1 августа 2017 в 15:08 1923 0
Культура

В Орловском музее изобразительных искусств открывается выставка «Портрет в России. ХХ век»

На выставке из фондов музея представлено 90 произведений живописи, графики и скульптуры известных и малоизвестных художников, которые рассказывают об особенностях развития портретного жанра в русском изобразительном искусстве ХХ века.

Экспозицию открывают портреты, созданные в первое десятилетие ХХ века.

Это время возникновения новых выставочных объединений и группировок. Так, портрет «Лиза в голубой шали» (1909) Р.Р. Фалька — дань увлечения художника символизмом. «Портрет Мака» (1910) написан художницей Н.С. Гончаровой в манере «неопромитивизма».

Продолжают реалистические традиции в портрете, входившие в «Союз русских художников» А.Е. Архипов («Цветочница», 1917) и С.В. Малютин («Автопортрет», 1918; «Амазонка», 1920), а также ученик А.Е. Архипова Луппов С.В. («У колодца», 1918).

В объединение художников группа «13» входили А.Д. Древин («Портрет Н.А.Удальцовой», 1935) и А.Ф. Софронова («Автопортрет», 1920).

В 1920-1930 годы формируются новые формы портрета-типа.

Героический портрет представлен работами художника-земляка Н.И. Струнникова — это «Портрет партизана Вадима» (1927) и «Портрет Марии Поповой» (1930). Подвиги Марии Поповой во время Гражданской войны легли в основу создания образа героини популярного фильма «Чапаев» Анки-пулеметчицы.

Символом времени считалась тема «молодость страны Советов» и тип «новой женщины, передающий оптимизм общества. К собирательному общественно — социальному типажу можно отнести жанровый портрет Ф.В. Сычкова «Подружки» (1930) и «Девушка в красной косынке» (1939).

«Портрет профессора Саркизова — Серазини» (1935) Н.И. Струнникова представляет новый тип ученого Страны Советов. А «Портрет французского рабочего» (1928-1929) написан во Франции, куда художника направили в командировку совершенствоваться после окончания ВХУТЕМАСа.

Особое место в экспозиции выставки занимают работы нашей землячки А.Ф. Софроновой. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения художницы.

Эпоха 1960-х годов меняла мировосприятие, миропонимание и мировоззрение в искусстве. Это было связано с крахом идейно художественного движения 1930-1950-х годов. Многие художники стремятся отойти как можно дальше от помпезности, монументальности, блеска и света соцреалистических фасадов. В изобразительном искусстве преобладают гражданские мотивы, наполненные публицистичностью.

Самое значительное течение 1960-х годов — «суровый стиль».

В изображении появляются новые типажи рабочего, колхозника, интеллигента. Для художников этого стиля характерны гиперболизация, намеренное огрубление формы и аскетичность колорита. На выставке представлены портреты художников, работавших в этом стиле: П.П. Оссовский («Словацкая девушка», 1960-е годы, «Автопортрет», 1986), А.Ю. Никич-Криличевский («Автопортрет», 1969), Э.Г. Броговский («Горновой Михаил Первов», 1972).

Редкий образец «сурового стиля» — тема культа личности — представлена произведениями В.Е. Попкова («Чекист», 1963 и «Мужчина в черной гимнастерке», 1969).

Парадные портреты Д.А. Налбандяна, В.П. Ефанова, А.И. Лактионова, экспонирующиеся на выставке, продолжают идеологическую линию официального искусства прежних десятилетий.

В 1970-1980-е годы в искусстве доминирует тяготение к камерности, глубокому и психологизму. На выставке широко представлены портреты деятелей культуры и искусства. Они выполнены художниками А.Н. Яр-Кравченко, М.П. Труфановым, Ю.Д. Михайловым.

Скульптурный портрет на выставке представлен работами, созданными начиная со второй половины 1950-х годов и заканчивая 1990-ми годами ХХ столетия. Это образы современников, деятелей культуры и искусства, созданные скульпторами М.К. Аникушиным, С.А. Щербаковым, С.А. Горяиновым, И.Д. Савранской, Т.М. Соколовой и др. в различных материалах и техниках.

Портрет во все времена признавался особым, а в некотором смысле даже высшим родом искусства. Именно этот жанр во всех видах искусства дает обширные возможности для изображения человека во всей сложной совокупности его духовного и физического облика, его индивидуальной неповторимости и типичности, его личного и общественного «Я».

Открытие выставки —  15.00 4 августа.
Выставка работает с 4 августа по 3 сентября 2017 года.
Часы работы с 10.00 до 17.00, в четверг — с 10.00 до 21.00.
Выходной — понедельник.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29. Тел.: 76-05-86,
76-27-41.


Источник: Орловский музей изобразительных искусств
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться