Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Зачем возрождать старинные сады?
Такую проблему поставили исследователь исторических садов, агроном из Италии Изабелла Далла Раджоне (Университет Перуджи), сотрудники музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и сотрудники ВНИИ селекции плодовых культур.

Символично, что встреча трёх сторон на базе старейшего садоводческого учреждения России, располагающегося в Орле, случилась 1 сентября, в День знаний. Разговор был посвящён поискам путей приложения специальный знаний и умений биологов-генетиков, культуроведов, музейных работников, историков для общей цели – возобновления утраченного и поддержки существующего генофонда плодовых культур.
В настоящее время Изабелла является президентом фонда «Садовая археология» (Fondazione Archeologia Arborea). В питомнике фонда сохраняются старинные сорта фруктовых культур Италии. В Ясную Поляну специалист приехала с исследовательскими целями и в качестве международного эксперта по сохранению исторических садов.
Площадь яблоневых садов в Ясной Поляне насчитывает сорок гектаров, как и было при жизни Л.Н. Толстого. Большинство саженцев для усадьбы писатель привёз из питомника известной уже в те времена Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции. Сад в Ясной Поляне имеет статус мемориального, то есть там регулярно, с середины прошлого века, подсаживаются только деревья тех сортов, что в 1870-х годах лично разводил в своих владениях граф Толстой. Последние тридцать лет яблони не обрабатывают химикатами.
Специалистами музея-усадьбы выявлено 38 сортов яблони. Сортовой состав сада, каким он был в XIX веке, почти полностью восстановлен – теперь это живая коллекция из старинных российских сортов, многие из которых считались утраченными. И яблоки из яснополянского сада – это не копии, а именно те самые, что вкушали Лев Толстой и его семейство.
Изабелла Далла Раджоне: «Сады Ясной Поляны нуждаются в научной опоре. Необходимы знания по адаптации привезённых сортов, чтобы не повторилась драматичная история вымерзания итальянских саженцев. Нужны знания и по технике ухода за возрастными деревьями. Например, как проводить обрезку старого дерева? Поступать так же, как с молодыми насаждениями, вредно: старые деревья – это памятники, и обрезку проводить целесообразно не для того, чтобы они активно плодоносили, а затем, чтобы поддержать здоровье деревьев, продлить им жизнь. Я считаю, в Ясной Поляне можно было бы создать своего рода учебный опытный участок по обрезке старинных деревьев. Это было бы полезно и местным жителям, имеющим старые сады».
Если не ухаживать за старым садом, можно, увы, потерять старые местные сорта. Сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур во главе с академиком Евгением Николаевичем Седовым солидарны с итальянской коллегой: каждый регион может и должен иметь коллекцию местных сортов плодовых культур. Это направление, к которому обратили взоры во всём мире, ведёт к сохранению генофонда и – как результат – к биологическому разнообразию видов, а значит, благоприятно влияет на продовольственную безопасность страны.
Новые сады изобилуют так называемыми интенсивными сортами – зимостойкими, выведенными в специализированных питомниках для длительного хранения, устойчивыми к болезням. Но достоинства стародавних сортов – аромат, ранний срок созревания (если речь о яровых), безупречный вкус и аромат – оспаривать бессмысленно. Причём они хороши как для употребления в свежем виде, так и для варенья, сушки, мочения и других заготовок. Антоновка – вообще символ русского сада, олицетворение его духа, воспетый классиками от литературы, взращиваемый нашими предками почти в каждой деревне. За местными сортами – будущее, говорят помологи (специалисты, изучающие сорта плодовых и ягодных растений).
Сама Изабелла исследует генетическое наследие фруктовых сортов Италии, используя культуроведческий контекст. Узкий предмет исследования – сорта груши. Разобраться в сортах, установить историю их возникновения и развития, а также условия бытования (приметы эпохи, гастрономические традиции, образы в искусстве) Изабелле помогает комплексный подход: она сопоставляет разные документы – архивные описания, картины итальянских мастеров XV-XVII веков. О «путешествии» в Италию сортов и их родителях в исконной стране Изабелла узнаёт, обращаясь за помощью к генетикам.
Собственно, за сотрудничеством и научным обменом итальянка и обратилась в музей «Ясная Поляна» и к селекционерам плодовых культур из Всероссийского научно-исследовательского института. Кстати, наше учреждение в этом году отмечает 170-летие, и, безусловно, сотрудникам есть чем помочь в научном поиске Изабеллы. Тематические научные издания и каталоги уже переданы сотруднице Университета Перуджи. Также достигнута договорённость о совместных публикациях по заявленной проблематике.
Есть надежда, что встреча в Орле станет отправной точкой для дальнейшего плодотворного сотрудничества старейшего российского селекционного института с итальянскими коллегами и российскими музеями-заповедниками, заинтересованными в сохранении исторических плодовых садов, с опорой на местные плодовые коллекции.
Ирина Крахмалева,
фото автора (на заглавном фото – Яснополянский сад)
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/zachem-vozrojdat-starinnye-sady.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.