3 апреля 2014 в 14:33 2436 0
Культура

Жуковский сегодня: во второй день фестиваля «LUDI-2014» вместе с Сергеем Барковским читали письма о Пушкине

Вторая страница нашего Дневника V международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI-2014».

2 апреля на малой сцене театра «Свободное Пространство» был показан спектакль Андрея Андреева  «Жуковский. Прощание» в исполнении Сергея Барковского от театрального Пушкинского центра из Санкт-Петербурга. Автор сценарной идеи –худрук центра, народный артист России Владимир Рецептер, давно и страстно отстаивающий идею о «полном театральном собрании сочинений Пушкина».

Сергей Барковский – заслуженный артист России, лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, именитый актер Санкт-Петербурга, любимец публики, известный орловскому театральному зрителю по спектаклю «История села Горюхина», принимавшему участие в I международном фестивале «LUDI» в 2010 году.

Моноспектакль по письмам В.А.Жуковского «Жуковский. Прощание» –  заключительная часть трилогии, включающей «Историю села Горюхина» и «Авдея Флюгарина». 

Литературной основой спектакля стали два письма, написанные В.А. Жуковским в феврале-марте 1837 года. Первое адресовано отцу Александра Сергеевича Пушкина, Сергею Львовичу второе – Александру Христофоровичу Бенкендорфу. Пушкина не стало 29 января 1837 года, в день рождения Жуковского, который с тех пор перестал справлять свой праздник.

Удивительная сила театра превратила зрителей в невидимых наблюдателей и перенесла сквозь времена прямиком в 19 век. Пред ликом внимающей тишины предстал Василий Андреевич, знаменитый поэт, родоначальник романтизма в русской литературе, «побеждённый учитель» и близкий друг Пушкина. Он невероятно взволнован, он пишет письмо, в котором описывает последние часы жизни не просто друга, не только великой личности, а национального достояния России, столпа современной русской культуры, в том числе языковой. Сколько самоотдачи, чистоты в натуре самого Жуковского! С огромным трепетом, пытливой, скрупулёзной внимательностью им переданы малейшие движения умирающего А.С.Пушкина, подобрано и запечатлено чуть ли не каждое его слово, пожелание. Он описал  достойную, благородную смерть, повергающую в изумление.

Второе письмо – это уже буря, взрыв затаившейся досады и скорби.

Жуковскому было поручено разобрать бумаги почившего гения, и к нему был приставлен для надзора жандармский генерал-майор Дубельт. Среди всех тяжелейших огорчений Василию Андреевичу пришлось пережить ещё одно: кто-то подглядел, что он вынес какие-то бумаги. Жуковский действительно забирал на время письма Натальи Николаевны. Но так ведь личная переписка никого касаться не может! Весь абсурд обвинений, незаслуженное, несправедливое отношение к Пушкину Жуковский вскрывает скальпелем рассудка в своем язвительном письме к российскому военачальнику, шефу жандармов Бенкендорфу. Недаром гласит восточная пословица: «Бойтесь гнева доброго человека».  Эта ситуация и эти слова напоминают до боли день сегодняшний.  Издевательское  отношение к  людям, Художникам, которыми будут гордиться грядущие поколения, трудами которых будут восхищаться, осталось в тренде.

В полнейшей тишине на протяжении спектакля раздались лишь две реплики зрительницы: «Невероятно!» и «Потрясающе!».

Сергей Барковский в окружении минимальных условных декораций держит зал полтора часа в напряжении, вырывая из будничности, чтобы завести разговор о знаковом и принципиальном историческом событии, в котором разом охватываются аспекты культуры, политики, общественности. События минувших дней перестают восприниматься как архаизм, они становятся понятными и близкими, через них проступают черты нашего сегодняшнего времени. Как точно и своевременно звучит его фраза из письма: «Гений есть общее; в поклонении гению все народы родня!». Неужели мы не учимся на своих ошибках? А может, пережитое предками так и осталось неосмысленно потомками, ведь для того, чтобы чему-то научиться и продолжить свой путь вперёд,  сначала необходимо повиниться в неправильных и несправедливых своих поступках, уже свершённых…

Как пел Андрей Макаревич, «давайте делать паузы в пути, смотреть назад внимательно и строго. Чтобы случайно дважды не пройти одной и той неверною дорогой».


Анна Дулевская,

фото Ирины Крахмалевой

P.S. Сегодня, 3 апреля, в 18.30 Национальный театр Люксембурга, Компания Гислана Русселя  (Люксембург) покажет в концертном зале ОГИИК спектакль-портрет «Монокль». В 20 часов на большой сцене театра «Свободного пространства» Мелиховский театр  «Чеховская студия» (Россия, Московская область) проведёт обзорную экскурсию в одном действии по «Заповеднику» С. Довлатова. Подробная афиша фестиваля здесь.


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться