Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Диванная комедия

В этом театральном сезоне на сцене «Свободного пространства» уже была разыграна история о том, что приключилось с самыми обыкновенными людьми после неожиданной находки в виде дармовых денег, – в марте Орловский Академический театр им. И.С. Тургенева показал публике премьерный спектакль «Пикничок» по пьесе В. Жеребцова. И вот ещё одна премьера этого же театра изображает «смутное время» одной французской семьи, которой однажды случай подарил денежные знаки в особо крупном размере. На этот раз, к счастью, обошлось без человеческих жертв, хотя и не без нервных потрясений.
«Счастливый билет» поставила по пьесе современного французского драматурга Жана-Мари Шевре режиссёр Ирина Зубжицкая.
Сценография спектакля (художник Алексей Уланов) сразу рисует нам мир, в котором обитает французская семья Белых. Трое главных персонажей помещены в пространство квартиры, которую отделяют от окружающего мира многочисленные пустые глазницы окон. За ними – какая-то другая жизнь, не известно, интереснее и насыщеннее ли той, что нам показывают в сценах с участием четы Белых. Яркая, как картинка в цветном телевизоре, только обстановка. Аляповатые костюмы выдают отсутствие вкуса у их обладателей – главы семейства, бригадира на стройке Бернара (исполняет Сергей Аксиненко) его супруги, кассира в супермаркете Бернадэтт (Наталья Стефашина) и их дочери, видеопрокатчицы Летисии (Надежды Захаркиной). Пошловатые шутки-скороговорочки у них в обиходе. Жизнь обывателей настолько скучна для них самих, что им куда любопытнее изучать судьбу персонажей из сериалов и насыщаться из журналов сплетнями о звёздах шоу-бизнеса, чем заниматься самосовершенствованием.
Нога судьбы в виде счастливого лотерейного билета подталкивает Белых к возможным изменениям в отношении собственной биографии, но, оказывается, для того чтобы распоряжаться богатством, нужны сметливость и тонкость чутья – по отношению к своим близким, своим мечтам и жизненным устремлениям, а с этим у обитателей «солнечного пригорода Парижа» явные проблемы. С размахом погулять, нагадить шефу на половик или рвануть в отпуск – вот всё, на что хватает изобретательности нашим провинциалам. Хотя, застигнутые врасплох выигрышем, в одночасье ставшие богачами, родители всё же находят в себе силы задаться глобальной целью – сделать дочь счастливой. Досадно, им как-то недосуг было узнать о её пристрастиях прежде, чем этот вопрос поставил случай. Досадно и то, что они решают потратить время в путешествии на несуществующую планету.
Развенчать мысль о том, что счастье и путёвка в высшее общество имеют причинно-следственные связи, показать, что играть аристократов и быть аристократами суть разные вещи, вроде бы призваны учителя «Хай-класс Академии» – приятель всех знаменитостей Эдуард Бернэль (Вадим Пинский) и его компаньон Орэльэн Киссэ (Сергей Евдокимов). Переучившиеся хорошим манерам и ставшие расчётливыми персонами, супруги Белых остаются… нет, не у разбитого корыта, как подсказали бы классики, а у красного дерматинового дивана. Дело в том, что режиссёр упрямо сводит всё действие в центр сцены – взгляд зрителя сосредоточен на красном диване, на котором происходит почти весь первый акт. Предмет мебели с подачи драматургов (вспомним того же А.П. Чехова) не так уж редко становился психологической деталью. Но ни в авторской, ни в режиссёрской интерпретации «Счастливого билета» подобного подхода не найти. Отказ от заезженного приёма, скажете? Так где попытки найти другой, незаезженный?.. Взгляд упирается в это красное пятно в центре в надежде отыскать оправдания такой пространственной организации, но, увы, совершенно напрасно. «Диванная» комедия продолжительностью в три часа получилась бы смотрибельной разве что с позиции наблюдающего за происходящим с такого же удобного дивана.
Может, подобный материал и в духе времени, но смотреть на откровенную пошлость во всех смыслах совсем не хочется. В «Пикничке» из-за обнаруженных денег герои попадают в ситуацию нравственного выбора, становятся настоящими, проверяется их человечность, и во время психологической борьбы, происходящей на сцене, что-то меняется и в зрителе. В «Счастливом билете» же, по нашему мнению, как такового процесса преобразования личности не случается. Героям отчего-то не симпатизируешь: ты всё время ждёшь их внутреннего перерождения, но случается лишь возврат к прежней обстановке. «Лечить», по-хорошему, должен не диван как символ всё той же пошлой и безвкусной жизни, а новый поворот в судьбе Летисии. Искренне жаль, что её характер, единственный по-настоящему интересный, не прорисован должным образом в спектакле. Ведь это она прежде других (даже раньше своих учителей) обнаруживает, что родители становятся «чудовищами», увлечёнными ненастоящей жизнью, это она, почти в духе тургеневских девушек, оказывается состоятельной личностью в любовных перипетиях, в отличие от противоположного пола. Это её желание быть самой собой могло бы стать той «барокамерой», через которую с успехом может пройти даже безнадёжный «водолаз».
Вообще, создалось впечатление, что не все артисты решили, какой именно характер они должны сыграть, а работа режиссёра местами получилась черновой. Может, отсюда и немотивированная беготня по сцене, которую подчас создают – разве оправданно? – герои. Есть в спектакле и ряд моментов, которые откровенно смущают: например, акцент в сторону украинского у Бернадэтт в исполнении Н. Стефашиной (хотя речь идёт о французской провинции); музыка, на наш взгляд, местами не связана с драматургией, отчего теряется ощущение цельности; хореографические вставки можно было бы сделать более убедительными в смысловом отношении.
Надо сказать, постановка рассчитана на два состава, и мы видели только первый показ. Возможно, уже обкатанный в следующем театральном сезоне, спектакль произведёт более яркое впечатление на орловского зрителя.
Ирина Крахмалева,
фото автора
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/divannaya-komediya.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.