11 ноября 2011 в 11:11 2032 0
Культура

Пронзительная история одиночества, разрушенной жизни и смерти: Орёл увидел «Скрипку Ротшильда»

«Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством».
Св. Антоний

9 ноября на сцене академического театра им.И.С. Тургенева был сыгран знаменитый спектакль «Скрипка Ротшильда», завершивший трилогию «Жизнь прекрасна. По Чехову» Камы Гинкаса.

Режиссёр: Кама Гинкас
Художник: Сергей Бархин
Музыка: Леонид Десятников  
Художник по свету :Глеб Фильштинский

Действующие лица и исполнители:

Яков - Валерий БАРИНОВ
Ротшильд - Игорь ЯСУЛОВИЧ
Марфа - Арина НЕСТЕРОВА
Фельдшер - Алексей ДУБРОВСКИЙ

В одном из интервью Кама Миронович Гинкас говорит: «Название действительно требует расшифровки: «Жизнь прекрасна, но...по Чехову». То есть она, конечно, – а как же?! – прекрасна, но если «по Чехову», то добавляется такая доля сарказма, что уже неизвестно, прекрасна она в действительности или нет. Но... «надо жить, надо жить!». Чехов любил стоиков, философов, не боявшихся видеть жизнь такой, как она есть. Сам был стоиком, человеком с беспощадно трезвым глазом патологоанатома, но, тем не менее, сознававшим, что жизнь есть дар. «Скрипка Ротшильда» – о старом человеке, подытоживающем жизнь. Оказывается, можно прожить до старости, не живя, и можно родиться, умирая. Ведь как человек гробовщик Яков рождается в последний день своей жизни. И в спектакле мы наблюдаем муки его рождения».

Мировая премьера спектакля состоялась в январе 2004 года в известнейшем университете США, Йельском репертуарном театре. Нью-Хейвен по площади и численности населения в два раза меньше Орла, тем не менее, за месяц при полном аншлаге здесь состоялось 16 показов, которые продлили, в результате в небольшом городке штата Коннектикут прошло 23 спектакля (включая 3 превью для студентов и всех желающих). Постановка является лауреатом премии «Золотая маска» в номинациях: «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший художник»; а Валерий Баринов и Игорь Ясулович стали лауреатами премии им. К.С. Станиславского.

Работа получила признание тысячей зрителей. Спектакль был представлен в Европе (Литве, Польше, Эстонии, Республике Беларусь, Чехии, Израиле), а также во многих городах России (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Ярославле, Норильске, Таганроге, Омске, Ростове-на-Дону, Н.Новгороде, Новосибирске).

История гробовщика Якова Иванова по прозвищу Бронза пьесой не является. Это - двенадцатистраничный рассказ, пропущенный через личностное восприятие режиссёра. Как рассказал Валерий Баринов, Кама Миронович прочитал «Скрипку Ротшильда» в 12 лет и был потрясен этой человеческой, беспредельно трагичной, реалистичной историей «о человеке, который ненавидел другого человека только за то, что тот самую веселую музыку умудрялся играть печально».  Уже став режиссером, в течение 30 лет Кама Миронович вынашивал идею этой постановки. И вот, в след за «Дамой с собачкой» и «Чёрным монахом» родился душещемящий, отрезвляюще ясный спектакль-истина.

В одной из рецензий написано: «Рассказ Чехова поставлен Гинкасом как маленькая пьеса с комментариями. Актёры комментируют свои действия, выхватывая друг у друга слова, - один начинает предложение, другой завершает». Каждая роль выписана тонко, точно, мастерски. Даже незначительное движение, интонация способны пробудить всплеск чувств и эмоций в зрительном зале.

В спектакле очень гармоничная, метафоричная сценография. Удивительный, красивый свет. Знаки, символы – гробы, очертания гробов,  где-то похожие на лодку (и на самом деле сбоку на сцене расположена лодка), ассоциативно перекликающиеся с разбитым корытом (и оно затесалось в ряды разноформенных гробов), дома, напоминающие крышки, деревянная фигура, похожая на скопище небоскребов, а по центру - голая верба с огромным дуплом. Верба олицетворяет целомудренность, плакучая ива -  смерть. И вот, на перепутье трагедии и простоты, условности и бесценности жизни, разворачивается сюжет чеховского рассказа.

Постановка в Орле стала событием не только потому, что к нам привезли легенду-прозрение, но ещё и потому, что ведущую роль в ней исполняет Валерий Александрович Баринов, народный артист России, начинавший когда-то свою творческую деятельность в Орле – на сцене драмтеатра, в фотокружке Дворца пионеров…После спектакля актеру вручили диплом за вклад в развитие культуры и театральное мастерство и предоставили слово. Позже на малой сцене была устроена встреча с Валерием Александровичем Бариновым в духе «Линии жизни» (передача ТК «Культура». - Прим. автора).

Зрители задавали актёру вопросы, а он старался ответить на них как можно более полно и правдиво. Валерий Александрович рассказал о том, как очень волновался и переживал перед выходом на сцену, потому что приехал на родину, вспомнил, как навещая в Орле маму, всегда говорил, что едет «домой» и всегда старался приезжать как можно чаще. Так же поведал о том, как начинал в драмтеатре в качестве актёра и чернорабочего. Был даже устроен мастер-класс: раскрытие понятий «актерский ноль», «точка покоя», вето на «плюсование», акцент на правильное самоощущение и умение использовать собственные недостатки, комплексы как рабочий материал. И это - после такого сложного и серьёзного спектакля! В финале встречи Валерия Баринова ещё долго не отпускали зрители – артист охотно раздавал давал автографы с пожеланиями счастья.

Анна Дулевская, фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться