4 апреля 2014 в 16:12 3556 0
Культура

Экскурсионным маршрутом по внутреннему заповеднику личности: постановка по С. Довлатову Мелиховского театра

Вечер четвертого дня фестиваля  «LUDI» завершала постановка Мелиховского театра «Чеховская студия» (Московская область).

Театр, открывшийся на базе Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П.Чехова в 2006 году, привёз в Орёл спектакль по «Заповеднику» Сергея Довлатова.

Повесть Сергея Донатовича автобиографична.

Действие книги, а соответственно, и спектакля, разворачивается в конце 1970-х в музее-заповеднике А.С.Пушкина в Михайловском, куда ленинградский интеллигент Борис Алиханов устраивается экскурсоводом на лето.

В постановке Дмитрия Пчелы (кстати, «Заповедник» – это его режиссёрский дебют) герою-двойнику Довлатова Алиханову отведена главная роль. Перед зрителем из этой воплощённой на сцене повести вырисовывается объёмный портрет творческой и ироничной личности героя, подошедшего к рубежу в 30 лет:  либерально настроенного журналиста, литератора-диссидента, стремившегося стать услышанным у себя на родине, в СССР, но, как и большинство его соратников, не оставшегося «при Пушкине», а, по сути, вынужденно эмигрировавшего из  Союза.

Ощутимо, что для Дмитрия Пчелы, молодого режиссёра, эта линия жизни Алиханова важная, но не главная.  Так как суть его «Заповедника» не столько в социальной и политической подоплеке складывающихся ситуаций, но в отношениях двух главных действующих  лиц – мужчины и женщины, мужа и жены, Бориса и Татьяны. Именно поэтому мы наблюдаем эти самые отношения во всей их нервозности, напряжённости, столкновении желаний, и, конечно, крепкой сцепке чувствами острой привязанности и любви друг к другу.

Полифоническое звучание личности Алиханова, а вместе с тем и облика страны, раскрывается через заявленный режиссером жанр обзорной экскурсии.  В нескольких словах о строении сценического действия. Зритель действительно видит перед собой своеобразную экскурсию по этому небольшому отрезку из жизни Алиханова в заповеднике с его «экспонатами» Галиной Александровной, Марианной Петровной, Зиной, Валерой Марковым, Стасом Потоцким, Толиком,  Авророй, майором Беляевым, Сорокиным и даже филокартистом.  Это экскурсия с присущими ей информативной насыщенностью и жёсткими временными рамками.

Дмитрий Пчела:
– Жанр обзорная экскурсия появился случайно.  Я долгое время не знал, как соединить материал на сцене. И вдруг просыпаюсь утром и понимаю – мы же музей. А что делают  в  музее? Ведут экскурсию! Всё встало на свои места. После этого я написал всю инсценировку за 3 дня. Для меня стало понятно каждое мгновение этого спектакля.  Каждый герой здесь (а их в постановке 12. – Прим.ред.) как глава книги. Они создают портрет страны. Я этого не хотел, но так получилось.

Художественный руководитель театра Владимир Байчер:
– Дмитрий долго работал над инсценировкой. Только кажется, что Довлатова ставить легко. У него лёгкий язык. Казалось бы, возьми и иди на сцену с этим текстом. Но это большая иллюзия. Поэтому спектаклей по Довлатову немного.  Рой героев Довлатовского «Заповедника» Дима упаковал в шесть артистов.  Это творческая находка, в которой шесть актеров осваивают весь мир героев Довлатова. 

Заслуженный артист России Юрий Голышев (в спектакле – майор Беляев, Сорокин, филокартист):
Для актёра присутствует и спортивный интерес в таком подходе.  Можно проверить себя в плане внутренних трансформаций.

Дмитрий Пчела:
Этот спектакль – такая игра. Каждый актёр превращается в своего героя прямо на сцене, сидя на лавочке как бы в числе зрителей по ходу действия. Первостепенная задача моя, как режиссёра, – погрузить в историю зрителя, даже не читавшего самой книги.

«Заповедник», по ощущениям режиссёра, в день фестиваля на абсолютно иных театральных подмостках, в  иной атмосфере должен был возникнуть как иной спектакль, не тот, что  показывался прежде.

Наверное, так и вышло. Обсуждение спектакля фестивальным жюри после показа спектакля получилось жёстким.  Кому-то из критиков не хватило атмосферности, кому-то самого Довлатова, кому-то законченности в воплощении жанра, кто-то придрался к излишней настойчивости режиссёра в изображении любовной линии героев, немного позабыв о том, что за режиссёром остаётся право работать с материалом так, как он считает нужным…

Орловский же зритель, к числу коего отношу и себя, в этот день оказался отзывчивым, максимально чутко реагирующим на каждое движение и слово (довлатовский текст в принципе не может оставить равнодушным) со сцены, и провожал героев вечера из «Чеховской студии» аплодисментами стоя.

Оксана Полуничева, www.infoorel.ru,

фото Ирины Крахмалевой


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться