Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
ПослеLUDIе

Месяц назад в Орле прошёл IV Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». Событие, которое даёт пищу для размышлений, без преувеличения, на долгое время вперёд. Послевкусие от июньской недели культуры – в нашей беседе с немного передохнувшим от фестивальной суеты и завершённого театрального сезона художественным руководителем «Свободного пространства», директором фестиваля «LUDI» Александром Михайловым.
InfoOrel.ru: Александр Алексеевич, поздравляем с успешным завершением сезона и фестивалем! Скажите честно, вы ожидали высокой оценки жюри спектаклей, поставленных в театре «Свободное пространство»? (Напомним, спектакль «Непорочный брак» стал обладателем Гран-при и был признан молодёжным жюри в номинации «Лучший спектакль на малой сцене»; за лучшую работу художника этот же состав жюри отметил Машу Тепляшову-Белогорцеву («Метод Гронхольма»); актёрский дуэт Маргариты Рыжиковой и Татьяны Шмелёвой в спектакле «Мой внук Вениамин» удостоен диплома Орловского отделения СТД).
Александр Михайлов (далее А.М.): Да, иначе мы бы не выдвигали наши постановки в конкурсную программу фестиваля. Польский спектакль лично мне очень нравится.
InfoOrel.ru: Кстати, в этом году впервые не было материала, представленного вне конкурсной программы. Почему?
А.М.: Внеконкурсная программа возникает, когда ты хочешь какой-то спектакль пригласить, но понимаешь, что по уровню режиссуры или театра, в силу его значимости или участия известных артистов, которые там заняты, в конкурсе он окажется просто в другой весовой категории. Ну, как, например, было ставить в конкурс народного артиста России Фёдора Чеханкова (ныне покойный Фёдор Яковлевич Чеханков, народный артист РФ, актёр Центрального Академического Театра Российской Армии, наш земляк, был председателем жюри Первого Международного Фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в 2010 году. - Прим. автора)? То есть внеконкурсной программы может и не быть. Сейчас, кстати, много фестивалей, где вообще нет конкурса. И часто это фестивали хорошие. Согласитесь, чем разнообразнее палитра, тем сложнее иногда сравнивать: драма, балет, куклы, современный танец с объектами, видеоинсталляции… Как это всё сравнивать? Но ведь это всё – театр. В таком случае вообще лучше жюри не звать, а позвать критиков, которые будут активно обсуждать материал, подавать идеи.
InfoOrel.ru: В этом году была приостановлена практика разбора спектаклей после просмотра. Этот элемент фестиваля больше не нужен?
А.М.: Нужен, но важно, кто это делает. У жюри была большая нагрузка - 2, а часто 3 спектакля в день. Мы предполагали, что будем это с семинаром критиков делать, но, как видите, это не очень получилось. А потом, надо же ещё понимать, для кого это делать. Театры, сыгравшие спектакли, не всегда хотят, чтобы их работы обсуждали, иногда с удовольствием слушают, а иногда считают, что в этом нет необходимости. Может быть так: приезжает команда критиков для разбора, и это записано в концепции фестиваля, и театры об этом знают - сегодня они играют, а завтра их работу обсудят, то есть это обязательная составляющая программы. Но для этого нужны сильные в профессиональном плане критики, а их работа - это дополнительное финансирование. Я не думаю, что для нашего фестиваля это первая необходимость. Театры и спектакли, которые мы сюда приглашаем, как правило, известные и зачастую уже получившие признание. Молодому коллективу, конечно, общение с критиками и интересно, и полезно. И мы стараемся найти для этого возможность в любом случае.
InfoOrel.ru: В связи с этим вопрос. В этом году орловский фестиваль посетил семинар критиков. Однако неясно, в чём заключалась его миссия?
А.М.: По сути, этот семинар – мастер-класс, который ведёт Ирина Холмогорова. Журналисты, пишущие о театре, под её руководством регулярно выезжают в разные города на разные события. Так они имеют возможность сразу получить богатую пищу для размышлений, для своей учёбы. В прошлом году кабинет критики СТД предложил, чтобы семинар приехал на наш фестиваль. И я посчитал, что их участие окажется чем-то вроде «дрожжей» фестивального процесса. Что спектакли сразу, с ходу, вызвав интерес, будут подвергнуты обсуждению. Но, к сожалению, этого не произошло. У руководителя был свой план, и группа жила по своей программе, скажем так, своей отдельной жизнью. А мы – своей.
InfoOrel.ru: Наверняка для широкой публики не совсем понятна и роль молодёжного жюри на фестивале. Прокомментируйте, пожалуйста.
А.М.: Мнение молодёжного жюри – это глас народа. Профессионалам труднее договориться между собой. Чем больше человек знает и понимает в искусстве, тем избирательнее у него вкус, тем более личностны его суждения. Почти всегда на фестивалях возникает момент несогласия – почти все об этом рассказывают. А молодёжное жюри выражает точку зрения продвинутой молодой публики, которая просто любит и понимает театр. Пусть не разбирается в нём так, как это делают профессионалы, но зато чутко откликается на сегодняшние проблемы.
InfoOrel.ru: Думаю, именно молодым людям было бы интересно присутствовать на читках пьес, ведь именно на зрителе текст проверяется на сценическое воплощение. Показалось, что данное мероприятие в рамках фестиваля получилось закрытым…
А.М.: Да, читки и рассчитаны на проверку публикой – как в зале это воспримут. Это немножко игра: договорились, что мы не ставим пьесу, а читаем её. Все сразу освобождаются – нет груза такой ответственности. Но артисты всё равно играют, даже если читают с листа. Я и студентам всегда говорю: нужно сразу осознанно читать, по ходу соображать, в каких вы предлагаемых обстоятельствах. Уже из этого должен возникнуть театр. Читка пьесы - это форма, которая должна быть. Она на многих фестивалях присутствует. И я как раз рассчитывал, что во время фестиваля, когда вектор восприятия повёрнут именно в сторону всевозможных театральных решений, это вызовет больший интерес, чем в какое-то другое время. У нас, может, в силу некоторой консервативности не слишком большой спрос на такую форму. С другой стороны, фестиваль совпал по срокам с порой экзаменов в вузах, у студентов были свои заботы. Может, и рекламы было недостаточно.
InfoOrel.ru: Знаю, что некоторым зрителям особенно любопытно было бы здесь, в Орле, иметь возможность оценить европейское театральное искусство. Афиша прошедшего фестиваля в этом плане была скромной. На то есть какие-то объективные причины?
А.М.: У нас были предложения нескольких западных театров, но помешала финансовая сторона дела: гонорары просто нечем было платить. Бюджет нынешнего фестиваля был очень скромным. В следующем году, если будет помощь из федерального центра (Фестиваль «LUDI» официально включён в программу празднования 450-летия города Орла. – Прим. автора), конечно, у нас появится возможность что-то из более дорогих проектов привезти.
InfoOrel.ru: На прошедшем фестивале были спектакли на иностранном языке («Три Жизели», «Ласточка»). Каково ваше мнение: зритель должен слышать оригинальный текстовый материал?
А.М.: Вообще, спектакли на фестивалях международного уровня, я считаю, должны идти на разных языках. Другое дело, тут уже надо думать, как осуществлять систему перевода. Или поднимать уровень публики, так чтобы зритель следил не только за текстом, но и мог воспринимать действо в целом. Но надо двигаться к тому, чтобы это была разумная составляющая – например, 25% спектаклей могут идти на других языках. И это нормально.
InfoOrel.ru: Скажите, для современного театра вообще типична ситуация, когда какая-то постановка делается специально под фестиваль, для просмотра в особых условиях?
А.М.: Да, есть такие проекты, которые рассчитаны на участие только в фестивалях, а не для того чтобы играть их в репертуарном театре или в антрепризе. К примеру, лабораторная работа В.Берзина «Аглая» театра Школа Драматического Искусства, в основе которой – учебник по актёрскому мастерству. На фестивалях собирается публика, которая хочет увидеть театральный поиск, понимая, что на этом пути могут быть какие-то издержки – и вкусового порядка, и того, что связано с табуированием, нарушением общепринятых границ. Бывают временные эксперименты: играется спектакль 6, иногда 8 часов – кто это выдержит? А на фестивале зрители будут смотреть. Но есть специальные продюсеры, которые занимаются этими проектами, к слову, достаточно дорогими. Есть уличные представления, которые предлагают мощное зрелище на открытии. Это отдельное направление. Возможно, через какое-то время удастся на наш фестиваль «LUDI» что-то подобное привезти.
InfoOrel.ru: «LUDI» позволяет нам здесь, дома, видеть едва ли не лучшие образцы современного театрального процесса. В то же время хочется, чтобы и мир для себя открывал Орёл. Фестивалю удаётся выполнять эту миссию, как вы считаете?
А.М.: Да, конечно. Если всё правильно выстраивается, то возникает обмен контактами, идут приглашения. Наш театр, правда, и до этого нередко выезжал на фестивали и гастроли. Но вот этой осенью «Наташину мечту» увидят в Литве, на фестивале, который организует Марина Танана, один из членов жюри нашего фестиваля, впечатлённая этим спектаклем в прошлом году. А другой участник судейского корпуса Нина Мазур посоветовала «Непорочный брак» на фестиваль в Челябинске. Были бы деньги – мы бы поехали. И критиков за этим же приглашают – мнения распространяются, о фестивале начинают говорить, возникают предложения.
InfoOrel.ru: «LUDI - 2013» по сравнению с его предшественниками был более или менее успешным, на ваш взгляд? Некоторым зрителям не хватило, как они говорят, «жизнеутверждающего материала».
А.М.: Успешность в данном случае зависит, по большому счёту, от того, сколько раз зритель ахнул, сколько он ощутил настоящих потрясений, открытий, воскликнув: вот это да! В этом смысле фестиваль прошлого года был таким, что ахали чаще, чем это случалось на фестивалях других. В этом году афиша, как мне кажется, получилась более ровной. Маловато было таких откровений. Хотя уровень, за редким исключением, оказался очень высоким и достойным. Может быть, хотелось больше разнообразных дерзких поисков. Насчёт жизнеутверждающего материала – этот ведь надо каких-то оптимистов специально искать. Когда трагическая ситуация складывается в мире – художник на неё отзывается, он не может иначе, по-другому не получается.
InfoOrel.ru: Как сделать так, чтобы «LUDI» не смешались с «толпой» других театральных фестивалей, число которых год от года растёт? Как повысить или хотя бы удержать уровень орловского фестиваля, с тем чтобы он выделялся на фоне подобных проектов?
А.М.: Нужны люди! Которые конкретно будут этим заниматься. Для того чтобы собирать хорошие фестивали, нужны люди, которые много будут смотреть, отбирать и ответственно рекомендовать спектакли. Уделяя этому едва ли не всё своё время. У меня времени с трудом хватает на то, чтобы от начала до конца посмотреть весь тот видеоматериал, который участники заявляют на фестиваль. А ведь надо, по-хорошему, всё успевать просматривать. Это физически сложно. А ещё надо бы поехать и увидеть вживую. Дальше - договориться, разослать письма, найти спонсоров и т.д. В общем, я имею в виду огромный объём организационной работы. Нужна профессиональная команда, которая будет заниматься всем, что я перечислил, и ещё очень многим. На следующее лето, на фестиваль 2014 года, заложены федеральные деньги. Будем надеяться, это не только позволит «LUDI» нормально существовать, но и откроет новые возможности для развития.
InfoOrel.ru: Мы тоже на это надеемся. Спасибо за интервью, успехов вам и фестивалю!
Беседовала Ирина Крахмалева
Источник фото - журнал «Пять звёзд. Орёл»
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/posleludie.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.