Сценическая композиция, Александр Твардовский
Орловский государственный академический театр имени И.С.Тургенева | 23 апреля | Начало: |
21 июня 1941 г. поэт Александр Твардовский отметил свой 31-й день рождения. Казалось, судьба ему улыбалась: возвратился с финской военной кампании, радовали дочки, любимая жена, да и отпуск начался… Грел душу замысел будущей поэмы про рядового бойца Василия Тёркина.
Трагическое 22 июня круто переменило всю жизнь. На следующий день он был назначен спецкором в редакцию военной газеты на Юго-Западный фронт. В его материалах с передовой, в стихах и дневниковых записях – страшные месяцы отступления, гибельные потери, изувеченная родная земля. Дважды он чудом вырывался из вражеского окружения. С 1942 г. и до конца войны его родным домом становится редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». И домом славного пехотинца Василия Тёркина. Именно на ее страницах появляются в 1942 г. первые главы «книги про бойца, без начала и конца».
Впрочем, поэт и его будущий герой встретились еще зимой 1939-40 гг. на другой, «незнаменитой войне», на Карельском перешейке. Тогда корреспонденты фронтовой газеты придумали цикл стихотворных фельетонов с лубочными рисунками о сказочных подвигах удачливого богатыря Васи Тёркина, который так пришелся по душе бойцам, что они в письмах просили рассказать о нем подробнее, по-настоящему. Твардовский опубликовал стихотворение «Вася Тёркин». После окончания финской кампании все создатели Васи Тёркина простились с ним, и только Твардовский не смог расстаться. В его воображении возникал живой образ обыкновенного солдата, родом, как и он сам, из смоленских крестьян, труженика-пехотинца, заглянувшего в жуткие глаза войны.
Поэма о Тёркине – явление редкое, исключительное. Второй такой нет в мировой литературе. Ее будто писала сама война. Это ее хроника живая, подвижная, ее лирическая исповедь. Конечно, жизнь неизмеримо больше войны, но Великая Отечественная заполнила тогда собой все существо человека, и память о ней особая. Как писал один из фронтовиков – за один день на войне проживаешь и десять жизней, и десять смертей.
На всем ее протяжении появлялись на страницах армейской газеты стихотворные эпизоды солдатской судьбы. И герои поэмы, и ее первые читатели не знали, что будет с ними, доживут ли они до Победы, в которую так верили. Новых поэтических глав ждали, читали вслух, пересказывали ладные, образные, самозапоминающиеся строчки. Они превращались в пословицы и поговорки, звучавшие на разных фронтах. Имя Тёркина стало нарицательным. Как и Твардовский, он тоже был на направлении главных ударов. Военные тяготы не оглушили, не ожесточили его сердце. Притягивала его живучесть, душевная энергия, его достоинство человека и солдата. Тёркин вошел в каждую роту и в каждый взвод. А скольким из бойцов так и не удалось узнать, что же случилось с их любимым героем!
Сюжетом бессюжетного произведением была сама война, хрупкая жизнь бойца, его путь к Победе. Впервые незавершенная поэма стала всенародной. И в этой незаконченности билась святая надежда. Фронтовики в письмах – а поэт и Тёркин получали их тысячами, - просили не завершать поэму. Пусть их народный герой доживет до Победного часа!
Борис Пастернак, прилетевший на фронт в 1943 г., восхищался «Василием Тёркиным». Книгу читали на передовой с любой главы. Александр Солженицын отмечал, что бойцы его батареи выделяли поэму, называли ее солдатской, что Твардовский «сумел написать вещь вневременную, правдивую, мужественную и неогрязненную». В поэме ни разу не было упомянуто имя Сталина.
Вероятно, всем, но особенно орловцам небезинтересен такой факт. Как-то осенью 1947 г. Маргарите Алигер позвонил Твардовский и размягченным, счастливым голосом, стараясь притушить радость, сообщил: «Меня Бунин похвалил…» Иван Алексеевич в письме из Парижа так оценил «Василия Тёркина» - «Это поистине русская книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова».
Последняя глава «Василия Тёркина» - «От автора» была написана в ночь с 9 на 10 мая 1945 г. Для Твардовского его поэма – личный вклад в Великую Победу. Бойцы в своих письмах не раз допытывались у него, не он ли и есть тот самый знаменитый Василий Тёркин.
В 1995 г. в Смоленске открыт оригинальный памятник, отлитый в бронзе. Сидят на бревнышке у Смоленской крепостной стены солдаты-земляки – подполковник А.Т. Твардовский и пехотинец Василий Тёркин с гармонью в руках. К 60-летию Победы памятник литературному герою установлен на Карельском перешейке. Не так давно Василий Тёркин появился на Центральном бульваре в г. Орехово-Зуево.
Спектакль по главной книге о войне театр с особой сердечностью посвящает всем ветеранам Великой Отечественной и 100-летию со дня рождения национального поэта России Александра Трифоновича Твардовского.
Комментарии