21 октября 2014 в 16:06 2121 0
Культура

«ГУЛом» разбудить поэта в человеке

Как уже рассказывал InfoOrel.ru, 17-18 октября в Орле состоялась презентация проекта «ГУЛ». Издатель Марина Волкова, поэты Янис Грантс и Михаил Придворов, доктор филологических наук Анатолий Иванов рассказывали, чем дышит современная уральская поэтическая школа. Целью автопробега по маршруту: Челябинск-Тольятти-Минск-Орёл-Тамбов-Челябинск стало знакомство аудитории с результатами работы «ГУЛа»: за февраль-октябрь 2014 года удалось издать книги трёх десятков лучших уральских литераторов, а также подготовить серию детских книг для семейного чтения. Поэты Янис Грантс и Михаил Придворов встретились с читателями Областной детской библиотеки им. М.М. Пришвина и заглянули в Орловскую областную детскую клиническую больницу. В Картинной галерее А.И. Курнакова гости с Урала во главе с Мариной Волковой рассказали студентам ОГИИК, как поэзию объединить с видео- и фототворчеством, а для аудитории постарше провели встречу по обсуждению актуальных проблем региональных литературных объединений и продвижению книг региональных авторов на российский читательский рынок.

InfoOrel.ru: Почему Орёл возник на карте вашего маршрута?

М.В.: Проект стартовал 1 февраля – уже 15-го вышла первая книга. К сентябрьской конференции выпущены все тридцать. Даже больше. 31 книга – 30 книг авторских и один дайджест. Плюс «ПроГулки. Екатеринбург» – это уже 32 книга появилась, когда мы за день сделали книгу, правда, её черновой вариант: за день у нас читало 212 поэтов.

InfoOrel.ru: Где вы их нашли?

М.В.: Во-первых, я очень дружу с библиотеками, я начинала как детский издатель. Это и участие в литобъединениях. Авторов могло быть и больше, но был предварительный отбор. Так вот, про автопробег, он у нас уже пятый или шестой даже. Мы ездим не по городам, а по людям. Попали сюда по знакомству через Фейсбук с Мариной Алексеевой (представитель орловского фонда «Культурное движение». – Прим. ред.) – ей хорошо известна уральская поэтическая школа. Переписывались и договорились, что мы заедем в Орёл на обратном пути из Минска. Не по географическому принципу находим места встреч, мы выбираем живое место: если хотя бы одному человеку становится интересно то, что мы делаем. Так и город сам по себе – это не улицы, не фонари, а люди, создающие мифы о нём. Мой город – это город людей. Пока впечатления от Орла хорошие. Я здесь бывала по производственной линии, на ваших заводах, в середине 90-х годов.

InfoOrel.ru: Расскажите о вашем проекте «ГУЛ»: что это и для кого?

М.В.: Это проект продвижения уральской поэзии для читателя. Название универсальное, его придумал мой соратник Виталий Кальпиди, подразумевая и галерею уральской литературы, и год уральской литературы и подчёркивая семантику звучания. Поэзию нельзя читать тем, кто её никогда не читал, – это как музыка: если ты не владеешь нотной грамотой и перед этим музыки не слышал, ты ничего и не услышишь. Задача сама у меня сумасшедшая стоит – создание поэтического кластера. В данном случае под этим понятием подразумевается сообщество людей, имеющих отношение к поэзии. Мы должны достичь очень чётких показателей: чтобы на Урале слышали, что у нас есть свои поэты, чтобы люди слышали этих поэтов, слышали стихи, чтобы поэзия звучала – в вузах, школах, библиотеках.

InfoOrel.ru: То есть у вас все уже умеют читать поэтическое слово?

М.В.: У нас попробуй не зачитать!

InfoOrel.ru: Янис Грантс мне рассказал, что вы его заставили писать для детей. Это правда?

М.В.: Да, это так. Я проводила конкурс стихов Нины Пикулевой. Она, к счастью, жива и здорова. А то у нас же как: сначала дождутся, пока человека не станет, а потом давай конкурсы проводить. Она одна из самых любопытных современных поэтов, специализируется на «мамочкиной» и «малышковой» поэзии, для совсем маленьких. Янис победил в этом конкурсе. Он сначала стеснялся того, что стал детским поэтом. А теперь смотрится великолепным автором как стихов для взрослых, так и для детей. У нас недавно проходила конференция по уральской поэтической школе – по нему было аж два доклада, и учёные обнаружили, что в его взрослых стихах очень много детских мотивов.

InfoOrel.ru: Как вы могли бы охарактеризовать уральскую поэтическую школу, которую здесь продвигаете?

М.В.: Я  могу обозначить её признаки только как культуртрегер, ни в коем случае не как литературовед. Это что-то наиболее близкое к понятию поэтического братства. Споры не отменял никто, но взаимная поддержка внутри объединения всегда ощущается. Это поэтический цех, если хотите. В то же время содержательных ответвлений тут тоже много: к примеру, есть нижнетагильская школа, можно говорить о школе Кальпиди. Я назову даже не литературные, не связанные с текстами характеристики, а скорее, нравственные: высокий уровень поддержки, взаимоуважения, дисциплины. Это уже особые нравственные качества.

InfoOrel.ru: Поддержка и продвижение – основные категории, которым следуете и вы, развивая свой проект?

М.В.: Одно из наших направлений – содержательное развитие уральской поэтической школы и укрепление связей между её представителями. По Кальпиди, разработавшему кодекс провинциального поэта, поэт, который сделал себе две книги, просто обязан помочь сделать другому поэту книгу, если тот не имеет возможности. Конечно, издавать могут, сообразуясь во своими возможностями. Я каждому вдобавок говорю: придумайте стратегию собственного продвижения, я вам помогу, но вы поможете другому. И этот принцип работает. Например, Самойлов сделал фотовыставку Балабана: саму концепцию, отбор материала. Более того, одна выставка с материалом в рамочках будет располагаться в культурных местах, а другая – разместится в подземном переходе в промышленном районе – фото будут просто на стенах, с QR-кодом. Адресаты выставки уже не станут прежними, это однозначно. Так и с поэзией – это не рафинированный продукт, она везде. Задача – вернуть человеку человеческое: чувство языка, радость бытия, переживание непосредственно мгновений нашей такой короткой жизни. Задача, если хотите, – в каждом разбудить поэта. Поэт здесь синоним человека, не винтика, не машины.

InfoOrel.ru: Почему вы занимаетесь таким далеко не прибыльным делом, как книгоиздание?

М.В.: Я люблю трудные задачи и сложных людей. Жизнь-то одна. Поэтому лучше сразу себе задать планку повыше. У меня три образования: педагог, психолог, экономист по отраслям машиностроения. У меня есть и небольшой бизнес по металлообработке. Своим друзьям-предпринимателям я обычно отвечаю так: в нашей стране на нефти любой дурак сможет заработать – попробуйте жить на издании книг. Вот это задача!

InfoOrel.ru: Как вы оцениваете сегодняшние результаты проекта?

М.В.: Это первый наш совместный с Виталием Кальпиди проект. Он сам великолепный поэт, сам отбирал стихи тех, чьи сборники у нас тут представлены. Он стал составителем и дизайнером серии, вложил в неё свои средства. Печаталось всё в моей маленькой типографии. В книгах-визитках на кальке добавили автограф автора, чтобы создать ощущение прямого общения с конкретным поэтом. В общем, не стыдно ни за проект, ни за мероприятия, которые проводим в его рамках.

InfoOrel.ru: Насколько отзывчива аудитория на усилия ваших поэтов? Или их идеи варятся только в собственном соку?

М.В.: Кальпиди считает, что 30 лет существования уральского поэтического движения позволили сделать хорошие книги, хороших поэтов только благодаря закрытости. Это был профессиональный круг, который не выходил на читателей и делал поэтов самих читателями друг у друга. Критика была жёсткой в этом круге, даже так: каждый был три в одном – поэт, слушатель, критик. Зато и выросли качественно. С этой точкой зрения я согласна. А сейчас задача проекта – разомкнуть круг и выйти на публику. Я с гордостью говорю о проекте «Молодые – молодым». Потому что Челябинск – совершенно не культурный город: исторически сложилось так, что туда никто не ехал добровольно, в основном он становился местом ссылки, потом создавали производственную базу. Интеллигенции особенно не было. С 2006 года мы вышли на детей, и, по сути, воспитали поколение, которое знает и любит наших поэтов. 23 октября у нас будет завершение года детской литературы в Челябинске. Ею охвачена начальная школа всего города – порядка 45 тысяч человек. Мою инициативу поддержали управление образование и наши библиотеки. А потом взялись за молодёжь. Сейчас в городе минимум пять творческих объединений: такая массовая культурная жизнь есть только ещё в Питере и Екатеринбурге. А число литературных детских студий у нас просто огромное. Надо только усилие сделать – потом этот процесс становится заразным. У нас один из самых фотографических городов. Потому что сильная школа, есть несколько фотоклубов, люди всё время ходят с фотоаппаратами и что-то снимают. И то же стало происходить с литературой. Вокруг каждого поэта – своя тусовка, они продвигают молодёжь. Янис Грантс сейчас подготовил сборник молодых поэтов. Есть литературная мастерская Алексея Сальникова, Вадим Дулепов в Екатеринбурге своих опекает. У Майи Никулиной на кухне выросло немало творческих личностей. Вокруг каждого поэта кипит жизнь. Культуртрегерство тоже заразительно. Государство ведь этого не делает, и поэты берут эту функцию на себя.

InfoOrel.ru: Какой вы видите современную детскую литературу?

М.В.: Это грустная тема. Я начала с 2006 года заниматься детскими проектами, вспомнив введённый в оборот Хемингуэем термин «потерянное поколение». Поколение после войны живёт воспоминаниями об этом потрясении, по сути ничего не создаёт. Перестройка тоже стала своего рода потрясением, и мы потеряли поколения, которые через неё прошли. Дети, рождавшиеся тогда, несчастные: много было тогда самоубийств среди подростков, оказавшихся без присмотра. Свой проект мы начали с детей, которые родились в нулевых годах. И тут выяснилось, что детской литературы-то нет. А в Союзе была – качественная, системная, выстроенная… Но современные дети без подготовки её не возьмут, а другой литературы почти нет. Или есть, но она идёт с Запада, а там ценности другие, хорошие для Запада, но они не накладываются на нашу культуру. Особенно ярко это проявляется в подростковой литературе. У меня была задача сделать Челябинск третьим в России по числу авторов, пишущих для детей. У нас краткая история детской литературы насчитывает уже 42 поэта. И ставку делаем не просто на чтение – на общение. Для этого и проводится читательские марафоны, эпизод из которого вы видели. Книга идёт как сопровождение. Акцент – на общении и слушании стихов. Ни один человек добровольно не начнёт читать стихи, а тут ребёнок, он ведь и читает-то пока неважно. Для них это невероятно трудно. А на слух дети запоминают прекрасно, запоминают авторские интонации, память-то у них лёгкая. И как только стихи услышаны, когда они начинают звучать, тогда вкус к ним появляется. Я сейчас делаю жестокую вещь: 30 октября стартует Год уральской литературы по всем библиотекам. Называется проект «Вернём поэзию библиотеке». Одно из мероприятий – «Звучащее слово»: в библиотеках каждый день должна звучать поэзия, как молитва в церкви. Будет и закрытый конкурс библиотекарей на чтение стихов из «ГУЛа». Библиотекари боялись, у них почему-то в библиотеках должна быть… тишина. У нас 29 филиалов централизованной библиотечной системы, и я пройдусь по каждому. Я и сама уже начала учить стихи, спасибо Янису. 13 поэтов – 26 стихов, учу дорогой. Психологически надо пройти через этот проект. Поэтические вечера, по сути, возрождаем, но в другом формате. Без свечей. Всё внимание не антуражу, а живому слову.  

Беседовала Ирина Крахмалева,

фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться