1 октября 2015 в 14:24 4873 0
Культура

«Прошлое не уходит, не исчезает…»: в театре «Русский стиль» поставили спектакль «Клинч»

Спектакль «Клинч» по одноименной пьесе современного российского писателя, драматурга, сценариста Алексея Слаповского стал первой премьерой театра «Русский стиль» в новом сезоне. Постановку зрители увидели 29-30 сентября.

Над спектаклем работали Владимир Ададуров (режиссёр-постановщик) и худрук театра Валерий Симоненко (режиссёр-педагог). Жанр «психологический боевик» уступил место «соло для саксофона» (лейтмотивом спектакля становятся музыкальные фразы). Саксофон, мелодраматическая грусть под фонарями по ушедшему лету…Только никакой романтики за этим антуражем не будет.

Клинч – боксёрский термин, обозначающий положение, когда противники обхватили друг друга руками, сцепились, обнялись; это своеобразная форма отдыха в бою, но можно и незаметно ударить ниже пояса, оттолкнув же противника, рискуешь тут же получить удар. Из клинча боксёры выходят сами или по команде судьи на ринге». Это авторская ремарка. Входят ли в клинч Учитель и Ученица (исполняет Ольга Кузьмина), или пред нами разыгрывается схватка поколений, или Правды с Ложью?..

Текст пьесы в постановочной версии незначительно урезан. Изъяты, например, событийные фрагменты: завязка в виде погони Учителя (исполняет Александр Галуцких) за бывшей Школьницей, отобравшей у него портфель, момент их поединка и его развязка, перемещение обоих персонажей в квартиру Учителя. План событийный уступает место метафизическому. Отсюда – постоянное присутствие на сцене некоего инфернального существа, то ли случайного прохожего, пробегающего глазами новости в газете, то ли Воланда из «Мастера и Маргариты», зачитывающего приговор главе семейства, то ли ряженого Барабанщика (исполняет Роман Никитенко), местного криминального авторитета, исполнителя этого самого приговора. На потусторонний мир намекают крылья за спиной незнакомца. Ещё один «крылатый персонаж», при этом бессловесный, – юная школьница (исполняет Елена Ермакова), повесившаяся из-за несчастной любви к Учителю. Она только упоминается в пьесе как подруга главной героини, послужившая главной причиной для вынесения приговора. А вот какой тот – обвинительный или оправдательный (и кому/чему – герою, времени, обстоятельствам?) – стоит додумать зрителю. Как и финал – то ли Учитель покинул этот бренный мир, то ли просто задремал на скамейке в осеннем парке.

В постановку режиссёрами введены ещё двое персонажей, которых в тексте Слаповского вы не найдёте, – Дворник, подметающий аллеи в парке (заметающий следы преступления?) и Милиционер, блюститель порядка, совершающий административное правонарушение (курит в общественном месте).

Места действия – парк и квартира – имеют одну сценографию, как и рекомендует в ремарках к тексту автор пьесы. Почти во всех основных сценах участвуют шесть персонажей (две Школьницы, Учитель, его Жена (исполняет Инна Севостьянова), Сын (исполняет Вячеслав Федин) и тот самый Незнакомец). Но реплики они произносят отстранённо, почти не обращаясь друг к другу. Так – бесконтактно, безэмоционально, тускло и, в конце концов, скучно (в финале М. Булгаков уступает место Н. Гоголю) ) – может проходить жизнь Учителя и его семьи, в итоге распадающейся при общем потворстве. Как глубоко он, не ценящий в учениках личности, считающий их лоботрясами с «глазами ленивых убийц», которым ничего не нужно (в таком отношении признаётся он сам), может любить – семью, эту мучительницу-школьницу, любоваться на чьи-то высокие чувства и радоваться чужой радости? Если честно, ответа на этот вопрос мы не нашли ни в пьесе, ни в постановке. Хотя попытка уйти в психологизм заметна. В исходном материале, по-нашему, нет положительного героя. Есть «обычный человек». Этим уже никого не удивишь – примета современной драмы (пьеса «Клинч» написана в 2000 году). Но не хочется верить, чтобы такого героя не было. Вот в чём конфликт. Между читателем и автором. Зрителем и режиссёром. Может быть, именно вы знаете, как его разрешить?..

P.S. В июле этого года в Ереване на кинофестивале «Золотой абрикос» состоялась мировая премьера фильма «Клинч», дебютная работа Сергея Пускепалиса. Киносценарий Пускепалис готовил вместе с А. Слаповским. Как объясняет режиссёр, в центре создаваемого им сюжета – клинч отношений между поколениями next и людьми зрелого возраста, а зрителю предстоит наблюдать процесс самоидентификации главного героя, учителя Фёдорова (играет Алексей Серебряков), личности с глубокой внутренней жизнью и внутренним же беспокойством.

www.infoorel.ru

фото с официального сайта муниципального театра им. М.М. Бахтина «Русский стиль»


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться