Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Испытания Люка Шильца. Отголоски фестиваля «LUDI-2014»

На этой неделе завершился V международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI».
Одно из самых главных культурных событий года принесло массу впечатлений, породило не меньшее количество обсуждений и оставило вопросы, над которыми хочется задуматься.
Мы уже не раз говорили о роли участников из других стран в фестивале и о дальнейшей необходимости большего географического охвата в этом русле.
Наверное, самым популярным европейским гостем в этом году стал актёр. задействованный в спектакле «Монокль. Портрет Сильвии фон Харден», - Люк Шильц. В очередной раз он проверил себя на прочность. Ведь, по его же словам, играть в моноспектакле, когда никого нет рядом, когда тебя никто, кроме самого себя, не поддержит, является большим испытанием. Но эту проверку Люк прошёл на ура.
Этот удивительно открытый, общительный и улыбчивый человек, в чём мы убеждались каждый фестивальный день, не только полюбился зрителям, журналистам, но и критикам, членам жюри. По итогам фестиваля ему заслуженно достались дипломы «Лучший спектакль малой формы» (по мнениею взрослого жюри) и «Лучшая мужская роль» (по версии молодёжного жюри).
Корреспонденты InfoOrel не смогли просто так отпустить Люка обратно в Люксембург и пообщались с фестивальным любимцем.
Неадекватной реакции не существует
Люка Шильца можно назвать «свободным художником». Для европейского театра данное явление вполне характерно. В Национальном театре Люксембурга, который представлял актёр на фестивале, постоянной труппы нет. Но Люк регулярно сотрудничает с ним уже с 2008 года, а также играет в других театрах не только в Люксембурге, но и Бельгии, Франции. В общем, пребывает в состоянии полёта.
На «LUDI» он попал не случайно. Вместе с гостьей фестиваля из Франции Ириной Вавиловой он играл в одном спектакле. Она видела его «Монокль», посоветовалась с Ириной Мягковой (председателtv жюри), и им пришла мысль, что орловский зритель должен увидеть этот спектакль.
– Я не знал, что ожидать от фестиваля, – признаётся Люк. – А сейчас так много впечатлений, что для понимания их нужно ещё переварить. Но я очень рад тому, что целую неделю пробыл на фестивале.
Ранее Люк уже приезжал в Россию. Но это было десять лет назад... Что-то с тех пор точно поменялось. И в этот раз актёр приехал не просто в гости и не с пустыми руками, а с «Моноклем». Спектакль этот видел зритель Германии, Франции, Бельгии, Румынии, Чехии. И реакция на увиденное была неоднозначной. Для российского, а точнее орловского, зрителя «Монокль» стал неким откровением, правда, не для всех приемлемым.
– Всегда, в каких бы странах ни показывал этот спектакль, встречаю два вида реакции, – рассказывает Люк. – Люди либо замыкаются в себе и ничего не говорят, либо их трогает эта история. Здесь же после просмотра спектакля кому-то «Монокль» показался экстравагантным и провокационным. В других странах такие слова не упоминаются. И тут в Орле, несмотря на то, что в театре чувствуешь позитивную реакцию и люди как-то вдохновлены, есть такое впечатление, что у старшего поколения возникли проблемы с пониманием этого спектакля. Но вообще неадекватной реакции как таковой нет, потому что это единственная свобода, которая есть у зрителя. И неважно, какой будет реакция. Главное, что она есть.
Играть по Станиславскому
Для Люка фестиваль стал своего рода испытанием. В течение недели ему пришлось видеть и анализировать работы на незнакомом для него языке.
– Когда не понимаешь языка, – отмечает Люк, – обращаешь внимание на другие моменты. Мне бросался в глаза язык жестов. Он сразу выдавал, если что-то не так. И можно было понять, вжился актёр в свою роль, чувствует ли он её, искренне ли играет.
И пусть язык у нас разный, но связующая ниточка всё равно существует. Сам Шильц учился в школе актёрского мастерства в Бельгии. И эта школа следует традициям, идущими от Брехта, Мейерхольда, Станиславского. Опираясь на их учения, просмотрев несколько спектаклей на фестивале, наш собеседник увидел, что в игре русских и европейских актёров принципиальных различий нет.
– Для меня примером традиционного русского спектакля, как я представлял себе и как я читал в книгах Станиславского, стал «Костюмер». Вообще, считаю, что в русском и европейском театре актёрские приёмы одинаковы. Базис один, но важно, как с ним обращаться. У вас, как я заметил, во время спектакля актёр не дистанцируется. Он вживается в роль и хочет представить игру как реальную жизнь. А в Европе и зритель, и актёры, знают, что они в театре.
Есть небольшие несовпадения и в самих зрителях, европейских и российских. Со слов Люка, в России люди более открыто и эмоционально реагируютнат то, что происходит в театре, а в конце спектакля все встают. В Европе зритель более сдержанный и с аплодисментами встаёт лишь в том случае, если спектакль ему очень понравился и удивил.
Назад в Россию
За то время, что иностранный гость пребывал в Орле, он успел усмотреть и некоторые особенности наших людей и нашей страны. Поразили какие-то мелочи. В их числе, к примеру, то, что в гостиницах не убирают по выходным (отдых же – дело святое!) или с полуночи до шести утра на некоторых улицах закрыт проезд. Удивило и то, что российская молодёжь не отличается от европейской. Однако, это делает разницу между старшим и молодым поколением ещё заметней.
Как мы уже отмечали, в Орёл Люк Шильц приехал не с пустыми руками. И обратно отправился он с приличным багажом новых знаний и впечатлений.
– Участие в фестивале было очень полезным, – отмечает Люк. – Я в первый раз ставил спектакль без режиссёра. Я часами общался с членами жюри, другими актёрами, мы делились соображениями. И для меня ценным опытом стала игра для публики, которая не понимает языка и, возможно, вообще не принимает спектакль. И если будет возможность, хотя пока ет подходящего спектакля, я ещё раз приеду на фестиваль.
Подготовил Максим Городецкий,
фото Олеси Суровых
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/ispytaniya-lyuka-shilca-otgoloski-festivalya-ludi-2014.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.