наш автор
психотерапевт, психиатр, заместитель главного врача по лечебнопрофилактической работе Орловского областного психоневрологического диспансера, член Европейской психотерапевтической лиги, врач первой категории, автор и ведущая тренингов по различным направлениям психологии и психотерапии, в т. ч. по управлению человеческими ресурсами.
Именно БИЗНЕС-тренинги составляют особую часть психологической продукции, предлагаемой на сегодняшнем рынке подобных услуг по многим причинам. Одной из них является появившийся спрос заказчиков, их стремление вывести свою фирму на новые уровни развития. Другая причина более значительная стоимость бизнес тренингов, которая в целом значительно выше, чем любые личностно- ориентированные занятия. Это происходит, в том числе, потому, что развитием своего персонала занимаются не самые бедные компании (которым просто не до этого) и участник группы лично за тренинг не платит. Так отчего же не «развлечься» за счет фирмы да еще в рабочее (как правило) время?
Условно такие занятия можно разделить на три группы:
При этом разные компоненты подобных тренингов могут объединяться в один в зависимости от поступившего заказа руководства. Понятно, что в «обучалке» будут прорабатываться самые разные навыки – от «как продать снег эскимосу» до «достижения в переговорах нужного вам результата»
Известно, что работа в любой организации в условиях рынка предполагает высокий уровень стресса почти у всех сотрудников, а конкуренция и желание построить карьеру не способствует развитию комфортного психологического климата внутри любой структуры. Поэтому два другие вида тренингов нацелены на снижение уровня стресса и создание более комфортного микроокружения на месте работы. Разумеется, это не одноразовые мероприятия, а, как и любая уборка, должны проводиться с некоторой периодичностью, ведь психологический мусор, как и любой другой, имеет свойство накапливаться.
Задачей любого грамотного психолога при поступающем заказе все-таки является диагностика проблемных мест в коллективе, поскольку именно они служат источником разнообразных психологических «загрязнений», которые при переходе количества в качество негативно сказываются на работе. Очень важно для специалиста определить, кроется ли проблема в непродуктивности сотрудников или на уровне управленческого звена. От этого будет зависеть и важный подготовительный этап обсуждения с заказчиком целей и задач предстоящего тренинга.
Примечателен тот факт, что психологу в своей работе приходится буквально стирать из сознания своих клиентов негативные програм мы, заложенные социумом, начиная с раннего возраста. Вспомните, например, как напутствуют родители и учителя своих чад перед ответственной контрольной: « соберись», «напряги все свои силы», «возьми себя в руки», то есть основным посылом к ребенку служит призыв к напряжению. И призыв этот звучит годами, а потом так плотно встраивается в структуру существования, что обычный человек не мыслит своей работы без напряжения. Если мы согласимся с постулатом, что мысль материальна (а именно так и есть), то логично предположить, что в течение нескольких лет устойчивая мысль производит такие перемены в физическом теле (длительное напряжение приводит к устойчивым спазмам мышц, нарушению кровообращения), которые начинают проявляться симптомами различных заболеваний. Таким образом, расслабление в нашей жизни всегда способствует профилактике, а иногда и исцелению от болезней. Отсюда и возникает желание «расслабиться после трудовой недели» традиционным российским способом. Всем известно, что алкоголь является эталонным средством поантидепрессивному и релаксирующему действию, если бы не его побочные эффекты. А поскольку они существуют, то моим коллегам-наркологам в обозримом будущем безработица не грозит. Оставшаяся часть думающего населения может решать свои проблемы у психологов, психотерапевтов. Лучше всего подобные вопросы прорабатываются в телесноориентированных психотерапевтических подходах, а также разнообразных дыхательных практиках.
Важной задачей психолога является не только снятие накопившегося напряжения, но и выработка устойчивых способов поведения и реагирования, которые помогут избежать в дальнейшем такого накопления.
Очень часто поступает запрос на «оздоровление коллектива» и психолог в этом случае разрабатывает программу, направленнуюна сплочение, умение работать в команде. Яркой иллюстрацией таких занятий является достаточно популярный «веревочный» тренинг, когда при заданных, весьма жестких, условиях команда должна перебраться через натянутую на определенной высоте веревку. И вот здесь становятся хорошо видны человеческие стратегии. Явные и скрытые лидеры постараются заняться организацией процесса, начнут командовать, кому и где стоять, идти и т.д. Если таких лидеров несколько, очень скоро выявится их противостояние. Те, кто привыкли в жизни «идти по головам», в ходе такого тренинга продемонстрируют свои способности буквально, совершенно незадумываясь о безопасности и комфорте других людей. «Тихони» долго будут со стороны наблюдатьза происходящим и ждать приглашения в преодолении препятствия. Перечислять формы поведения можно долго, ведь они весьма разнообразны. У читателя может возникнуть справедливый вопрос: а зачем все это надо, если выявится только то, что и так знакомо. Но основная проблема нашей жизни и заключается в том, что большинство своих поступков мы осуществляем неосознанно, автоматически. И подобные тренинги позволяют рассмотреть причины происходящего «под лупой», повернуть человека лицом к ситуации. Порой такие открытия становятся очень неожиданными для каждого в отдельности. А тренинг предоставляет возможность исследовать это свое внутреннее пространство, качество которого напрямую влияет на восприятие нас окружающим миром, а, значити на взаимоотношения с ним.
И все-таки, почему же корпоративные тренинги, как правило, не приводят к долгосрочным позитивным результатам? Есть грустная статистика, что лишь в 5% случаев можно говорить о достигнутой победе. Дело в том, чтоименно 5% процентов населения внутренне гармоничны и готовы принять происходящие психологические интервенции, в том числе интегрировать новый жизненный опыт и успешно им воспользоваться. В остальных 95% случаев необходима личностная психотерапия, т.е. сначала достижение личностной гармонии, на которуюуже эффективно накладываются любые навыки и умения, необходимые этому человеку. Есть простые правила, которые распространяются на все сферы жизни. Сначала нужно вывезти всю грязь из дома, при необходимости сделать ремонт, а потом уже стелить дорогие ковры и вешать портьеры. И хирург в первую очередь должен выпустить гной, почистить рану, и только после заживления можн оговорить о косметическом шве.
Исходя из реалий, бизнес-тренинги в качестве своей задачи не предполагают решение личностных проблем сотрудников. Поэтому ждать «результатов надолго» от них просто не приходится. Другим негативным моментом таких занятий служит отсутствие готовности участников прорабатывать свои проблемы в среде сотрудников. И это абсолютно нормальная психологическая защита. Ведь существует реальная опасность, что эту информацию коллеги смогут использовать в том числе и с личными корыстными целями, начиная от сплетен, каковые имеются в каждом коллективе, и заканчивая возможностью надавить на слабые места соседа вконкурентной борьбе.
Разумеется, лучшим вариантом для любой компании является постоянно работающий психолог, который, разрабатывая программы для коллектива, одновременно занимается и психотерапией с сотрудниками с соблюдением очень жестких правил конфиденциальности. При этом необходимо условие личной качественной проработки психолога, иначе о профессионализме речи идти не может вообще.
В последнее время в среде бизнес-тренеров всерьез заговорили о неких критериях и стандартах качества, по которым можно оценить проводимые тренинги.
Стихийно сформировавшийся рынок этих услуг предлагает как продукты независимых тренеров, так и тренинговых компаний. Поэтому одним из важных критериев становится имя. И этой теме былапосвящена предыдущая статья.
Хорошим показателем является наличие у психолога собственных публикаций (статьи, книги, видеокассеты). По ним достаточно полно можно представить себе основные концепции, используемые в работе.
Достаточно активно обсуждается и «процедурность» как критерийоценки качества. Часть специалистов считает, что должен при сутствовать определенный прописанный минимум заданий, упражнений, процессов, направленных на решение поставленных задач. Другие склоняются к мнению, что тренер работает не программой, а собственной личностью, опытом, используя порой неожиданные приемы, рождающиеся «здесь и сейчас».
В действительности, для заказчика не важно, что и как про исходит на тренинге, важно то, что будет происходить после него. И поэтому еще одним важным кри терием является сопровождение компании психологом некоторое время после тренинга.
Хорошо, когда психолог в предварительной работе к тренингу готовит оптимальное количество раздаточного материала. В нем могут быть изложены основные положения занятий и инструкции для проводимых упражнений.
Реальность складывается таким образом, что все большее место в нашей жизни занимают виртуальные способы коммуникации, обучения, получения навыков. Но мы живем в материальном мире, пользуемся физическими телами и поэтому «раздатка» на тренинге является своеобразным якорем, который можно взять в руки, пролистать вне формата занятий, зафиксировать субъективно значимые позиции. Заказчику психологических услуг крайне важно определить для себя не только желаемый результат, но и допустимые рамки «психологических нечистоплотностей», которые могут возникнуть в предполагаемой работе. Например, многим известные техники управления поступками других людей из нейролингвистического программирования могут принести ощутимый вред не только тому, кого программируют, но и «источнику» этих программ. Поскольку такие техники являются явно манипулятивными, а любые манипуляции в итоге носят деструктивный характер, то о цене вопроса предстоит задуматься за ранее. Особенно разрушительны манипуляции неосознанные. К сожалению, ими изобилует наша жизнь. Самый простой пример таких манипуляций – ребенок не хочет идти в школу. Он может при этом красиво симулировать болезнь (для внимательных родителей не составит труда вывести чадо на чистую воду). И это пример осознанной манипуляции: маленький врун знает, какой цели он хочет достичь своим враньем. Другое дело, когда возникает настоящая болезнь по той же причине – нежелание идти в школу. Здесь есть над чем поработать психологу: что же за отношения сложились в такой семье, где у ребенка возникают такие выраженные защитные механизмы, что организму легче поднять температуру, чем проговорить с родителями накопившиеся проблемы и попросить о помощи в их разрешении. В этом случае имеет место неосознанная манипуляция ребенка. И если такие формы избегания проблем закрепятся в формирующейся психике как успешное решение, то через некоторое время от сформировавшейся болезни будет избавиться весьма сложно.
Ссылки тренера на то, что «без манипуляций не обходится наша жизнь, все равно мы все манипулируем друг другом, так давайте я научу вас делать это правильно» остаются на его совести. Это примерно то же самое, что предложение «научить совершать преступления с гарантией, что наказания никогда не последует, но выгода от них будет очевидна».
Нельзя оценивать состоявшийся тренинг лишь с позиции «по нравилось – не понравилось». Ведь не всегда оздоравливающее вмешательство бывает приятным и комфортным. Необходимо дать возможность отфильтроваться первым впечатлениям, а этапные оценки и выводы сделать попрошествии некоторого времени.
* * *
Итак, если вы имели опыт бизнес-тренингов, но он не оправдал ожиданий, то теперь вам намного легче разобраться в причинах не удовлетворенности… И не ошибиться в дальнейшем. В любом случае целесообразность обращения к таким услугам определять вам самим, скажу лишь, что их эффективность, как правило, подтверждается практикой. И проблема только в двух основных, изначальных, моментах: четко определить то, что вам нужно получить в итоге от тренингов, подробно обсудить это с тренером, ему не меньше вашего нужны позитивные результаты… и найти хорошего тренера.