24 марта 2014 в 10:32 2147 0
Культура

Раскрасить мир вокруг себя

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана…
В.Маяковский

Работы художников-непрофессионалов захватывают внимание зрителей, опрокидывают любые нормы и апеллируют к чувственному эмоциональному восприятию напрямую.  Далеко не всегда можно с лёгкостью отличить «профессионала» от «любителя». Техника и навыки – это лишь средства реализации потенциала. А вот одержимость, увлечённость – это уже составляющие таланта. Увидеть картины человека, пришедшего к живописи в обход художественных университетов, сохранившего собственный взгляд и по настоящему «горящего» своим увлечением, бывает во сто крат полезнее и увлекательнее посещения тоскливых плановых выставок.

В областном выставочном центре на ежегодном весеннем вернисаже посетители могли увидеть 15 картин Надежды Калитиной, долгое время проработавшей медсестрой в онкодиспансере. Сейчас Надежда Александровна уже вышла на пенсию. Её младшая дочь Юля заканчивает ОХУ, а старшая Ксения с детства занимается видеографией.

Я помню своё первое впечатление от картин Надежды Александровны. С дочками художницы Юлей и Ксюшей мы дружим уже давно, и когда я попала в их дом впервые, то обратила внимание на картины, которые вокруг себя создавали очень тёплую атмосферу. Особенно в мою память врезалась одна, в синих тонах, на которой мать и дочь стоят в полумраке, и с их силуэтов, освещённых луной,  спадает робкая тень.

– Надежда Александровна, с чего началось ваше увлечение художественным творчеством?
–  Живопись – моё давнее увлечение. Я то бросаю это дело, то снова возвращаюсь к нему с новым интересом и с новой радостью. Так случилось и теперь. После долгого перерыва я снова вернулась к приятному времяпрепровождению. Сейчас дни проходят в заботе о человеке с ограниченными способностями, отлучаться из дома далеко и надолго нельзя. Вот поэтому решила заняться живописью на дому.

– Есть ли такие люди, которых вы считаете учителями в широком смысле, которые повлияли на ваш художественный вкус?
– Сказать, что у меня были учителя, не могу. Но вот про одного человека, который вселил в меня уверенность в то, что мне надо этим заниматься, хочется сказать. Это  художник Мария Грипп. Наше знакомство произошло случайно. Она сказала, что у меня характерное лицо и что ей хочется написать мой портрет.  Я согласилась позировать. Вот так началась наша дружба. Она не была моим учителем. Она просто мне сказала, что у меня явные способности к живописи. И мне пришлось ей поверить, потому что она утверждала, что в этом деле она точно понимает.

– Любопытно узнать, как проходит процесс создания картины: длительно или стремительно, требует ли это определённой обстановки и настроя?
– Скорее всего, стремительно. Я не люблю долго думать над сюжетом, да и кропотливая работа не по мне. Возникает желание и непреодолимая тяга к холсту и кистям, и я, бросая всё повседневное, творю. Ну, насчёт творю, это громко сказано. Просто удовлетворяю желание сделать белый и чистый холст испачканным моею мыслью.

– Как много уже работ создано, какова их судьба?
– Работ много. Судьба разная. Какие-то «ушли» в дома друзей, сотрудников, какие-то остались на память в медицинском отделении, где я работала, какие-то дома. Вот, какую-то часть принесла на выставку.

– Что для вас в живописи является первостепенным, как вы определяете «своего» художника?
– Я художник самодеятельный, то есть без всякого образования, так сказать, по зову души. Поэтому про «своего» художника сказать ничего не могу. Мне нравится почти все. Я очень уважаю тех, кто умеет высказать свою мысль, будь то в рисунке, музыке, танце или ещё каком-то средстве самовыражения. У меня все в почете. Я просто восхищаюсь такими людьми.

На вернисаже было очень много разных замечательных картин, размещены они были в хаотичном порядке, но, останавливаясь перед некоторыми из них, я неизбежно натыкалась на подпись «Н.А. Калитина». И что важно, эти работы не повторялись ни по тематике, ни по стилю, ни по сюжету, но в них была заложена колоссальная душевная сила и яркая эмоциональная образность.

И это тот случай, когда видишь значительно больше изображаемого, когда открывается целый образный мир, и восприятие трансформируется в поэтическое мироощущение, в связи с чем где-то на задворках памяти начинают звучать стихи О.Э.Мандельштама:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

Анна Дулевская,

фото автора, фотопортреты Юлии Калитиной


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться