9 апреля 2014 в 17:38 2333 0
Культура

Искусство – в Людях: подводим итоги V международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI-2014»

Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» справил первый серьёзный юбилей – пятилетие. Эту дату, как и положено в театре, отмечали вместе со зрителями. Поздравления звучали на русском, немецком, английском языках – 14 постановок театральных трупп из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Германии, Люксембурга, Израиля стали лучшим подарком, символизирующим нашу общую тягу к познанию способов самовыражения в рамках сценического пространства и диалогу культур.

Как только не обыгрывалось название фестиваля «LUDI» за прошедшие годы!.. В этот раз акцент решили сделать на том значении, что кроется за кириллическим вариантом написания – «ЛЮДИ». Разные и богатые в своём неповторимом мире языка, художественного вкуса, оттенков эмоций, люди ищут сближения, взаимопритяжения, стремятся к объединению. И фестиваль в данном контексте помогает достучаться до каждого чуткого сердца, желающего в чужаке увидеть образ Творца, а через него – понять свои собственные мысли и чувства. Мы считаем, фестиваль с этой миссией уверенно справляется.

Совместно с критиками организаторы ежегодно стараются отобрать не меньше дюжины качественных, ярких и неожиданных постановок, при этом необязательно совсем новых – иным спекталям уже несколько лет, и они с успехом сыграны на других фестивалях.

InfoOrel.ru в своём дневнике старался рассказать читателем о том, что видел за эти фестивальные дни. К четырём любопытным моноспектаклям («Штос-с», «Жуковский. Прощание», «Монокль», «Спасибо всем…») в последний день работы фестиваля прибавилась ещё одна достойная работа – драма для голоса и фортепиано «Слова в песке» национального драматического театра Литвы (г. Вильнюс) по пьесе С. Беккета «Счастливые дни». Не уверены, что зритель подлинно уловил значения всех слов, но, думается, вкус и мелодика этих «счастливых дней», пусть и в понимании художника-абсурдиста, рисунок игры известной актрисы и режиссёра Бируте Мар считывались без проблем. Целый час проводит артистка на воображаемом холме, словно вкопанная: представляете, как сложно играть, если ты не только один на сцене – твоя нижняя часть тела закрыта «декорацией», а для игры есть только мимика, движения рук и голос?.. Скупыми приёмы самовыражения Бируте Мар никак не назовёшь: добровольное художественное испытание она выносит с честью, окунаясь в аплодисменты поражённого зрителя.

«В прошлом году было сложно найти спектакли под призы, а в этом – наоборот, спектаклей больше, чем номинаций, значит, уровень фестиваля очень вырос, – рассуждает председатель жюри, театральный критик, театровед, переводчик, кандидат искусствоведения Ирина Мягкова. –  Зарубежных спектаклей больше стало, чем было раньше, и они качественные. Я ратую за то, чтобы границы фестиваля всё время расширялись. Только так может возникнуть общероссийский контекст: сейчас ведь все живут изолированно, гастролей мало, одни театры не видят, что происходят в других… И хорошо, когда находятся руководители, создающие в своём городе такого рода фестиваль».  

«Это просто подвиг при дефиците средств проводить такой фестиваль (федеральной поддержки руководство фестиваля так и не дождалось, для проведения масштабного театрального события было привлечено 400 тыс. рублей из местного и регионального бюджетов. – Прим. автора). Смотрите, как  его палитра пополнилась новыми театрами. Интересно встречаться и со старыми друзьями. Спасибо за организацию фестиваля и возможность узнать, что происходит в мире театра», – высказалась театральный критик, директор фестиваля «ATSPINDIS» Мария Танана (Литва). В разговоре с InfoOrel.ru она призналась, что уже решила несколько постановок пригласить на свой фестиваль.

«Я много путешествую и замечаю, что в каждой стране фестивали проходят по-своему. На этом фестивале я не всегда, если честно, понимала критерии выбора. Кажется, что упор был не на качество, а на количество. Возможно, стоило бы показать вдвое меньше спектаклей, но зато более качественных. Очень важно, если позволят финансы, и на фестивали следующих лет привозить спектакли не только из России, но и из-за рубежа. Тогда появляется шанс посмотреть на театральный процесс под другим углом», – поделилась своим взглядом на фестиваль театральный критик из Германии Рената Клетт.

Особенностью «LUDI - 2014» стало участие уже известных зрителю лауреатов орловского фестиваля прошлых лет. «Мы хотели сделать опору на тех «людей», которые в нас уже были, – комментирует директор фестиваля, художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Михайлов. –  Не всем удалось войти в ту же реку с тем же успехом. Участие в фестивале – момент всегда рискованный. Особенно когда сыгранные на небольших площадках спектакли переносятся на большие подмостки. Иногда спектакли многое от этого теряют и идут не на том уровне, который ожидался. Меня порадовал наш зритель: всегда были переполненные залы, внимание, очень точная реакция – когда нравилось и не нравилось происходящее действо. Это значит, театр в Орле любят и понимают – значит, не зря мы всё это пытаемся делать».

Зачем сегодня зритель идёт в театр? По мнению А. Михайлова, за сущностными и вечными вопросами, которые чрезвычайно актуальны и востребованы. Поэтому не утихает интерес к драматургии, созданной классиками с мировыми именами и выведенной в пространство театра. У новой же драмы, похоже, не то, чтобы кризис, но тот  период, когда прежние средства для рассказа о дне сегодняшнем исчерпаны, а новые пока не найдены.  С другой стороны, это совершенно нормальная ситуация для живого процесса.  

Кроме представления оригинальных версий современной сценической игры, фестиваль позволил высказаться любителям и профессионалам от театра на обсуждениях спектаклей после их просмотра и на своеобразных мастер-классах: о музыке текста аудитории поведал кандидат искусствоведения, театральный критик Геннадий Дёмин (Москва), гость из Франции Жерар Конье предложил свою интерпретацию философии современного европейского театра.

InfoOrel.ru благодарен всем причастным к организации и проведению V международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI-2014». Мы считаем, праздник театра подарил Орлу немало открытий. С нетерпением будем ждать встречи с фестивалем в следующем году.

11 спектаклей из 14-ти, заявленных в конкурсной афише, получили те или иные награды. Знакомьтесь, дипломанты 5-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» (1-7 апреля 2014 г., г. Орёл).

Специальные Дипломы фестиваля получили:

 за верность русской классике (от жюри) и за обращение к классическому наследию писателя-орловца Л.Н.Андреева и воплощение на сцене драмы «Мысль» ( от Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ – орловский театр «Русский стиль»; реж. В. Симоненко); 
–  «за глубину и силу тоста» – моноспектакль Сергея Лысенко  «Спасибо всем…» Старооскольского театр для детей и молодёжи;
 за создание образа мятежной поэзии – спектакль «Уроки аббатисы» в исполнении Анны Некрасовой (Романтический театр Юрия Томашевского, г. Санкт-Петербург).

Дипломы жюри фестиваля

«Лучшая женская роль» – Бируте Мар («Слова в песке», Национальный драматический театр Литвы, г. Вильнюс);

«Лучшая мужская роль» – заслуженный артист России Сергей Барковский («Жуковский. Прощание»; театральный Пушкинский центр из Санкт-Петербурга);

«Лучшая роль второго плана» – заслуженный артист России Юрий Голышев (постановка по С. Довлатову Мелиховского театра «Чеховская студия», Московская область);

«Лучшая режиссёрская работа»
 – «Костюмер» (спектакль в постановке Александра Михайлова по одноименной пьесе Сэра РоналдаХарвуда; Орловский академический театр им.И.С. Тургенева) {надо сказать, жюри совершенно справедливо оценило высокий уровень режиссуры и сценографию, воплощённые в совместной работе театров «Свободное пространство» и Орловского академического театра им. И.С. Тургенева}; 

«Лучшая работа художника»«Костюмер» (художник-постановщик Владимир Королев, ОГАТ им.И.С. Тургенева);

«Лучший спектакль малой формы» – «Монокль» (Национальный театр Люксембурга); 

«Лучший спектакль на большой сцене» – «Украденное счастье» (театр «Свободное пространство», г. Орёл, режиссёр Линас Зайкаускас).

Дипломы лауреатов по версии молодёжного жюри: 

«Лучшая женская роль» 
 Ирина Евдокимова (спектакль «Што-с» московского театрального проекта «АРТ-Гнездо» по повести Лермонтова «Штосс»);

«Лучшая мужская роль» 
Люк Шильц (моноспектакль «Монокль» Стефана Гислана Русселя, Национальный театр Люксембурга);

«Лучшая режиссёрская работа» 
«Костюмер» (спектакль в постановке Александра Михайлова по одноименной пьесе Сэра РоналдаХарвуда; Орловский академический театр им.И.С. Тургенева);

«Лучший спектакль на малой сцене» – «Жуковский. Прощание» (театральный Пушкинский центр, г. Санкт-Петербург);

«Лучший спектакль большой формы» – «Пиковая дама» (спектакль по мотивам повести А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского областного театра кукол г. Гродно, Беларусь).

Гран-при 5-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» – «Пиковая дама» (Гродненский областной театр кукол, Беларусь, режиссёр и автор идеи Олег Жюгжда, сценография Маргариты Сташуленок). В этом году главному победителю фестиваля вручалась ладья, призовой знак, разработанный  художником Марией Михайловой совместно с израильскими дизайнерами.

Ирина Крахмалева,

фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться