Росто
7 апреля 2021 в 10:01 1317 0
Культура

Орлу представилась возможность увидеть живое наследие Франции в гобеленах

В литературном музее Орла открыли необычную выставку с тургеневским акцентом в знак доказательства того, что культурные связи России и Франции, подпитанные взаимным интересом к творчеству классиков, раскрашены свежими красками и... цветами гобеленов.

Фото: Оксана Полуничева/InfoOrel.ru

С 6 апреля в лектории Музея И.С. Тургенева г. Орла демонстрируются гобелены французской мануфактуры Jules Pansu (Жюль Пансю). Экспозиция получила название «Живое наследие Франции» и представляет образцы декоративно-прикладного искусства, созданные по материалам разных культурных эпох, которыми был очарован писатель-орловец Тургенев.

Выставку в наш город привезли представители французской мануфактуры Алексей Зотов и Ирина Алексина. Последнюю в Орле очень уважают за служение искусству и милосердную натуру: благодаря И. Алексиной сотрудники нашего музея познакомились с Фондом милосердия Доктора Лизы, внеся посильную лепту в дело спасения тяжелобольных детей, а также стали слушателями уникальных лекций по истории гобелена, русского и европейского фарфора, традиции чаепития в Европе и России.

Знаменитую мануфактуру, которой уже 150 лет, сотрудники нашего музея представили в антураже классических музыкальных произведений и диалогов о Тургеневе и его любви к наследию Франции и стремлении через культуру раскрыть Россию для европейцев.

«Иван Сергеевич был и знаток, и ценитель, и собиратель, и коллекционер произведений европейского искусства, в первую очередь, конечно, французского. Любовь к прекрасному сопровождала его всю жизнь, и какие прекрасные люди были вокруг него: Проспер Мериме, Гюстав Флобер, Жорж Санд, Ги де Мопассан и многие другие известнейшие деятели французской литературы, культуры и искусства.

Уильям Моррис считал гобелен самым совершенным видом декоративно-прикладного искусства. В Европе гобелены появились с первыми крестовыми походами, но в средневековье их изготовление стало уже экономической отраслью. Благодаря фламандским ткачам мы имеем такую жемчужину, как шпалеру «Дама с единорогами» (1480-1490). К обнаружению и сохранению этой серии приложили большие усилия Жорж Санд и Проспер Мериме: 40 лет понадобилось, чтобы завершить работы по приобретению этих гобеленов для государства, чтобы они стали украшением музея Клюни в Париже. А какие художники работали для шпалер! Вообще, по шпалерам можно изучать историю искусства: средневековье, барокко, рококо, неоклассицизм, модерн, современное искусство… И Рафаэль работал – по его картонам вытканы 10 гобеленов на первом этаже Сикстинской капеллы. И Да Винчи – мало кто знает, но он сделал картон своей знаменитой фреске «Тайная Вечеря», которая находится в Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, но сама шпалера находится в Пинакотеке музея Ватикана, в зале Микеланджело. Художники Рубенс, Фрагонар, Пикассо, Кандинский, Дали и многие другие работали вместе со шпалерными мануфактурами. И современные работают. Например, Ара Старк работает с мануфактурой «Жюль Пансю».

В 2012 году эта мануфактура была награждена одним из самых почётных знаков Франции – «Живое наследие Франции». Недаром так наша выставка называется. И два ткача в Елисейском дворце были награждены знаками «Лучший мастер Франции» – это говорит об очень высоком художественном уровне. И современная мода не обходит стороной наши шпалеры. В последней женской летней коллекции Диор – «Тысяча цветов» – истоки взяты из средневековья», – с таким мини-рассказом и призывом наслаждаться прекрасными гобеленами обратилась к гостям на открытии выставки её куратор Ирина Алексина.

Кстати, «Жюль Пансю» – первая мануфактура, которая начала ткать гобелены на заказ на станках с конца XIX века, что по тем временам было вершиной технического прогресса. Сегодня в арсенале мануфактуры 17 станков, и всей работой управляет французская семья потомков Pansu. В Орёл доставлены гобелены классической тематики, где в составе 70% шерсти и 30% хлопка, а также три гобелена из чистого хлопка, но с очень детализированной проработкой, а ещё подушки по более современным картинам, гобелен в технике сепия и каталог работ.

Материалы французской коллекции гобеленов на выставке в Орле дополнены предметами быта XVIII – начала XIX веков, а также редкими изданиями из фондов Литературного музея И.С. Тургенева. Среди прочих, изданием исследования друга нашего великого земляка – Луи Виардо «Музеи Европы», подаренным писателю самим автором.

Сотрудники музея напомнили: Тургенев прекрасно знал историю Франции, её язык, перевёл блестяще легенду о Юлиане Милостивом. Он был увлечён эпохой Людовика XIV, Короля Солнца, переводил сказки Шарля Пьеро, творившего в то время. И, конечно, ему была известна история расцвета искусства гобелена. Одна из иллюстраций на выставке посвящена посещению Королем Солнца мануфактуры Гобеленов.

Сегодня в полдень Ирина Алексина даст кураторскую лекцию по шпалерам. Выставка продолжит работу в Лектории музея И.С. Тургенева (ул. Тургенева, 11, тел. 76-15-74) по 19 мая (для аудитории 6+).

Подготовила Ирина Крахмалева,

фото Оксаны Полуничевой


Источник: ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)
© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться