Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Звук как торжество жизни: как в театре «Свободное пространство» «лавина» не сошла
23 и 26 мая в театре для детей и молодёжи «Свободное пространство» прошла премьера спектакля по пьесе Тунджера Джюдженоглу «Лавина». Зрители выдержали напряжение звуком, от полушёпота до отчаянного крика.

Ещё на этапе подготовки постановки литовский режиссер Линас Мариюс Зайкаускас объяснил, что всё в спектакле будет работать на антитезу «звук/тишина». И действительно, ожидания не обманул.
Ковры как главная декорация (художник Маргарита Мисюкова) – это способ глушить звук, это предельная мягкость и минимум отражения как проявлений людской радости, так и грусти. Артисты говорят вполголоса, изъясняются жестами, обувают ноги в шерстяные носки и обвязывают подошвы обуви. Ими движет не маниакальное желание тишины – страх быть погребёнными под лавиной. Бытие в селении в горах подчиняется природному циклу – здесь только три месяца, летом, допустимы пиры, свадьбы и прочие прелести жизни. В остальное время – помалкивай, а то вдруг сойдёт лавина.
В спектакле интересно наблюдать, как разыгрывается актёрский ансамбль. Сначала это шесть человек – семейные пары, представители одного рода (Пожилой Мужчина – засл. артист РФ Валерий Лагоша, Пожилая Женщина – засл. артистка РФ Нонна Исаева, Мужчина – Сергей Козлов, Женщина – Ирина Агейкина, Молодой Мужчина – Андрей Григорьев, Молодая Женщина – Елена Симонова). Далее – общество, соплеменники (Повитуха – засл. артистка РФ Маргарита Рыжикова, Председатель – Альбарт Мальцев, Член общины – Олег Котов, Член общины – Ольга Чибисова, Охранник Первый – Владимир Козловский, Охранник Второй – Михаил Неженцев).
И чем больше на сцене лиц, тем выше становится градус жестокости по отношению к ещё не родившемуся, отсутствующему пока на наших глазах, но всячески напоминающему о себе… Человеке. Сначала допросы Повитухи и требование признания вины, которой нет. Просто роды преждевременные. Общество учиняет расправу над теми, кто нарушил его законы, – настаивает на погребении заживо беременной женщины. Почему? Она, видите ли, вздумала рожать. А это – прямая угроза схода лавины, потому что процесс будет сопровождаться слишком громкими звуками. Любопытно, что обществом движет не желание крови, а коллективная жажда жить. Пусть в страхе и тишине.
Совсем садистски выглядят сцены унижения почти бессловесной, готовящейся принять приговор Молодой Женщины (Елена Симонова), когда она, с огромным плодом внутри, оказывается поверженной, у ног тех, кто вершит её судьбу. Выдержать такое зрелище непросто. И, может, для этого режиссёр вывел на сцену персонаж, которого в пьесе турецкого автора нет, – болезненного представителя общины, которого случайно, без злого умысла, когда он собирался чихать, приглушили подушками. Навсегда. Эта сцена и её продолжение довольно комичны, отчего смотреть становится легче. Смех исцеляет.
Отдушина для тех, кто не забыл о свободе личности в условиях тотальной тишины, – безумие или… музыка. Пожилой Мужчина (Валерий Лагоша) хочет поквитаться за расправу над братом и казнить охранников тюрьмы. Его вспышки памяти то и дело бередят случай многолетней давности – брат слишком хотел кричать, он задыхался тишиной и был уничтожен. Музыку в наушниках слушает Молодая Женщина, и этот путь к уходу в себя предлагает ей её молодой супруг (Андрей Григорьев). Вместе они олицетворяют любовь и свободу. То, как они друг друга понимают и как свободны их молодые души даже под напором тяжёлых обстоятельств, видно в прекрасной сцене трепетного танца на цыпочках с пёрышками от подушки – те воспаряют ввысь от дыхания женщины, они отрываются от земли и, сами невесомые, держат эту семью, которая уже всё решила. Жить, рожать и не сдаваться. Волна музыки, в которую погружается Пожилой Мужчина (сольная партия Лагоши, которая достойна аплодисментов публики), даёт и ему надежду на свободу и спасение. Режиссёр сделал мексиканские напевы особенным драматургическим знаком.
И когда общество и Человек застыли у последней черты, по тексту пьесы, как и в спектакле, роды женщины разрешаются в момент, когда опасность сходы лавины миновала. Сначала крик младенца врывается в спёртое от людских надрывов и взаимных притеснений глухое пространство. И смех ребёнка затапливает сцену, заливает её, как яркий солнечный свет. И тогда крик вырывается у всех представителей мужской части населения, обрушивается на зрительный зал, как гром, заполняет всё собой.
Лавина не сошла. Природа словно пошла навстречу волевым людям. Они сделали выбор – жить, рожать и не сдаваться, – какой-то минутой раньше, чем вода прибыла к контрольной отметке. Но мы-то с вами знаем, что этот выбор они сделали бы в любом случае. И плач младенца ознаменовал торжество жизни. А в полной мере грохот жизни, её размах воплощает в самой финальной точке детский духовой оркестр «Прометей».
И хочется кричать, и веселиться, и торжествовать всем вместе. Ведь это общая победа над страхом «лавины».
Ирина Крахмалева,
фото Олеси Суровых
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/zvuk-kak-torzhestvo-zhizni-kak-v-teatre-svobodnoe-prostranstvo-lavina-ne-soshla.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.