28 ноября 2012 в 09:35 2714 0
Политика

Эра ГЛОНАСС всё ближе: в Орле открылась всероссийская научно-практическая конференция

Это уже третья конференция под названием «ГЛОНАСС - регионам», которая проводится в Орле. Она посвящена практическому применению результатов космической деятельности.

Как справедливо отметил руководитель областного блока промышленности, имущества и информационных технологий Антон Лавренюк, сама сфера деятельности бесконечна, как Вселенная. Тем не менее, какие-то промежуточные, пусть и скромные итоги внедрения «продуктов» на базе ГЛОНАСС уже можно подвести, заодно указать перспективы развития отрасли. Конференция призвана способствовать обмену опытом по внедрению ГЛОНАСС в регионах, информированию игроков рынка навигационно-телематических услуг о ходе реализации государственных программ и федеральных проектов. Несомненно, она интересна тем, кто участвует в коммерциализации технологий ГЛОНАСС.

Мероприятие, инициированное в своё время местной группой компаний «Навигатор»,  поддержали правительство Орловской области, Госдума, Министерство транспорта и Федеральное космическое агентство. Площадкой для обмена мнениями между 50-ю регионами России и некоторыми странами ближнего и дальнего зарубежья выбрали бизнес-центр «МегаГРИННа».

Уже утром 27 ноября здесь развернулась выставка, на которой были представлены различные проекты, сопряжённые с технологиями ГЛОНАСС. Скромная по масштабу, она всё же впечатляла любопытными экспонатами: например, беспилотным летательным аппартом для наблюдения за местностью, который за 40 минут способен собрать внушительный объём данных об интересуемых объектах, или визуализированным геопорталом, с помощью которого  в режиме реального времени можно отслеживать ситуацию (провести мониторинг транспорта, объектов ЖКХ, предотвратить или оперативно устранить последствия чрезвычайных происшествий) в конкретном населённом пункте. Вниманием пользовались и более «земные» изобретения, к примеру, алкозамок: перед выходом в рейс водителю автобуса необходимо пройти экспресс-тест на содержание алкоголя в крови, иначе двигатель не запустится, обмануть алкотестер, кстати, не получится – прибор попросит повторить попытки, и вся информация при этом поступит на диспетчерский пульт. Одна из компаний представила специальный персональный навигационный трекер, который позволяет определить точные пространственные координаты человека: родители, допустим, могут проследить маршрут их чада до школы и обратно. У законодательной и исполнительной властей региона особый интерес вызвали примеры внедрения систем оплаты проезда в общественном транспорте с помощью электронных карт: мол, так и пассажиропоток проанализировать сможем, и, наконец, льготников подсчитаем.

Несмотря на то, что сфера приложения достижений ГЛОНАСС – это, конечно, дело будущего, не сегодня – завтра она коснётся жителей Орловской области.

Так, по данным регионального правительства, системами спутникового мониторинга в Орловской области оснащено более 3 тысяч единиц муниципального коммерческого транспорта, среди них – почти 200 школьных автобусов. На всех автобусах «Орёлавторанса» внедрена система мониторинга. Технологии ГЛОНАСС применяют в строительной отрасли, используют предприятия сельскохозяйственной сферы. 150 машин скорой помощи оснащены навигаторами. В Орловской области запускают проект по построению сети референсных станций, чтобы с помощью систем точного позиционирования создать единое пространство для мониторинга землепользования, получить точные кадастровые паспорта. В нашем регионе будет создан и Центр космических услуг. Региональная подпрограмма утверждена до 2017 года. Затронули и кадровый вопрос: в Орле специалистов по освоению ГЛОНАСС-технологий готовит Информационно-образовательный центр на базе ГУ-УНПК. А как проблему решают в других регионах, обсудили в рамках специальной секции.

О реализации конкретных проектов в разных регионах говорили на пленарном и последовавших за ним секционных заседаниях.

Представитель Россельхозакадемии рассказал, как системы глобального позиционирования внедряются в аграрной отрасли. Во-первых, появилось понятие «точное земледелие»: когда можно запрограммировать все полевые работы, рассчитать количество необходимого удобрения, оценить возможные экологические риски, спрогнозировать урожайность и предугадать засуху. А во-вторых, можно, банально, предотвратить хищения топлива или зерна: специальные датчики отслеживают траекторию движения сельхозтранспорта и рассчитывают потребление топливных ресурсов для конкретного перемещения. 

Аэрокосмическое фотографирование позволяет оценить состояние почвенных ресурсов, посевов, пригодность земли и – что крайне важно – определить точные границы земельных участков. Как говорят аграрии, одним из перспективных направлений может стать развитие в России страхования урожая на основе спутниковых данных.

Пока наиболее активно спутниковые технологии применяют на транспорте. Например, пытаются создать интеллектуальные транспортные системы. Все чаще поднимают вопрос о повышении уровня транспортной безопасности, эффективности управления транспортными потоками, формировании единого транспортного пространства в РФ с последующей интеграцией в мировое транспортное пространство. Завершена одна федеральная целевая программа в этом направлении, принята новая – на срок с 2012 по 2020 гг. Вступают в новую стадию законодательные инициативы государства по оснащению транспорта спутниковой навигацией. Они станут обязательными для исполнения с января 2013 года. В течение полутора лет навигацией должен быть оснащен весь общественный транспорт, включая школьные автобусы, а также транспорт, перевозящий специальные и опасные грузы, и автомобили «скорой помощи», МЧС и МВД.

На конференции рассказали о реализации проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Проект направлен на обеспечение безопасности дорожного движения и подразумевает экстренное реагирование при авариях, оперативную доставку сигнала до специальных служб. Заказчик мероприятий – Минтранс России - потратит на него 3,9 млрд. рублей из федерального бюджета. Массовые установки специальных устройств – терминалов на транспорте - начнутся в 2015 году.  Взаимодействие с экстренными оперативными службами требует  создания в Москве федерального информационно-навигационного центра, ещё 7-ми центров в регионах и 72-х региональных узлов. Сейчас продолжается формирование инфраструктуры: в первом полугодии 2013-го, помимо Питера и Курска, центрами обзаведутся Новосибирск, Ростов и Уфа. Во втором полугодии проект охватит и остальную территорию России. Разработчки признаются: в силу разных причин они потеряли почти год и теперь вынуждены спешно устанавливать оборудование. Надо сказать, что рассматриваются два варианта сопряжения предполагаемой системы с уже существующими: первый - приём и обработка информации в системе 112, второй – во взаимодействии с федеральными автоматизированными системами. В Орловской области будет создан региональный узел, сопряжённый с системой ГИБДД МВД.

Словом, на конференции был указан вектор развития в каждом регионе своей геоинформационной системы, позволяющей перейти от ежедневного контроля в той или иной сфере к управлению самыми сложными процессами.

Социальный ГЛОНАСС – это следующий этап развития космических услуг, поделились с InfoOrel.ru организаторы конференции. Пока для людей с ограниченными возможностями,  для детей, для групп риска и др. готовится технологическая основа, которую испытывают  на уровне пилотных зон. Не исключено, что какие-то новации, «обкатанные» на Орловской области, представят уже в следующем году, на новой конференции «ГЛОНАСС – регионам».

Ирина Крахмалева, фото и видео автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться