверху покрыта сусальным золотом, каждый лист содержит водяные знаки, в том числе и С. Дали. Имеется и обязательное уведомление издательства о том, что все работы отмечены экземпляром № 17 и в такой технике и в таком виде никогда и нигде повторены не будут. Подлинность привезённых литографий подтверждаются сертификатами, выданными после заключений международных экспертов.

Теперь о самой экспозиции. В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто проиллюстрировать новое издание Библии (Biblia Sacra) и с огромным интересом принялся за работу. Известно, что прежде имела место быть встреча с Папой Римским. В 1963-1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш и переведённых в 1964-1967 годах в литографии. Таким образом, появился самый масштабный в творчестве Дали графический проект. Каждая иллюстрация в книге находилась под калькой, пронизанной нитями из чистого золота. Для посетителей же выставки на уровне глаз доступна интерпретация самых главных в истории человеческого рода событий. Что интересно: за ста пятью рисунками открываются неизмеримые пласты времени и пространства. Почему именно столько иллюстраций? Дело в том, что в количестве и сюжетах Сальвадора Дали, как следует из источников, никто не ограничивал. 104 работы посвящены Ветхому и Новому Заветам, книгам пророков, «Откровению» Иоанна Богослова. 105-я – это портрет святого Иеронима, который явился первым переводчиком Библии на латынь. Все события от Сотворения мира до последних дней земной жизни Иисуса Христа, если присмотреться внимательно, между собой перекликаются.

«Приведу пару примеров своеобразной игры С. Дали с нами. Обращаю ваше внимание на сюжет, где Авраам заносит орудие на сына Исаака. Оба ведь молодые люди. Как такое может быть? Вероятно, это такая попытка Дали наши знания соединить. Ведь за этим сюжетом может стоять и другой, не менее известный нам: Каин поднимает руку на брата Авеля. То есть текст об одном, а изображение – другое, намекающее на повторение библейских историй, их взаимосвязь. Или вот такой сюжет. Вознесение пророка Илии – колесница прямо на наших глазах с бешеной скоростью рвётся ввысь. А если бы иллюстрация была горизонтальной, мы нашли бы в картине только статику. Но события происходят в один момент. Всё было, есть и будет. Вот и вспомните знаменитые «Мягкие часы». Заметьте, как мастер отходит от персонификации конкретных исторических героев. Есть не их портреты, а, скорее, образы. Попытайтесь искать мелочи в этих изображениях», – такими наблюдениями поделился Александр Щеляков.

Организаторы выставки постарались акцентировать внимание посетителей и на самом тексте, который послужил основой для иллюстраций. В подписи к литографиям центральная часть из нескольких слов, выделенных жирным шрифтом, есть название, взятое из Библии самим Дали, а обрамляющие его фразы – уже современные дополнения, позволяющие глубже вникнуть в историю, отражённую в картине.

Кажется, что С. Дали искал что-то родное своему мировосприятию, и вся оригинальная серия есть некое переосмысление той самой сюрреалистической манеры, по которой художника в основном и узнают. Безусловно, перед нами эксперимент. Оригинальная попытка мастера прочитать канонический библейский текст и создать из него текст новой реальности, придав ему особую художественную форму, собственную связность и нарастив дополнительным смыслом. Согласимся с организаторами выставки: представить себе, что вы откроете для себя в экспозиции, можно, но вот заранее спрогнозировать эмоции, которые вам доведётся испытать, невозможно. Рекомендуем получить собственное впечатление от увиденного. 

Выставка продолжит работу по 1 марта 2015 г.

Часы работы с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 21.00.

Выходной – понедельник.

Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29. Тел. 76-27-41, 76-05-86.

Справочно

Литография – это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Получается оттиск с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря специальной обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и чёрного цвета. Каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.

Ирина Крахмалева,

фото автора и Оксаны Полуничевой


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться