18 июля 2013 в 09:39 2497 1
Культура

ПослеLUDIе

Месяц назад в Орле прошёл IV Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». Событие, которое даёт пищу для размышлений, без преувеличения, на долгое время вперёд. Послевкусие от июньской недели культуры – в нашей беседе с немного передохнувшим от фестивальной суеты и завершённого театрального сезона художественным руководителем «Свободного пространства», директором фестиваля «LUDI» Александром Михайловым.

InfoOrel.ru: Александр Алексеевич, поздравляем с успешным завершением сезона и фестивалем! Скажите честно, вы ожидали высокой оценки жюри спектаклей, поставленных в театре «Свободное пространство»? (Напомним, спектакль «Непорочный брак» стал обладателем Гран-при и был признан молодёжным жюри в номинации «Лучший спектакль на малой сцене»; за лучшую работу художника этот же состав жюри отметил Машу Тепляшову-Белогорцеву («Метод Гронхольма»); актёрский дуэт Маргариты Рыжиковой и Татьяны Шмелёвой в спектакле «Мой внук Вениамин» удостоен диплома Орловского отделения СТД).

Александр Михайлов (далее А.М.): Да, иначе мы бы не выдвигали наши постановки в конкурсную программу фестиваля. Польский спектакль лично мне очень нравится.

InfoOrel.ru: Кстати, в этом году впервые не было материала, представленного вне конкурсной программы. Почему?

А.М.: Внеконкурсная программа возникает, когда ты хочешь какой-то спектакль пригласить, но понимаешь, что по уровню режиссуры или театра, в силу его значимости или участия известных артистов, которые там заняты, в конкурсе он окажется просто в другой весовой категории. Ну, как, например, было ставить в конкурс народного артиста России Фёдора Чеханкова (ныне покойный Фёдор Яковлевич Чеханков, народный артист РФ, актёр Центрального Академического Театра Российской Армии, наш земляк, был председателем жюри Первого Международного Фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в 2010 году. - Прим. автора)? То есть внеконкурсной программы может и не быть. Сейчас, кстати, много фестивалей, где вообще нет конкурса. И часто это фестивали хорошие. Согласитесь, чем разнообразнее палитра, тем сложнее иногда сравнивать: драма, балет, куклы, современный танец с объектами, видеоинсталляции… Как это всё сравнивать? Но ведь это всё – театр. В таком случае вообще лучше жюри не звать, а позвать критиков, которые будут активно обсуждать материал, подавать идеи.

InfoOrel.ru: В этом году была приостановлена практика разбора спектаклей после просмотра. Этот элемент фестиваля больше не нужен?

А.М.: Нужен, но важно, кто это делает. У жюри была большая нагрузка - 2, а часто 3 спектакля в день. Мы предполагали, что будем это с семинаром критиков делать, но, как видите, это не очень получилось. А потом, надо же ещё понимать, для кого это делать. Театры, сыгравшие спектакли, не всегда хотят, чтобы их работы обсуждали, иногда с удовольствием слушают, а иногда считают, что в этом нет необходимости. Может быть так: приезжает команда критиков для разбора, и это записано в концепции фестиваля, и театры об этом знают - сегодня они играют, а завтра их работу обсудят, то есть это обязательная составляющая программы. Но для этого нужны сильные в профессиональном плане критики, а их работа - это дополнительное финансирование. Я не думаю, что для нашего фестиваля это первая необходимость. Театры и спектакли, которые мы сюда приглашаем, как правило, известные и зачастую уже получившие признание. Молодому коллективу, конечно, общение с критиками и интересно, и полезно. И мы стараемся найти для этого возможность в любом случае.

InfoOrel.ru: В связи с этим вопрос. В этом году орловский фестиваль посетил семинар критиков. Однако неясно, в чём заключалась его миссия?

А.М.: По сути, этот семинар – мастер-класс, который ведёт Ирина Холмогорова. Журналисты, пишущие о театре, под её руководством регулярно выезжают в разные города на разные события. Так они имеют возможность сразу получить богатую пищу для размышлений, для своей учёбы. В прошлом году кабинет критики СТД предложил, чтобы семинар приехал на наш фестиваль. И я посчитал, что их участие окажется чем-то вроде «дрожжей» фестивального процесса. Что спектакли сразу, с ходу, вызвав интерес, будут подвергнуты обсуждению. Но, к сожалению, этого не произошло. У руководителя был свой план, и группа жила по своей программе, скажем так, своей отдельной жизнью. А мы – своей.

InfoOrel.ru: Наверняка для широкой публики не совсем понятна и роль молодёжного жюри на фестивале. Прокомментируйте, пожалуйста.

А.М.: Мнение молодёжного жюри – это глас народа. Профессионалам труднее договориться между собой. Чем больше человек знает и понимает в искусстве, тем избирательнее у него вкус, тем более личностны его суждения. Почти всегда на фестивалях возникает момент несогласия – почти все об этом рассказывают. А молодёжное жюри выражает точку зрения продвинутой молодой публики, которая просто любит и понимает театр. Пусть не разбирается в нём так, как это делают профессионалы, но зато чутко откликается на сегодняшние проблемы. 

InfoOrel.ru: Думаю, именно молодым людям было бы интересно присутствовать на читках пьес, ведь именно на зрителе текст проверяется на сценическое воплощение. Показалось, что данное мероприятие в рамках фестиваля получилось закрытым…

А.М.: Да, читки и рассчитаны на проверку публикой – как в зале это воспримут. Это немножко игра: договорились, что мы не ставим пьесу, а читаем её. Все сразу освобождаются – нет груза такой ответственности. Но артисты всё равно играют, даже если читают с листа. Я и студентам всегда говорю: нужно сразу осознанно читать, по ходу соображать, в каких вы предлагаемых обстоятельствах. Уже из этого должен возникнуть театр.  Читка пьесы - это форма, которая должна быть. Она на многих фестивалях присутствует. И я как раз рассчитывал, что во время фестиваля, когда вектор восприятия повёрнут именно в сторону всевозможных театральных решений, это вызовет больший интерес, чем в какое-то другое время. У нас, может, в силу некоторой консервативности не слишком большой спрос на такую форму. С другой стороны, фестиваль совпал по срокам с порой экзаменов в вузах, у студентов были свои заботы. Может, и рекламы было недостаточно.

InfoOrel.ru: Знаю, что некоторым зрителям особенно любопытно было бы здесь, в Орле, иметь возможность оценить европейское театральное искусство. Афиша прошедшего фестиваля в этом плане была скромной. На то есть какие-то объективные причины?

А.М.: У нас были предложения нескольких западных театров, но помешала финансовая сторона дела: гонорары просто нечем было платить. Бюджет нынешнего фестиваля был очень скромным. В следующем году, если будет помощь из федерального центра (Фестиваль «LUDI» официально включён в программу празднования 450-летия города Орла. – Прим. автора), конечно, у нас появится возможность что-то из более дорогих проектов привезти.

InfoOrel.ru: На прошедшем фестивале были спектакли на иностранном языке («Три Жизели», «Ласточка»). Каково ваше мнение: зритель должен слышать оригинальный текстовый материал?

А.М.: Вообще, спектакли на фестивалях международного уровня, я считаю, должны идти на разных языках. Другое дело, тут уже надо думать, как осуществлять систему перевода. Или поднимать уровень публики, так чтобы зритель следил не только за текстом, но и мог воспринимать действо в целом. Но надо двигаться к тому, чтобы это была разумная составляющая – например, 25% спектаклей могут идти на других языках. И это нормально.

InfoOrel.ru: Скажите, для современного театра вообще типична ситуация, когда какая-то постановка делается специально под фестиваль, для просмотра в особых условиях?

А.М.: Да, есть такие проекты, которые рассчитаны на участие только в фестивалях, а не для того чтобы играть их в репертуарном театре или в антрепризе. К примеру, лабораторная работа В.Берзина «Аглая» театра Школа Драматического Искусства, в основе которой – учебник по актёрскому мастерству.  На фестивалях собирается публика, которая хочет увидеть театральный поиск, понимая, что на этом пути могут быть какие-то издержки – и вкусового порядка, и того, что связано с табуированием, нарушением общепринятых границ. Бывают временные эксперименты: играется спектакль 6, иногда 8 часов – кто это выдержит? А на фестивале зрители будут смотреть. Но есть специальные продюсеры, которые занимаются этими проектами, к слову, достаточно дорогими. Есть уличные представления, которые предлагают мощное зрелище на открытии. Это отдельное направление. Возможно, через какое-то время удастся на наш фестиваль «LUDI» что-то подобное привезти.

InfoOrel.ru: «LUDI» позволяет нам здесь, дома, видеть едва ли не лучшие образцы современного театрального процесса. В то же время хочется, чтобы и мир для себя открывал Орёл. Фестивалю удаётся выполнять эту миссию, как вы считаете?

А.М.: Да, конечно. Если всё правильно выстраивается, то возникает обмен контактами, идут приглашения. Наш театр, правда, и до этого нередко выезжал на фестивали и гастроли. Но вот этой осенью «Наташину мечту» увидят в Литве, на фестивале, который организует Марина Танана, один из членов жюри нашего фестиваля, впечатлённая этим спектаклем в прошлом году. А другой участник судейского корпуса Нина Мазур посоветовала «Непорочный брак» на фестиваль в Челябинске. Были бы деньги – мы бы поехали. И критиков за этим же приглашают – мнения распространяются, о фестивале начинают говорить, возникают предложения.

InfoOrel.ru: «LUDI - 2013» по сравнению с его предшественниками был более или менее успешным, на ваш взгляд? Некоторым зрителям не хватило, как они говорят, «жизнеутверждающего материала».

А.М.: Успешность в данном случае зависит, по большому счёту, от того, сколько раз зритель ахнул, сколько он ощутил настоящих потрясений, открытий, воскликнув: вот это да! В этом смысле фестиваль прошлого года был таким, что ахали чаще, чем это случалось на фестивалях других. В этом году афиша, как мне кажется, получилась более ровной. Маловато было таких откровений. Хотя уровень, за редким исключением, оказался очень высоким и достойным. Может быть, хотелось больше разнообразных дерзких поисков. Насчёт жизнеутверждающего материала – этот ведь надо каких-то оптимистов специально искать. Когда трагическая ситуация складывается в мире – художник на неё отзывается, он не может иначе, по-другому не получается.

InfoOrel.ru: Как сделать так, чтобы «LUDI» не смешались с «толпой» других театральных фестивалей, число которых год от года растёт? Как повысить или хотя бы удержать уровень орловского фестиваля, с тем чтобы он выделялся на фоне подобных проектов?

А.М.: Нужны люди! Которые конкретно будут этим заниматься. Для того чтобы собирать хорошие фестивали, нужны люди, которые много будут смотреть, отбирать и ответственно рекомендовать спектакли. Уделяя этому едва ли не всё своё время. У меня времени с трудом хватает на то, чтобы от начала до конца посмотреть весь тот видеоматериал, который участники заявляют на фестиваль. А ведь надо, по-хорошему, всё успевать просматривать. Это физически сложно. А ещё надо бы поехать и увидеть вживую. Дальше - договориться, разослать письма, найти спонсоров и т.д. В общем, я имею в виду огромный объём организационной работы. Нужна профессиональная команда, которая будет заниматься всем, что я перечислил, и ещё очень многим. На следующее лето, на фестиваль 2014 года, заложены федеральные деньги. Будем надеяться, это не только позволит «LUDI» нормально существовать, но и откроет новые возможности для развития.

InfoOrel.ru: Мы тоже на это надеемся. Спасибо за интервью, успехов вам и фестивалю!


Беседовала Ирина Крахмалева

Источник фото - журнал «Пять звёзд. Орёл»


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


  • doctor

    Спасибо. Уровень - как всегда. Вечером дам почитать жене.
    "Некоторым зрителям не хватило, как они говорят, «жизнеутверждающего материала»." ))))
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться