Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Орловский фотограф стала победителем международного конкурса «Асферико»
Учитель биологии школы №50 и член «Союза фотографов дикой природы» Екатерина Миляхина стала победителем крупного международного фотоконкурса «Асферико». Это ежегодное соревнование собирает как профессионалов, так и любителей.

Само название «Асферико» символизирует отказ от стандартных рамок (от греч. "а-" – без, "сфера" – шар, форма), подчеркивая свободу творчества и многообразие взглядов на искусство фотографии. «Асферико» охватывает широкий спектр жанров, чтобы каждый участник мог найти свою категорию.
Мы встретились с Екатериной и задали ей несколько вопросов о творчестве, о её увлечении фото и о том, как создаются такие необычные кадры.
– Какой снимок стал победителем?
Екатерина Миляхина (Е. М.): В наших краях удалось отыскать редкий гриб – Ежовик коралловидный, занесенный в региональную Красную Книгу. Условия для съёмки были непростыми: слишком темно, помог свет фонарика, проявивший интересную фактуру. Плодовое тело этого гриба напоминало сказочные, занесенные снегом ёлки, не хватало только главного героя, им стал маленький паучок, из тех, что охотятся в траве. Эти паучки не строят сетей, нападая на добычу из засады, и красавец пару секунд очень удачно позировал. Поэтому снимок (на заглавном фото) я так и назвала «Волшебный мир маленького волка».
– А как вы вообще узнали о конкурсе? Он же итальянский, да и в целом сейчас к России довольно прохладное отношение, особенно в Европе.
Е. М.: Этот конкурс существует довольно давно, и в нём может принять участие каждый, независимо от страны проживания, во всем мире люди берегут и ценят красоту окружающего мира, как в Европе, так и в России.
Два года назад я уже принимала участие в «Асферико», но тогда дело ограничилось полуфиналом, что тоже неплохо, ведь там участвуют лучшие природные фотографы мира.
Про конкурс я узнала от друзей по «Союзу фотографов дикой природы» (СДФП). Это не просто организация, которая объединяет талантливых фотографов-натуралистов, основная задача Союза – экопросвещение и охрана природы, он формирует у участников особо трепетное отношение к природе, открывает людям мир флоры и фауны через объектив камеры. Ключевыми принципами с момента создания СФДП остаются: этика съёмки – никакого вмешательства в дикую жизнь животных; научная достоверность – мы сотрудничаем с заповедникам и национальными парками, отдавая им свои фото для иллюстраций; просветительская миссия – члены нашего союза регулярно организуют различные выставки, проводят лекции и конкурсы.
Ещё хотелось бы пару слов сказать про СДФП. Помимо фотографий, мы участвуем и в волонтёрской работе. Например, недавно ездили в заповедник «Брянский лес», где идёт проект по восстановлению популяции крапчатого суслика. Помогали сотрудникам заповедника с бытовыми вопросами, ведь работы там непочатый край. Маленьким переселенцам нужен регулярный покос травы (в высокой их быстро переловят хищники – коршуны, канюки, лисы), установка изгородей, чтобы сусликам не мешали другие обитатели усадьбы. Я уже давний волонтёр «Брянского леса», неоднократно ездила к ним по весне помогать наводить порядок к предстоящему туристическому сезону. Сотрудничаем и с нашим национальным парком «Орловское Полесье», которому передаем снимки для организации выставок, иллюстрации постов в соцсетях, оформления сувенирной продукции, сборников, справочников, иллюстрации научных работ, собираем материал и для обновления региональной Красной Книги. Например, снимок-победитель тоже отдали в Полесье. Кроме того, работаем в детских учреждениях. Проводим встречи со школьниками. А я так вообще учитель, и по жизни это моя основная работа – рассказывать детям о природе.
– Победа в «Асферико» – это ваш первый крупный успех?
Е. М.: До этого я уже становилась финалистом международных фотоконкурсов «Самая красивая страна – 2024», «Мемориал Мария Луиза – 2022» мои работы экспонировались в рамках крупнейшего фестиваля природной фотографии «Первозданная Россия», были и выставки в Орле, персонально и в компании единомышленников.
– А по фотоаппаратуре – вы к какому из двух основных кланов принадлежите – «Никон» или «Кэнон»?
Е. М.: Раньше снимала на «Кэнон» 70Д, но сейчас перешла на «Сони». Поводом к переходу послужило то, что мне дали попробовать беззеркальную камеру, и я увидела, что это гораздо удобнее. Плюс мои работы начали проходить в полуфиналы конкурсов, и хотелось улучшить результаты. А на технику «Сони» как раз были очень хорошие скидки, и именно поэтому я выбрала эту марку. Я не вижу существенных различий между фотоаппаратами разных фирм. Кстати, снимок, победивший в «Асферико», снят ещё на старый мой любимый объектив Сигма 150мм. Я его использую через переходник с новой камерой.
- Если не секрет, поделитесь с нашими читателями, как вам удаётся получать такие необычные снимки?
Е. М.: Волшебной кнопки «шедевр» на фотоаппарате нет. Как говорил известный фотограф дикой природы Андриан Колотилин, «кнопка «шедевр» расположена на вашем будильнике». Чем раньше встаёшь на съёмку – тем выше шанс захватить самый лучший, так называемый «режимный» свет. Поэтому мы обычно отправляемся на съёмку с коллегами в три-четыре часа ночи, иногда даже раньше. Ещё ведь нужно добраться до места на автомобиле, дойти пешком до локации, и хотя разведка всегда делается заранее, часто бывают неудачи – это дикая природа, и законы у неё свои. И всё это до восхода солнца. Потому что когда солнце поднимется – времени уже терять нельзя. Обычно к 10 часам утра съёмка заканчивается, и мы возвращаемся. Ещё один вариант красивого света – съёмка на закате.
- Люди, не связанные с фотографией, часто считают, что снимок ничего не стоит – нажал на кнопочку – это же бесплатно?
Е. М.: На самом деле всё не совсем так, требуют расходов и сама техника, и автомобиль, и бензин, чтобы доехать туда-обратно, и снаряжение для съёмки. Делать фотографии выставочного класса – это дорого. Приходится много работать и экономить, чтобы позволить себе хорошую технику. Но это далеко не всё. Важно знание растений – что и где растёт. Понимание сезонов, чтобы точно попасть в момент цветения нужного цветка. Понимание повадок животных – когда и где их можно найти. Даже при самой съёмке нужно предугадывать поведение модели – испугается приближения объектива, и, поджав лапки, упадёт в траву, или останется сидеть на месте, а может, красиво взлетит? Это не студийное фото, а постоянные дожди, грязь, скользкая роса, проваливающееся под ногами болото, комары и мошка, которые лезут в глаза и мешают съёмке. Да те же клещи! Вот два дня подряд возвращалась со съёмок, и два раза снимала с себя клещей, уже сумевших пробраться под одежду. Часто съёмка ведётся в сложных условиях, например, дождь, мороз или метель дарят очень интересную атмосферу. Но есть реальная опасность повредить (утопить, уронить) оборудование. А оно, как я уже говорила, не просто дорогое, а очень дорогое.
Чтобы принимать участие в международных фотоконкурсах, нужна профессиональная фототехника, которая потом может обеспечить печать в большом формате. Сама печать, кстати, тоже не дешёвое удовольствие. Но техника – это ещё не всё, при съёмке никто не отменял основные требования к фото. В первую очередь – интересный сюжет, моя работа выиграла отчасти потому, что такие грибы мало кто видел, а ещё свет, цвет, композиция. Всё это по умолчанию должно быть в кадре на соответствующем уровне. Наконец, все настройки фотоаппарата также необходимо знать «на зубок», и менять по ходу съёмки просто не задумываясь, на автомате. Ведь дикое животное ждать не будет, пока достанешь из рюкзака инструкцию и пролистаешь до нужного раздела. Кстати, насчёт последнего – мне ещё учиться и учиться. Спасибо друзьям из Союза: Светлана Иваненко и Дмитрий Голубев постоянно помогают при съёмке, делом или советом.
- На вашей странице ВК мало профессиональных снимков, зато много кадров с мобильного. Почему так?
Е. М.: Моя страница ВК в основном посвящена садоводству. А садоводство плохо сочетается с фотографией. Мне жутко не хватает времени. Очень много работы в саду. А телефон всегда под рукой. Достал из кармана, щёлкнул и пошёл работать дальше.
- Понимаю, что в текущей ситуации глупо строить какие-то планы. Но всё же – есть у вас какие-то задумки на перспективу?
Е. М.: Хотелось бы развивать природную фотографию. Привлекать в это дело как можно больше детей. В нашей школе №50 природная фотография стала достаточно популярным увлечением у детей, мы проводим маленькие фотовыставки детских работ, ребята выигрывают фотоконкурсы городского и регионального уровня. Наибольшего успеха добился наш десятиклассник Денис Пронин, его работы неоднократно становились призёрами и победителями международных фотоконкурсов, достойная смена растёт.
Но детская фотография пока не очень распространена в нашей стране. В который раз уже повторюсь – это очень дорого. Не каждая семья может себе позволить купить ребёнку даже относительно простую фототехнику. СФДП способствует как раз развитию детского фото.
Проводится, правда, пока только в Москве, бесплатная фотошкола для детей. Есть в Союзе и акция «Техника в добрые руки» – старенькое, но рабочее оборудование дарят детям, наш Денис как раз с её помощью делал первые шаги в съёмке дикой природы. Сейчас у него, конечно, другая камера, но акция просто замечательная.
План максимум выполняется потихоньку – мы ведём просветительскую работу, стараемся охватить побольше людей, особенно молодёжи. Во всём цивилизованном мире уже давно переходят с ружья на фотоаппарат. Многие хорошие фотографы начинали как раз как охотники. Азарт и адреналин ровно такой же, затраты сопоставимы, только у тебя на выходе остаются потрясающие снимки, а не мёртвое изуродованное животное. Всё равно ведь не наешься сейчас охотой. Да и зверей всё меньше и меньше.
– А есть какие-то неписаные правила на съёмке?
Е. М.: При съёмке всегда необходимо обращать внимание на мелочи. Особенно, если речь идёт про макро. Никакого мусора в кадре быть не должно, кадр долго и тщательно готовится. Но и это не главное.
Первое, с чего начинается фото, – что ты хочешь сказать своим снимком? Зачем ты вообще нажимаешь на копку? Ты хотел показать графику, хотел показать эмоцию, ты хотел показать хрупкость окружающего мира? Снимок всегда рождается в голове.
Отдельно хотелось бы сказать про этику съёмки дикой природы. Необходимо стараться, чтобы после съёмки все осталось более-менее в том виде, как было. Ничего не ломать, не втаптывать. Зверей не пугать. Птенцов тех же на гнёздах я вообще не снимаю. У меня есть фото каменки, где она кормит птенцов, но это уже подросшие слетки. Они вышли из гнезда и летают вокруг. Снимать на гнезде вообще должны только профессиональные орнитологи, и только в научных целях. Для птицы это опасно – как правило, за человеком следят врановые птицы, кошки, собаки. Они обязательно подойдут потом и проверят – чем там человек занимался? Скорее всего, будет гибель птенцов. Поэтому, как и у врачей, у нас принцип «не навреди».
– Спасибо, что согласились пообщаться и рассказать нашим читателям о своём хобби! Радуемся вашей победе, желаем вам дальнейших успехов как в творческом деле, так и по жизни.
Беседовал Иван Кузнецов,
фото из личного архива Екатерины Миляхиной
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/orlovskiy-fotograf-stala-pobeditelem-mezhdunarodnogo-konkursa-asferiko.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.