24 декабря 2014 в 14:58 2912 0
Общество

Чтобы звучала музыка и не стирались пальцы, или как решить споры медиацией

В мировой практике уже успела зарекомендовать себя такая технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной стороны, как медиация. В России медиация активно практикуется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Липецке. InfoOrel.ru решил узнать, насколько названная процедура популярна в Орле. Нашими собеседниками стали действующие медиаторы Игорь Савин, Екатерина Евланова и Александра Кладова.

Пилотный проект

Первые медиаторы (так именуются нейтральные третьи лица, помогающие конфликтующим сторонам разрешить спор) появились в нашем городе в 2008 году, орловских медиаторов с подтверждённой квалификацией сейчас десять. Можно сказать, что медиативная практика для орловцев пока в новинку, но уже есть примеры успешного применения данной процедуры, когда сразу несколько дел удаётся «закрыть» одной медиацией. Сейчас действует так называемый пилотный проект в виде дежурств медиаторов при Северном районном суде. Любой гражданин, ищущий справедливого разрешения спора, в котором он выступает участником, вправе обратиться за помощью специалиста-медиатора и достичь желаемого результата с наименьшими для себя потерями. Стороны могут закончить спор заключением мирового соглашения, а также обратиться к процедуре медиации. Медиативная процедура хороша как для судей (уменьшается нагрузка на суды, отпадает необходимость выносить решения), так и для участников спора (стороны достигают именно тех условий, которые их устраивают).

В каких спорах прибегают к медиации?

Орловские медиаторы пока на практике сталкивались с решением земельных и семейных споров. В их полномочия также входит помощь в решении трудовых, договорных споров. В то же время законодательно закреплён запрет на проведение медиации при рассмотрении уголовных дел и дел, которые затрагивают публичные интересы, например, в спорах с органами государственной власти.

Особенности медиативной практики

В своей деятельности медиаторы исповедуют следующие основные принципы: добровольность, конфиденциальность, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность, прозрачность процедуры. Медиация применяется только в том случае, если получено добровольное согласие всех участников спора. Суд способствует добыванию доказательств, и зачастую на открытых судебных заседаниях выясняются и разглашаются болезненные подробности, которые могут стать достоянием целого круга посторонних лиц. Медиация же обеспечивают полную конфиденциальность не требует сбора документов, справок, запросов для подтверждения того или иного факта.

Медиатор работает со всеми сторонами, участвующими в споре, это обязательное условие. Чем больше людей, вовлечённых в конфликт, тем сложнее уровень медиации. Если стороны не возражают, в разборе их спора могут быть задействованы два медиатора или, к примеру, даже группа медиаторов. При этом, оставаясь нейтральным, ничью сторону медиатор не поддерживает. Его сугубо профессиональный интерес заключается в том, чтобы обеспечить сторонам такие условия, при которых они точно смогут договориться. Поэтому сферой, в которой возник спор, медиатор владеть не должен, как и не должен досконально изучить ситуацию спорящих.

Управление спором

«Медиатор не консультирует, не советует, не принимает решения. Мы не судим и не ищем виноватых – мы создаём условия, в которых люди должны понять, чего они хотят в результате разрешения спора, и контролируем процедуру, чтобы результат был достигнут», – поясняют практикующие медиаторы.

Все трое наших собеседников являются профессиональными юристами, но в момент проведения медиации они, образно говоря, отключаются от своих знаний из юридической области. Чтобы быть полностью беспристрастными – люди сами должны дойти до своих решений, ориентироваться только на себя, не исполнять чужую волю, например, волю адвокатов или третьих лиц, а преследовать только свои личные интересы.

Изначально медиативная процедура предполагала только переговоры сторон. Но роль медиаторов значительно шире. Как медиатор для гитары служит посредником между пальцами и струнами исполнителя, позволяя добиться идеального, без случайных помех звучания, так и лицо, управляющее примирительно процедурой, является посредником между сторонами для одной только цели – создавая идеальные условия для того, чтобы стороны высказались и были услышанными, приводит их к осознанию, чего же они сами действительно хотят.

1,5-2 часа – за этот промежуток времени, отведённый на процедуру, становится понятно, готовы ли стороны договариваться. Ведущий медиацию может прервать процедуру по собственной инициативе, если стороны всё-таки не идут на контакт. В ходе медиации выясняется, как позиция человека соотносится с его интересами. Зачастую оказывается так, что позиции просто разбиваются, если они противоречат интересам. Ключ к разрешению спора как раз находится в плоскости столкновения не позиций, но интересов. Задача медиатора – обеспечить сторонам возможность самим дойти до этой мысли сами и принять приемлемое для всех решение.

Итоги медиативной процедуры

Описываемая процедура урегулирования спора не обязательно должна быть связана с судебным разбирательством: так, различают внесудебную и досудебную медиацию. Но такие технологии у нас пока не развиты, так что наши собеседники пока имеют опыт проведения именно судебной медиации.

Итак, если стороны добровольно идут на медиацию, они заключают соглашение о проведении этой процедуры. Процессом принятия решения медиатор не управляет. Однако если стороны к решению в результате медиации пришли – медиатор составляет такой документ, как медиативное соглашение. Сам документ может быть составлен как медиатором, так и привлечённый юристом. Судья выносит определение об утверждении медиативного соглашения в качестве мирового, и спор прекращается.

Важно знать такую особенность: при заключении мировой стороны и судья не могут выйти за рамки заявленных исковых требования, а при выборе медиативной процедуры стороны, как правило, договариваются о том, что даже не выражали/заявляли в своих исковых требованиях.

Медиация, в отличие от судебного решения, позволяет узнать результат сразу: решение здесь и сейчас принимают сами стороны. Это позволяет экономить время (судебный процесс длится от 2 месяцев до года, судебное решение вступает в силу через месяц, а затем могут последовать бесконечные апелляции, кассации, надзоры), деньги (например, сокращаются судебные издержки, траты на адвокатов и т.д.), нервы (конфликт не усугубляется, не нарастает, а напротив, разрешается в короткие сроки). Но главное – нет проигравшей стороны, как в судебном процессе. Есть лишь установление сторонами интересов.

Не любое дело может на поверку оказаться медиабельным, признаются наши собеседники и добавляют, что наиболее рациональным является вмешательство в спор до того момента, когда конфликт перерастает в стадию объявленной войны и для его разрешения стороны уже привлекают ресурсы.

Справочно

Контакты медиаторов должны размещаться на сайтах районных судов. Специально для читателей мы публикуем эти данные. Евланова Екатерина Евгеньевна (8-903-880-60-64), Лукин Эдуард Анатольевич (8-953-614-77-83), Савин Игорь Валерьевич (8-900-484-50-01), Кладова Александра Александровна (8-910-300-83-72), Коломыцев Олег Николаевич (48-00-80).

Подготовила Ирина Крахмалева

На фото – медиаторы, получившие удостоверения о повышении квалификации в 2014 году


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться