Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Как заработать пенсионные права: о предстоящих изменениях в пенсионной системе

Пока проект
1 ноября в Пенсионном фонде России прошла селекторная видеоконференция. В ней приняли участие министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, cтатс-секретарь – заместитель министра Андрей Пудов, первый заместитель председателя правления ПФР Александр Куртин, руководители региональных отделений ПФР.
Глава Минтруда изложил особенности внесённых в Госдуму законопроектов, касающихся новой пенсионной формулы и формирования пенсионных накоплений.
Планируется, что новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчёта размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования вступит в силу с января 2015 года. Но пока обсуждаются только проекты законов, которые Госдума ещё даже не рассматривала в первом чтении (ориентировочно это произойдёт в конце ноября). Однако разработчики нововведений заявляют, что их идеи лежат строго в рамках утверждённой в конце минувшего года Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (о ней InfoOrel.ru рассказывал своим читателям).
По новым правилам и новой формуле
Для нынешних пенсионеров никаких изменений не будет, параметры индексации для нынешних и будущих будут зависеть от уровня инфляции и доходов Пенсионного фонда.
Совокупная трудовая пенсия после вступления нововведений будет состоять из фиксированной, страховой, накопительной частей. Новый порядок формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий – по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Нововведения будет применяться к тем, кому только предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее. Страховая пенсия в полном объёме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начнут работать в 2015 году.
У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и будут исполнены. В 2014 году будет произведена конвертация этих прав в индивидуальные пенсионные коэффициенты – это новый инструмента учета пенсионных прав гражданина.
Вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10.
При расчёте годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).
В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал. Так, за каждый год срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента, периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются: – 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка, – 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка, – 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка.
Предусмотрено повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 – к 2021 году.
При расчёте страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).
Если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.
Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.
Для некоторых категорий граждан, имеющих трудовой стаж (инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов.
Новый закон предусматривает два основных условия для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста. Первое – наличие необходимого минимального стажа. Сейчас он составляет 5 лет. А к 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости, предполагается, достигнет 15-ти лет (с 6-ти лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1-му году).
Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15-ти лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины – в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания. Размер социальной пенсии в Орловской области сегодня составляет 5180 рублей.
Второе условие – необходимость сформировать пенсионные права в объёме 30 пенсионных коэффициентов.
Что влияет на размер пенсии
1. Размер заработной платы. Чем выше зарплата, тем выше будет пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объёме (то есть выдавал «серую» заработную плату), «серая» часть заработка наёмного работника в формировании пенсионного капитала не участвует.
2. Длительность страхового стажа. Чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определённое количество пенсионных коэффициентов.
3. Возраст обращения за назначением трудовой пенсии. Пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.
Пенсионный возраст повышаться не будет и этот вопрос даже не обсуждается, заявляют разработчики законопроектов. Общеустановленный пенсионный возраст остаётся прежним: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. При этом создаются экономические стимулы для более позднего выхода на пенсию. Более позднее обращение за назначением пенсии должно стать выгодным: страховая часть и фиксированная выплата будут увеличены на соответствующие коэффициенты.
Что будет с пенсионными накоплениями
Прежние положения относительно вариантов формирования пенсионных накоплений больше неактуальны. Сначала декларировалось, что с 2014 года гражданин сможет формировать свои пенсионные накопления через государственную управляющую компанию по тарифу 6% или 2% или же через частую управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд по тарифу 6%. Сейчас соотношение такое: 6:0.
Напомним, если гражданин старше 1967 года рождения, то его пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объём страховых взносов только на страховую часть пенсии.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии: можно оставить 6% как сегодня, либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым увеличится формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.
Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, составляют 22% от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом). 6% тарифа страховых взносов с систему ОПС идёт на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом.
Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе ОПС, то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%.
Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной части пенсии, то на формирование его страховой части пенсии будет направляться страховые взносы по тарифу 10%.
Уже трудящимся даётся 2 года для того, чтобы опеределиться относительно страхового тарифа, а вступившим в трудовую деятельность с 2015 года для принятия решения отведут 5 лет.
Какой вариант выгоднее – гражданам предлагают решить самим. При этом стоит помнить, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счёт ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. Накопительная часть – это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть здесь можно ожидать как доходности НПФ-ов, так и их убыточности (в случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию).
В одном пакете с законопроектами, в которых и содержатся изменения, будет рассматриваться закон об НПФ-ах, предусматривается процедура их акционирования.
Глава Минтруда Максим Топилин: "Много вопросов у граждан возникает относительно накопительной части. Вокруг этой темы существует много мифов, никаких замораживания, конфискации, экспроприации не произойдёт – это позиция правительства РФ. Для НПФ-ов меняется процедура вхождения в систему гарантий. Сначала мы должны убедиться в их надёжности, было бы странно без проверки туда направлять средства граждан. До этого времени средства будут в распределительной части (то есть в Пенсионном фонде. - Прим. ред.), а потом негосударственные пенсионные фонды получат доступ к этим средствам".
Справедливости ради?
Новые нормы планируют вводить поэтапно, каждый год, дифференцированно, так чтобы к началу 2020-х годов полностью войти в новую систему формирования пенсионных прав. Действующий порядок расчёта трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что трудовые пенсии граждан, имеющих незначительный стаж, примерно равны пенсиям граждан, имеющих длительный страховой стаж. Зато новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий, планируемый к введению с 2015 года, должен позволить обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Таковы основные аргументы разработчиков нововведений. Кстати, предложения по разработке новых правил, в том числе от территориальных отделений ПФР, принимаются до сих пор, и ещё неизвестно, какими окончательный пакет законопроектов будет вынесен на рассмотрение в Госдуму. Будем следить за развитием событий.
Подготовила Ирина Крахмалева
фото с сайта http://www.pfrf.ru
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/kak-zarabotat-pensionnye-prava-o-predstoyashchih-izmeneniyah-v-pensionnoy-sisteme.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.