Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
«Держава Рериха» в Орловском музее изобразительных искусств

Открывшаяся 18 октября выставка «Держава Рериха» является совместным проектом Орловского музея изобразительных искусств и Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (Москва).
Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» - это общественное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основе общности их интересов в деле изучения, сохранения и популяризации творческого наследия семьи Рерихов. Центр является владельцем, хранителем и распорядителем наследия семьи, переданного, согласно дарственной, младшим сыном художника Святославом Николаевичем Рерихом.
Особенностью художественного собрания Музея является наличие обширной коллекции гималайских этюдов. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью. В течение 20 лет прошло около пятисот передвижных выставок в России и за рубежом. Благодаря инициативе директора Орловского музея изобразительных искусств Светланы Анатольевны Четвериковой выставка добралась и до Орла.
В экспозиции представлено 59 картин Н.К. Рериха. Простилаемые на полотнах виды – реальные и узнаваемые географические вершины, пустыни, живописные природные места. Гималайские этюды родились во время большой Центрально-Азиатской экспедиции. Проводя археологические изыскания, художник начинал видеть картины прошлого, прикасался к древнейшим пластам. Одна картина Святослава Рериха, живописный портрет Николая Рериха, встречает посетителей в первом из трёх залов. Вторую часть экспозиции составили архивные документы и фотографии, экспедиционные карты.
Многие годы дружбы и тесного духовного общения связывали Николая Константиновича с Леонидом Николаевичем Андреевым. Н.К. Рерих высоко ценил литературное творчество Л.Н.Андреева и считал его статью «Держава Рериха» одной из лучших работ о своём творчестве. Название статьи стало нарицательным в определении всего творческого наследия художника. В состав экспозиции вошли копии писем Андреева к Рериху и несколько его фотографических цветных автопортретов.
Посетители также смогут увидеть видеофильмы, повествующие о вкладе выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру. Для людей, интересующихся и увлекающихся философией и творчеством семьи Рерихов, могут быть любопытны книги, привезённые из Москвы, среди которых есть как сборники репродукций, так и некоторые тома философских трудов Н.К.Рериха.
Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности – Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса, содержатся знания, которые помогают понять особенности наступающего эволюционного этапа в развитии человечества. Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. В них – в цвете и символах – отображение заложенных в Живой Этике философских идей.
Референт-хранитель отдела передвижных выставок Центра-Музея им. Н.К. Рериха Дмитрий Юрьевич Ревякин уделил посетителям внимание и после официальной церемонии открытия выставки провёл интереснейшую экскурсию. Вот что нам довелось узнать: «Николай Константинович Рерих быстро работал над своими произведениями, создавал несколько полотен сразу. Любил, чтобы отдыхали глаза, переходил от одного цветосочетания к другому. Его мастерская в Западных Гималаях выходила прямо на горы. Картина «Вестник в Гималаях» символизирует весть Востока, которую принесла семья Рерихов нашим соотечественникам и всему миру. Вестники несут знания, которые необходимы человечеству для его нового эволюционного развития. Все великие учителя человечества – основатели религий, философы, культурные деятели, учёные – несли определённые знания, которые в дальнейшем продвигали нас по пути развития. Есть культурные герои, которые творят свой подвиг в пространстве культуры. У Николая Константиновича есть несколько небольших полотен, которые называются так же, но в привезённой экспозиции представлена одна из первых работ.
Кстати, тему вестничества в «Розе Мира» развивает и Даниил Андреев: «Гениальность и талант сами по себе, не совмещённые с даром вестничества, являются, однако, тоже божественными дарами, но иначе вручаемыми и содержащими иные потенции. <...> приоткрытие духовных органов – без этого вестничество невозможно – процесс необычайно трудоёмкий, более трудоёмкий, чем вручение любой, самой мощной художественной гениальности».
В картине Рериха «Буря», как и во всём его творчестве, через явный образ раскрывается метафорическая философская мысль. Монах стремится через бурю, бьющую ему прямо в лицо, бегом взобраться на вершину перевала, и это реальный обычай, техника, которой обладают избранные буддистские монахи, способные, войдя в особенный транс для исполнения миссии, преодолевать огромные расстояния. Буря мешает человеку подняться, достигнуть вершины перевала, где для него, возможно, сосредоточена какая-то важная задача, весть или миссия. Николай Константинович всегда говорил, что трудностей не нужно бояться, трудности – это всегда ступени для нашего восхождения. У Николая Константиновича несколько градаций, несколько планов, и каждый понимает увиденное на уровне его самосознания. Удивительное свойство художника – дарить нам не только философские эссе, но и замечательные по красоте художественные произведения».
Рерихи создали большую сеть культурных учреждений, чтобы провести культурный мосты между Западом и Востоком. В первую очередь, между США и Россией. Но в 1935 году музей в Америке, который располагался в 29-этажном небоскрёбе и назывался «Мастер Билдинг», или «Дом Учителя», был разрушен.
«Пакт Рериха», также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, – первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года. Силами международного правового документа Николай Константинович пытался остановить беспрецедентный вандализм советских властей по отношению к православным храмам. Неоднократно на конференциях и в печати он обращался в защиту православных святынь, привлекая к творимому беззаконию внимание мировой общественности. «Пакт Рериха» актуален и в мирное время.
Николай Константинович считал культуру основой жизни, сердцем развития любой цивилизации. По его афористическому выражению, культура является «душой народа».
Анна Дулевская, фото автора
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/derjava-reriha-v-orlovskom-muzee-izobrazitelnyh-iskusstv.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.