Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Искусство соцреализма в «Городе Солнца»

«Ты только все, пожалуйста, запомни,
Товарищ Память, товарищ Память!»
Роберт Рождественский
С 12 сентября по 6 октября в филиале Орловского музея изобразительных искусств – Картинной галерее народного художника СССР А.И.Курнакова – продлится выставка «Город Солнца. Искусство социалистического реализма 1930-1950 гг.» (из фондов Государственного музейно-выставочного Центра «РОСИЗО», г.Москва).
Проясняя название выставки, напомним, что «Город Солнца» – одна из известных теорий социалиста-утописта эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла. Это идеальное общество, построенное на доведенной до крайности идее социального равенства, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев», где производство и потребление носит общественный характер.
Выставка проводится при поддержке Министерства культуры РФ и является частью проекта «Лучшие музейные собрания России», посвящённого празднованию 450-летия Орла. Экспозицию составляют 79 произведений: живопись, графика, фотография, ДПИ, скульптура.
По словам директора Орловского музея изобразительных искусств, кандидата искусствоведения Светланы Анатольевны Четвериковой, представленные работы давно не экспонировались: «Когда-то это искусство было очень востребовано, популярно. Сегодня, к сожалению, почти все подобные произведения находятся в запасниках Фонда государственного музейно-выставочного собрания РОСИЗО».
Учрежденный в 1950 г. преемник Дирекции художественных выставок (призванной сохранять экспонаты мегавыставок) – архив художественных произведений при Загорском государственном музее-заповеднике – собирал самые разные произведения, от репрессированного авангарда и запрещённых образов Сталина до государственно-угодных предметов искусства. Сегодня ресурсы архива постепенно открываются, давая возможность ознакомиться или вспомнить колоссальный пласт культуры той эпохи.
Неизбежна мысль о контексте времени и положения, при котором создавались эти полотна. Такие пышные, сочные краски, жизнеутверждающие сюжеты не соотносятся с фактами жестоких и хладнокровных уничтожений и репрессий. В то же время это уникальные произведения искусства. Если отодвинуть в сторону идеологию и реализацию «заповедей Ленина», остаётся летопись советского социума, в которой есть место и любопытным «Интуристам в Ленинграде» И.А. Владимирова, и суровым «Разоблачениям врага в цехе» М.И. Антонова. Вот смотришь на картину «Экскурсия на заводе Шарикоподшипник» Е.К.Мельниковой: аккуратно одетая и восторженная группа студентов разглядывает шарикоподшипники. Возможна ли такая композиций сегодня: где они, восторженные студенты, где заводы?
Время придаёт всему особый цимус.
Остановимся на картине П.И. Смукровича «Паровоз И.С.». Кирпично-пыльные, промозгло-темные, грязные тона, чугунная тяжесть самого мощного в мире на тот период пассажирского паровоза «Иосиф Сталин», безликие, серые фигуры, передвигающиеся по мосту. Усатая дымящая грубая морда паровоза может неожиданно почудиться для наблюдателя 21 века аллегорическим портретом «вождя народов»: механическая бездушная машина, переезжавшая человеческие судьбы вдоль и поперёк.
Впрочем, соцреализм как метод, показывал человека в работе, в семье, в обществе друзей и коллег, в становлении личности, в подвиге, в спорте.
Замечательные светлые залы наполнены пафосом ярких красок, внушающих, что жить было «лучше, веселее». Повод посетить выставку найдётся для каждого: в целях историко-образовательных, для интереса, а может, чтобы окунуться в ностальгию, или же для знакомства с техникой советской школы живописи.
Не пропустите свой шанс персонального знакомства с произведениями художественного искусства. По секрету, забегая вперед, сообщим, что в скором времени ожидается выставка Н.К. Рериха. Так что, как провозгласил Мао Цзэдун: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ»!
Анна Дулевская, фото автора
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/iskusstvo-socrealizma-v-gorode-solnca.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.