18 июня 2012 в 09:42 2141 0
Культура

Свободное пространство театрального поиска: итоги 3-го международного фестиваля «LUDI»

С 3 по 9 июня в Орле проходил 3-ий Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». 4 сценические площадки приняли 16 работ российских и зарубежных театров, при этом 4 спектакля были показы вне конкурсной программы.Закрыла фестиваль инсценировка Ж.Л. Лагарса «Правила поведения в современном обществе», в которой сыграла известная молодая актриса Российского академического молодёжного театра (г. Москва) Нелли Уварова.

О том, какими зрелищами «LUDI» удивлял орловскую публику, InfoOrel.ru рассказывал в своих материалах. Теперь мы рады сообщить нашим читателям итоги фестиваля. Впрочем, сухим перечислением лауреатов в тех или иных номинациях мы ограничиваться не намерены. Давайте ненадолго обернёмся назад, на ту самую театральную неделю в Орле, чтобы узнать, какие открытия на этом фестивале сделали для себя именитые члены жюри, знатоки театрального искусства. Напомним, что местная культурная общественность имела шанс обогатить свои знания в области современных мировых театральных тенденций и «разобрать» спектакли вместе с мастерами, участниками фестиваля и жюри, на специально организованных встречах. Итак, вот какие были сделаны наблюдения.

Леонид Хейфец, председатель жюри, режиссёр, народный артист России (Москва): «Оказалось, что существует довольно серьёзное театральное увлечение спектаклем малого формата»

Когда я ехал в Орёл на фестиваль, я ничего особенного не ждал: я не очень люблю ходить на моноспектакли, микроспектакли и т.д. Оказалось же, что существует довольно серьёзное театральное увлечение, работа над тем, что мы называем спектаклем малого формата, некоторые из них сильнее каких-нибудь гала-постановок. Вот что меня удивило. Что меня порадовало – на небольшом участке пространства театра собирается серьёзная душевная энергия. И какая-то целостность отличает ряд спектаклей. У меня есть некоторое изумление от того, что я мало знал в этом направлении и мало интересовался. Фестиваль, кстати, обозначил проблему новой драматургии: по моему мнению, её часто ставят поверхностно, она ещё ждёт своего глубокого режиссёра.

Элеонора Макарова, кандидат искусствоведения, заведующая кабинетом критики СТД РФ (Москва): «Замечательно, что мы увидели работу высокопрофессиональных актёров»

Афиша в этом году интересная, спектакли отражают то разнообразие театральной жизни, которое у нас существует, как бы мы к нему не относились: новая драма, классические, психологические спектакли… Нам продемонстрировали разную режиссуру, разный способ существования актёров. Сам жанр моноспектакля сейчас заполоняет всё больше театрального пространства. Я считаю, что моноспектакль может играть только высокопрофессиональный актёр, часто он это делает без всяких подпорок, без партнёров, вся его деятельность у нас на глазах. Здесь главное – личность. Замечательно, что на фестивале мы увидели много сильных работ.

Мария Танана, театровед, директор международного фестиваля моноспектаклей «ATSPINDIS» (Литва): «Лично для меня фестиваль – это пополнение своего багажа»

Такие встречи для нас, членов жюри, очень важны. Ты видишь, сравниваешь, знакомишься с реакцией молодых. Одно ты принимаешь, другое – отвергаешь, и это нормально, потому что у тебя есть свой жизненный опыт, своё мировоззрение. Лично для меня фестиваль – это пополнение своего багажа, знакомство с театральной культурой России, причём высокое мастерство демонстрируют не только театры из столичных городов. Жаль, что номинаций не хватает. Я сама директор фестиваля моноспектаклей, и какие-то работы смогу представить и на своём фестивале. Фестиваль – это пропаганда искусства, своего театра, это огромное поле деятельности и развития для всех нас. Здесь ещё и удивительная атмосфера, отношение зрителя, публики к каждому спектаклю. Я очень люблю прослушать эти чужие мнения, пройтись по публике, ведь очень интересно: совпадает моё мнение с чьим-то или нет. Я и себя проверяю по мнению публики.

Нина Мазур, вице-президент Международного Форума Монодрамы, член Международной Ассоциации театральных критиков (UNESCO), художественный руководитель Международного театрального фестиваля «MOST» (Германия, Ганновер): «Здесь действительно ощущается свободное пространство»

По отношению к 3-му фестивалю «LUDI», в сравнении с прошлым годом, нельзя сказать, что актёрские работы проявились ярче, чем режиссёрские: для этого фестиваля данная проблема уже неактуальна. Надо сказать, ваш фестиваль уже занял своё место в контексте европейских фестивалей малых форм. Первое, что меня влечёт на фестиваль, - «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», светлое стремление к своей родине. Второе – высокий уровень. Вам повезло: здесь действительно ощущается свободное пространство. Спектакли разные, но и мы разные. Для меня в удовольствие и эти наши посиделки, потому что я вижу ваши лица - лица тех, для кого работают актёры. Это то, для чего существует фестиваль.

Анжелина Рошко, кандидат искусствоведения, профессор, зав.кафедрой театроведения и сценографии в Академии музыки, театра и изобразительных искусств, драматург (Молдова, Кишинев): «На фестивале есть попытка освоить разные культурные представления о человеке в мире»

Этот фестиваль отсканировал существующую театральную реальность не только России, но и других стран. Мы убеждаемся, что в театре нет конкурирующих форм: одна не переходит в другую, чтобы погубить или принизить прежнюю, а вступает в реакцию взаимодополнения. Как результат - нет хороших и плохих способов театрального существования: в каждом есть удачные спектакли. На фестивале была попытка чуждый материал (к примеру, японский), приблизить к нашему сознанию, сделать своим. Есть и обратный процесс – попытка расширить своё собственное сознание, освоить иные культурные представления о человеке в этом мире. Поэтому «LUDI» - это не просто фестиваль свободного, но ещё и расширяющегося пространства, объединяющий людей с разным материалом и разными взглядами на него. Фестиваль, я считаю, важен не только для города, но шире – для страны и мирового процесса в целом.

Татьяна Котович, доктор искусствоведения, театровед (Могилёв, Республика Беларусь): «Каждый спектакль отмечен интересной работой художника»

– Не могу обойти оргвопрос. Надо сказать, у вас очень тонко и удачно сработал организационный комитет: как известно, чем он незаметнее, тем лучше работает. А теперь об эстетической стороне фестиваля. Уже первым спектаклем «Ссора» была задана высокая планка, что одновременно приносит радость и тревогу. Но на нынешнем фестивале я всегда была в ожидании спектакля – того, что мог бы внести нечто неожиданное в уже сложившееся состояние. И если такой спектакль происходит на фестивале, то он состоялся, во всяком случае, для меня как для искушённого зрителя. Тогда возникает некое ощущение полёта, крыльев за спиной, очищения… Для критика это очень важно, ведь критик в определённой мере – тоже художник. Мы увидели палитру режиссёрских подходов в современном театре, интересных методик и решений. Ещё запомнилась визуальность, то есть сценография на нынешнем фестивале. Можно говорить об очень высоком уровне решения сценической площадки в каждой постановке. В сегодняшнем пространстве визуальной культуры как таковой это имеет огромное значение. Каждый спектакль фестиваля, а это большая редкость, отмечен нестандартной, интересной работой художника.

За время фестиваля нам, выражаясь словами Татьяны Котович, удалось на время «повесить у себя в интерьере картины, понятные на расстоянии вытянутой руки». Картины, наполненные экзистенциальной философией, обострившие проблему взаимоотношения человека и мира. И одни из них были противоречивыми и обнажающими глубокую трагедию человеческого существования (с всепоглощающей любовью, приносящей минуты радости и мучительные годы ожидания и одиночества, желание быть узнанными, обречённое никогда не воплотиться в реальность – как в «Незнакомке» по новеллам Ст. Цвейга; с историей страшного предательства, отступничества, которое делает бесплодной душу и сухими слёзы, которому нет оправдания, но и альтернативы тоже нет – как в спектакле по драматической поэме Леси Украинки «На поле крови»). Другие, напротив, оказались светлыми и жизнеутверждающими, чем особенно полюбились зрителю (как похожий на сказку «Ким», где в финале у всех ищущих себя в жизни бескорыстных героев всё складывается наилучшим образом; как пропитанный музыкальными нотами и подлинной поэзией спектакль «Чудо со щеглом» по поэме Арсения Тарковского - лёгкий, удивительно плавный, благоухающий июньскими цветами и семейным чаепитием у самовара, только красотой и любовью побеждающий все-все страхи и тревоги).

3-ий Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» позади, но воспоминания о нём свежи и, думается, ещё долго будут волновать ум и сердце тонко чувствующего и внимательного зрителя.А это главное достижение состоявшегося культурного события, встретиться с которым надеемся через год. Вслед за принимавшим участие в работе жюри председателем регионального отделения СТД Украины Сергеем Бычко мы желаем фестивалю яркой репертуарной палитры, чуткого руководства и щедрого бюджета. А теперь – к именам лауреатов.

Итоги 3-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» (3-9 июня 2012 г., г. Орёл)

Дипломы лауреатов по версии молодёжного жюри:

«Лучшая женская роль» – Мария Синяева, моноспектакль «Письмо незнакомки» (Независимый театральный проект «Железно!» (г. Санкт-Петербург);
«Лучшая мужская роль» – Андрэ Мошой, моноспектакль «Исповедь маски» (театр «Русская сцена», г. Берлин, Германия);
«Лучшая режиссёрская работа» – Александр Михайлов, спектакль «Наташина мечта» (театр «Свободное пространство», г. Орёл);
«Лучшая работа художника» – Анна Назарова, спектакль «Дневник Гейши» (Муниципальный театр «Русский стиль», г. Орёл);
«Лучший спектакль» – «Наташина мечта» (театр «Свободное пространство», г. Орёл).

Дипломы жюри фестиваля:

«Лучшая женская роль» – Валерия Жилина, спектакль «Наташина мечта» (театр «Свободное пространство», г. Орёл);
«Лучшая мужская роль» – Андрэ Мошой, моноспектакль «Исповедь маски» (театр «Русская сцена», г. Берлин);
«Лучшая работа художника» – Георгий Пашин, спектакль «Натали» (муниципальный театр драмы «Камерная сцена», г. Самара);
«Лучшая режиссёрская работа» – Олег Родовильский и Мариня Белявцева, спектакль «Женщина в песках» (театр «ZERO», Израиль);
«Лучший спектакль» – «Чудо со щеглом» (Школа драматического искусства, г. Москва).

Гран-При 3-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» – спектакль «Похождения Шипова, или старинный водевиль» (Калужский областной драматический театр, режиссёр-постановщик – Александр Плетнев).

Специальные призы фестиваля:

Дипломы Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ:
спектакль «Наташина мечта» (театр «Свободное пространство», г. Орёл) «За сценическое воплощение темы гуманизма и сострадания»;

– спектакль «Дневник гейши» (Муниципальный театр «Русский стиль», г. Орёл) «За глубину проникновения в национальный колорит и дух Японии»;

Специальный приз жюри: Остапу Ступке и Дмитрию Рыбалевскому – спектакль «На поле крови» (Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко, г. Киев, Украина).

Специальный приз от председателя жюри, режиссёра, народного артиста России Леонида Хейфеца – «За профессиональную режиссуру» – Владимиру Петренко (спектакль «Ким», Молодёжный театр «Верим!», г. Днепропетровск, Украина).

Ирина Крахмалева

фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться