КОРРЕСПОНДЕНТУ «КП» УДАЛОСЬ ЗАГЛЯНУТЬ
В РАБОЧИЙ БЛОКНОТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
(«Комсомольская правда» 05.02.2007)
Александр ГАМОВ
Зачем он загибал страницы?
Сразу оговорюсь: этот блокнот попал нам в руки не без ведома самого президента. После того как снимок одной из его страниц - а нам удалось сделать его во время пресс-конференции - был напечатан у нас в газете (См. репортаж «Как я искал «суфлера» в столе у президента»).
Во время пресс-конференции 1 февраля пресс-секретарь президента Алексей Громов предложил корреспонденту «КП» лично убедиться в том, что никаких «телесуфлеров» у главы государства нет.
...Блокнот как блокнот. Даже без опознавательных знаков «Москва, Кремль» на корешке - а именно такие блокноты давали каждому из 1300 журналистов, которые собрались 1 февраля в Кремле.
Первое, на что я обратил внимание: уголки некоторых страниц президентского блокнота загнуты вовнутрь - так бывает, когда пишущий несколько раз возвращается к одной и той же странице, что-то зачеркивает, переписывает... Некоторые предложения и пометки разобрать не удалось - это понятно, Путин писал для себя. А может, по привычке «зашифровал»? Но большинство записей удалось прочитать.
«11%» отчеркнуты резкой ломаной линией. Видимо, Путин сделал эту пометку, когда у него спросили: почему ипотеку можно взять только под 11%?
Он начал рассуждать вместе с журналистами:
- Ну прикиньте... Главный вывод какой? Укреплять экономику и подавлять инфляцию до 4 - 5%, и тогда ипотека будет 5 - 6...
А вот страница № 4 - без загнутых уголков и правок. Видимо, Путин абсолютно не сомневается в том, что он здесь написал:
«Нам еще очень многое нужно сделать в сфере социальной политики, будем настойчиво решать одну из главных задач в этой сфере - сокращение разрыва в доходах между людьми с низкими доходами и высокообеспеченными слоями населения. Однако сделать это можно только на основе устойчивого роста экономики».
Правда, когда Путин говорил, эти самые «слои» он поменял на «группы», а тех, у кого низкие доходы, назвал «людьми, гражданами нашей страны, которые живут еще пока очень и очень скромно».
Нет в блокноте и предложения: «Но, разумеется, мы не можем решать эту задачу так, как это делали лет 80 тому назад, - у кого-то отнять и между кем-то поделить». Эта мысль родилась уже во время выступления.
«Верь минуте текущей...»
Листая блокнот, я (хотя президент на пресс-конференции и сказал: «Вы затюкали меня уже этим!») все же втайне надеялся обнаружить хотя бы какой-то намек насчет преемника. Но этого слова не было даже на полях.
Видимо, Путина всерьез не устраивает то, что это слово до сих пор «бытует» в нашем политическом лексиконе. Похоже, ему не нужен преемник - только в смысле «близкий друг-соратник». На самом деле Путину, и это особенно чувствовалось на пресс-конференции, в тысячу раз важнее сохранение преемственности курса - с точки зрения укрепления государства, улучшения жизни людей. То есть то, на что он затратил почти восемь не самых простых для него лет жизни.
А вот слово «преемственность» - могу это подтвердить - пару-тройку раз встречается.
Что же касается стихов Омара Хайяма, которые записаны в блокноте
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей, будь счастлив теперь.
Как нам стало известно, специально к пресс-конференции это четверостишие Путин не готовил, а записал его по памяти, когда ему задавали вопросы. Но к чему-то конкретному это поначалу не относилось.
А когда корреспондент «КП» спросил у президента, как он поступает, когда у него бывает плохое настроение, тогда, видимо, и вспомнил о четверостишии:
- Жена недавно подарила книжку хорошую - стихи Омара Хайяма, там тоже много интересного есть, что может помочь в таких ситуациях. Рекомендую.
Когда Штирлиц не советчик
За время президентства Путин исписал несколько сотен блокнотов. Куда они подевались?
Как бывший разведчик, после совещаний и пресс-конференций он никогда ничего не оставляет после себя на столе - все, до последнего клочка бумаги, уносит с собой. Разрозненные страницы Путин обычно аккуратно складывает, сворачивает вчетверо и прячет в левый внутренний карман пиджака (там же у него лежат еще и ручка, и небольшой носовой платок). А блокноты, как правило, исчезают в правом внутреннем - президент их и подбирает по размеру кармана.
Нужные бумаги и блокноты, которые еще могут пригодиться, Путин сдает в президентский архив - есть такой в его канцелярии. А те, что ценности не представляют, уничтожаются.
Разумеется, президент не сжигает их в камине, как это делал Штирлиц. Для этого есть специальные устройства (они в кабинетах многих кремлевских чиновников): просовываешь документ в небольшое отверстие, нажимаешь на кнопку - и он тут же превращается в мельчайшую крошку.
...Сдается нам, что блокнот, датированный 1.02.2007 г., все же останется в президентском архиве. Путину он может еще сгодиться. И не только из-за стихов Хайяма.
ЗВОНОК ИЗ КРЕМЛЯ
«Комсомолка», верни блокнот президента!»
Когда в субботу поздно вечером я дописывал этот материал, позвонили из пресс-службы президента:
- А блокнотик президента вы когда нам вернете?
Пришлось вернуть...
КСТАТИ
Лукашенко забыл в «КП» секретную схему ПВО.
Путин не оставил нам ничего...
Однажды у нас в редакции гостил Александр Лукашенко, который взял ручку, бумагу и по памяти начертил подробную схему расположения российских войск ПВО, дислоцированных в Белоруссии. Этот листок он оставил у нас на столе. Мы секретную схему потом сами уничтожили - чтобы шпионам не досталась. Путин бывал в «Комсомолке» трижды. Все свои записи он унес с собой - ничего нам не оставил...