18+ 3 июня 2011 в 12:13 1368 5
Культура

От создателей новой драмы: в Орле открывается 2-й Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI»

Орловские журналисты встретились с режиссерами-постановщиками двух пьес, которые зритель увидит уже сегодня, 3 июня, на сцене театра «Свободное пространство».

В конкурсной афише фестиваля - 15 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, а также Тель-Авива, Киева, Вильнюса, Каунаса, Кишинёва. Фестиваль представит широкий спектр направлений современного театра.

Сегодня орловцы познакомятся с новой российской драмой, представляющей московский Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, – спектаклем «Класс Бенто Бончева» в постановке Михаила Угарова. Еще один сюрприз дня сегодняшнего – «Коба» (по Э. Радзинскому) литовского режиссера Станисловаса Рубиноваса (Молодежный камерный театр г. Каунаса).

Накануне фестиваля у местной прессы появилась возможность пообщаться с вышеназванными режиссерами-постановщиками, а также с драматургом, автором пьесы «Класс Бенто Бончева» Максимом Курочкиным и актером спектакля «Коба» Александрасом Рубиновасом (см. фото и видео).

Идея будущего о правде сегодняшнего дня

Создатели того движения, которое носит название «Новая драма»,  Максим Курочкин и Михаил Угаров (художественный руководитель московского Театра.DOC, режиссер и драматург) рассказывали об особенностях современного интерпретационного театра, о том, что основной акцент в их творчестве – на дне сегодняшнем, а точнее - на «правде сегодняшнего дня». В тандеме автора и режиссера угадывается желание  ухватить «здесь и сейчас», ведь театр, говорит Михаил Угаров, – «искусство поколенческое: оно быстро уходит, не успевая высказаться».

В то же время в пьесе Максима Курочкина представлен пласт ближайшего будущего, где царит парадоксальная идея о мире без любви и секса. Главный герой находится во власти идеи «как бы сегодняшнего дня», когда любовь, чувство, так легко отданное в сферу экономики, становится «хорошим способом тратить деньги». Обращенность в будущее – это «костыли», которыми, как признается Максим Курочкин, он вынужден пока пользоваться из «слабости, неумения, ну или из трусости». Ведь сегодня, не без горечи замечает Максим, невозможно поставить пьесу и писать о любви, но и смириться с этой невозможностью нельзя, в таком случае будущее время – это прием для того, чтобы говорить о нас сейчас.

Те люди, про которых написана новая драма, в театр не приходят

Новая драма сильнейшим образом отозвалась в кино (в работах Вырыпаева, Серебрянникова, Попогребского и др.), хотя все ожидали, что она «выстрелит» именно в театре. Современная драматургия и театр, конечно, пребывают в поисках новой формы. Тем более в условиях, когда необходимо реагировать на реалии сегодняшнего дня.  Сейчас, когда самые известные европейские постановки можно посмотреть сидя у себя дома, через интернет, едва ли не самой эффективной может быть техника «постановки зрителя в тупик», рассуждает Михаил Угаров. И сообщает, что в Театре.DOC, которым он руководит, актеры «не играют», то есть, конечно, в строгом смысле слова, игра есть, только приемы и средства у нее совершенно неординарные, вплоть до репетиций  в метро с вовлечением посторонних лиц.

А кто же зритель на подобных спектаклях? Это хорошо информированные,  через интернет (афиша названного театра существует  только в виртуальной реальности) или через знакомых, 60-70 человек, которые «уже в чем-то согласны с позицией режиссера». А хотелось бы видеть других людей, восклицает Угаров. Например, тех, о ком написана новая драма.  Хотя в театре есть неписаное правило не показывать прототипу произведение о нем, гости из Литвы тоже сетовали на то, что не видят на своих спектаклей тех, кого каждый раз ожидают там встретить. К примеру, неонацистов.

В литовском театре – другая религия

Почему неонацистов? Потому что в современном литовском театре немало пьес посвящено злободневным и «очень живым темам» – вроде единомышленников и последователей Гитлера и холокоста. Всё это в Литве – по-прежнему больные и трудные вопросы. И отношение к ним лучше всего выражается в реплике из спектакля как раз о холокосте, который Станисловас Рубиновас намерен предъявить публике этой осенью: «Если это не забудешь – жить невозможно, но и забудешь – жить нельзя».

В то же время в литовском театре «не приживается чернуха и бытовуха». По многим причинам, одна из которых – отсутствие желания эпатировать. Возможно, предполагают литовцы, это из-за того, что они не знали тех запретов, что царили в Советском союзе. Литовская драматургия еще совсем молода, зародившись в 20-х годах 20 века, она пока не обрела тот «корпус классики», который имеет всякая национальная литература, и ее интересуют актуальные проблемы, выраженные, конечно, актуальным языком новой драмы. Но театральная лексика, не говоря уже об уличной, в Литве сильно отличается от российской. Литовский театр более эстетичен и  по своим приемам. У нас – метафоры, символы – словом, другая религия, в один голос твердят Рубиновасы.

В разных городах спектакль «Коба», продолжают они, принимают по-разному: иногда на исполнителя смотрят как на врага народа, с нескрываемой ненавистью. Как примет орловский зритель литовский эксперимент и новую российскую драму, узнаем уже сегодня.

P.S. Фестиваль «LUDI» продлится до 9 июня и закроется моноспектаклем «Любовник» Национального драматического театра из Вильнюса. Заключительным аккордом фестиваля станет театрализованное действо «Шествие ангелов», которое готовится совместно с московским театром «Тень» и будет проходить на открытом воздухе, у слияния рек Орлик и Ока.

На InfoOrel.ru вы сможете познакомиться с подробной афишей фестиваля и рецензиями на спектакли. Приятного просмотра!

Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru

фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


  • doctor
    Думаю, что рецензию на пьесу «Класс Бенто Бончева», с которой фактически начался фестиваль, можно озаглавить "Лиха беда- начало" (((
  • annihilatorsky
    Все так плохо?
  • doctor
    annihilatorsky, не исключаю, что «Класс Бенто Бончева» просто спектакль для другого поколения. Поэтому жду рецензию от Ирины.
    Я вообще не понял, зачем он, почему так и т.д.
  • doctor
    Оказалось, что вчерашний день нужно было просто пережить )))
    После сегодняшней "Скамейки" питерцев, зная, что сегодня же "Русский стиль" ставил "Вечер" и впереди "Маленькие трагедии" ТЮЗовцев (Каменного гостя вычеркиваем), могу сказать, что фестиваль удался! )))))
  • greenka
    посмотрела сегодня (хотя календарно уже вчера) "Кобу", моноспектакль литовского театра. понравилось.
    завтра жду продолжения от израильского театра.
    вообще в этот раз купила абонемент, на 4 спектакля. так удачно совпало - там все, что я хотела посмотреть, и в нужное мне время. плюс к тому и дешевле, чем если по отдельности билеты покупать. спасибо театру за хорошую идею)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Росто

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться