Масло обеспечивает смазку всех движущихся деталей двигателя, покрывая их защитной пленкой, которая уменьшает износ и трение, таким образом больше энергии передается на колеса. Кроме того, оно защищает детали двигателя от грязи, вредных отложений и от коррозии. И, наконец, масло охлаждает двигатель, отводя излишнее тепло от камеры сгорания и передает его вниз, на поддон картера.
Типы масел
Минеральные масла – это обычные масла, которыми человек пользуется уже десятилетиями. Они изготавливаются путем очистки сырого масла и затем смешиваются с различными присадками, такими как предотвращающие образование осадка вещества, улучшители вязкости и вещества, предотвращающие износ. Они относительно дешевы и показатели у них средние.
Синтетические масла
Синтетические масла полностью изготавливаются в лаборатории путем сложных химических процессов и стоят дороже. Синтетические масла более термостойкие, то есть они дольше сохраняют вязкость и не теряют своих свойств при более высоких температурах, чем минеральные масла.
Полусинтетические масла
Этот тип масел – смесь двух первых, обычно в соотношении 70-80% минерального масла и 20-30% синтетического масла.
Что такое вязкость и индекс вязкости?
Вязкость – это мера плотности масла и его способности циркуляции при определенных температурах. Вообще чем плотнее масло, тем выше его вязкость и чем ниже плотность масла, тем меньше его вязкость. Это свойство масел сведено в шкалу, которая называется индексом вязкости. Индекс вязкости говорит о том, насколько уменьшится плотность масла при нагреве. Чем выше индекс, тем меньше уменьшится плотность масла при нагреве. Маленькие числа в индексе указывают на менее плотные масла (с меньшей вязкостью), а большие – на более плотные (с большей вязкостью). Индекс вязкости показывает, как изменяются свойства масла при определенных условиях. Слишком вязкое масло может не попадать на нужные детали двигателя, особенно при низких температурах, а пленка, создаваемая им, может порваться на высоких оборотах. В случае, если масло слишком жидкое (не вязкое), пленка, создаваемая им, исчезает при высоких температурах.
Cезонные и всесезонные масла
Существует два типа моторных масел: сезонные и всесезонные. Сезонные масла обычно используются при относительно стабильных температурах (или в специальных условиях), то есть такие масла не могут соответствовать требованиям одновременно и зимой, и летом.
В настоящее время используются в основном всесезонные масла. Они подходят для различных температур, поэтому могут использоваться и зимой, и летом. Плотное масло при низкой температуре превратится в желе, если не добавить определенные полимеры. Чтобы этого не случилось, всесезонные масла производятся путем добавления специальных полимеров к маслам с небольшой плотностью, таким образом, они достаточно жидкие, чтобы функционировать при низких температурах, но полностью функциональны и при высоких температурах.
Всесезонное моторное масло – это такое масло, свойства которого искусственно изменены, чтобы уменьшить изменения свойств, связанные с изменениями температуры. Всесезонное масло обладает меньшей вязкостью при низких температурах и большей при высоких, чем сезонное масло.
Таким образом, если автомобиль не используется в течение нескольких часов, моторное масло стекает в картер двигателя и при запуске двигателя требуется определенный промежуток времени (несколько микросекунд), чтобы масло снова распределилось по всем деталям двигателя, требующим смазки. Так как всесезонное масло остается более жидким при низких температурах, оно достигает различных деталей двигателя быстрее, чем сезонное масло, уменьшая тем самым износ двигателя при запуске.
Всесезонные масла зачастую обеспечивают экономию топлива в 1,5-3% по сравнению с сезонными маслами.
Всесезонные масла обеспечивают лучшую защиту двигателя по сравнению с сезонными маслами как при низких, так и при высоких температурах, так как сохраняют оптимальную вязкость при любой температуре работы двигателя.
Как действуют всесезонные масла?
Специальная присадка для улучшения индекса вязкости. Представьте себе очень длинную нитку, которая при низких температурах плотно свернута в маленький шарик и свободно плавает в масле, не оказывая почти никакого влияния на вязкостные характеристики масла. При высоких температурах этот шарик разворачивается и занимает гораздо больший объем масла. Это эффективно предотвращает уменьшение вязкости масла, так как эти шарики из молекул развернулись и заняли большой объем.
При низких температурах этот полимер сворачивается, а масло свободно течет в соответствии с нижним показателем вязкости (напр., 5W-30). По мере нагревания масла полимер разворачивается в длинные цепочки и предотвращает уменьшение вязкости масла. Таким образом, масло с индексом 5W не станет менее вязким, чем масло с индексом 30 при нагреве. Получается так, как будто используется два разных масла, зимнее и летнее, в одном. При выборе базового масла зимой ориентируетесь на максимально низкую возможную температуру, а летом - на максимально высокую. Если позволяют температуры, выбирайте плотное базовое масло с небольшим диапазоном, так как чем шире диапазон, тем больше в масле полимеров, а они не полезны двигателю.
Выбор степени вязкости
Наиболее распространенными являются следующие классификации вязкости моторного масла:
Классификация SAE
Классификация SAE проводится по вязкости при низкой и высокой температуре смазочного вещества. Обозначается двумя цифрами, разделенными буквой W (означает «зима»)
Первое число, после которого стоит W, обозначает вязкость при низкой температуре: 5W, 10W, 15W. Чем меньше число, тем более жидким при низкой температуре будет масло, тем легче будет проходить запуск двигателя.
Второе число обозначает вязкость при высокой температуре: 30, 40, 50. Чем больше число, тем более вязким будет нагретое масло.
Ниже приведены примеры выбора моторного масла в зависимости от температуры окружающей среды:
При минимальной температуре………….Выбор по классификации SAE для легкового автомобиля
0ºС (32F)…………………………………5W-30 10W-30 10W-40 20W-50
-18ºС (0F)…………………………………5W-30 10W-30 10W-40
ниже -18ºС…………………………………5W-30
При выборе базового масла зимой ориентируетесь на максимально низкую возможную температуру, а летом - на максимально высокую. Если позволяют температуры, выбирайте плотное базовое масло с небольшим диапазоном, так как чем шире диапазон, тем больше в масле полимеров, а они не полезны двигателю.
Другие классификации:
Классификация API (американская)
Характеристика масла обозначены двумя буквами. Первая буква обозначает, предназначено ли масло для бензинового (S) или дизельного (C) двигателя. Вторая буква обозначает уровень технических характеристик в соответствующей группе: A – минимальный уровень и для бензинового, и для дизельного, а J (для бензинового) и F (для дизельного) – максимальный уровень.
Бензиновый двигатель: (минимальный КПД) SA..SB..SC..SD..SE..SF..SG..SH..SJ (максимальный КПД)
Дизель: (минимальный КПД) CA..CB..CC..CD..CE..CF (максимальный КПД)
Классификация ACEA (европейская):
Характеристики масла обозначаются буквой и цифрой.
По классификации ACEA есть три категории:
A для бензиновых двигателей,
B для дизельных двигателей,
E для дизельных двигателей автомобилей для коммерческих перевозок и грузовиков.
Уровень характеристик смазки обозначается следующей за буквой цифрой:
1 масла для экономии топлива
2 универсальные масла
3 масла с высокой производительностью
Например: А1 означает экономящее топливо масло для бензинового двигателя, а А3 – масло с высокой производительностью для бензинового двигателя.
Выбор степени вязкости масла зависит от многих факторов, например, от температуры окружающей среды, пробега двигателя, зазоров в подшипнике и поршнях и режима работы. Общее правило: следует использовать масло с минимально возможной вязкостью, которое обеспечит надежную сепарацию металлических деталей. Все, что больше этого минимума, приведет к потере энергии из-за трения и уменьшит способность масла распределяться при любых температурах. Однако при определении требований к вязкости следует рассматривать отдельно различные синтетические масла.
Смешиваем два разных вида
Считается, что синтетические масла совместимы с обычными минеральными маслами, поэтому можно смешивать два разных типа. Однако, в целях предотвращения утечек и в конечном итоге производительности двигателя я советую выбрать одно масла с самого начала и в дальнейшем пользоваться только им. Известно, что состав минеральных масел отличается от синтетических и что прокладки и уплотнители, работавшие с минеральным маслом, начинают протекать при контакте с синтетическим маслом. Поэтому перед тем, как залить другое масло, следует воспользоваться промывочным маслом. Да, промывочное масло удалит все осадки и растворит все минеральные отложения в двигателе и вам может показаться, что можно заливать синтетическое масло. Но жидкое промывочное масло может удалить все отложения, которые со временем накопились и не дают прокладкам и уплотнителям протекать. Известны случаи, когда двигатели с пробегом более 250000 км работали без проблем, а после промывки за месяц пришли в негодность. Поэтому выберите масло с самого начала, в случае необходимости промойте двигатель и никогда не меняйте тип масла. Следует менять только характеристики масла, если, например, существенно изменился температурный диапазон, так как вязкость масла должна соответствовать условиям использования автомобиля, окружающей среды и климату.
На сегодняшний день существуют различные присадки, многие из которые рекламируются по вечерам по телевидению, убеждая, что они – самые лучшие. Теперь подумайте вот о чем. Нефтяные компании тратят ежегодно миллионы долларов на улучшение масел, производители автомобилей - тоже. Во-первых, можете ли вы поверить, что существует некая магическая формула, и нефтяные компании, тратящие ежегодно миллионы долларов на лабораторные исследования, в которых задействованы лучшие специалисты-химики, не смогли найти эту формулу, а вот этот производитель присадок нашел? Во-вторых, если они действительно работают и не наносят ущерба двигателю, то почему производители автомобилей помещают канистру с присадкой в каждый сошедший с конвейера автомобиль? Таким образом они улучшают производительность двигателя и уменьшают потребление топлива. В-третьих, ни на одной из этих знаменитых присадок не значится название крупной нефтяной или специализирующейся на маслах компании.
Какая связь между смазкой и потреблением топлива
Вязкость масла зависит от внутреннего трения в масле: чем больше вязкость, тем больше внутреннее трение. При использовании масла с небольшой вязкостью (например, SAE 0W-30) уменьшаются потери, вызванные внутренним трением в смазке, а потребление горючего на несколько процентов снижается. Однако следует быть внимательным, этот тип масла подходит не для всех двигателей.
Грязное масло – признак проблем с двигателем?
Нет, это не признак проблем с двигателем. Это вообще-то хороший знак. Это значит, что ваше масло выполняет свои функции: собирает осадок и поддерживает его во взвешенном состоянии, чтобы он не оседал на деталях двигателя. Когда вы заменяете это грязное масло (и масляный фильтр), вы удаляете этот осадок.
Как проверить уровень масла в двигателе?
Чтобы получить правильную оценку уровня масла, двигатель должен быть слегка прогрет. Проверяйте уровень масла на ровной поверхности. Подождите по меньшей мере 5 минут после того, как вы заглушили двигатель. Выньте масляный щуп. Вытрите его. Поставьте обратно и подождите несколько секунд, потом снова достаньте его. Проверьте уровень относительно отметок MIN и MAX. Вам следует долить масло, если его уровень ниже отметки MAX. Добавляйте масло понемногу. Снова проверьте уровень и повторите эти действия, пока он не достигнет отметки MAX. Но уровень масла не должен быть выше нее! Поставьте масляный щуп на место. Проверяйте уровень масла каждые 2000 км.
На сегодняшний день существуют различные присадки, многие из которые рекламируются по вечерам по телевидению, убеждая, что они – самые лучшие. Теперь подумайте вот о чем. Нефтяные компании тратят ежегодно миллионы долларов на улучшение масел, производители автомобилей - тоже. Во-первых, можете ли вы поверить, что существует некая магическая формула, и нефтяные компании, тратящие ежегодно миллионы долларов на лабораторные исследования, в которых задействованы лучшие специалисты-химики, не смогли найти эту формулу, а вот этот производитель присадок нашел? Во-вторых, если они действительно работают и не наносят ущерба двигателю, то почему производители автомобилей помещают канистру с присадкой в каждый сошедший с конвейера автомобиль? Таким образом они улучшают производительность двигателя и уменьшают потребление топлива. В-третьих, ни на одной из этих знаменитых присадок не значится название крупной нефтяной или специализирующейся на маслах компании.
Тефлон
Сначала может показаться, что некоторые присадки действуют, но те, в которых содержатся такие вещества, как тефлон, могут засорять масляный фильтр и масло не будет поступать в двигатель. Химическая компания DuPont, которой принадлежит изобретение и права на использование тефлона, отмечает: «тефлон не полезен в качестве ингредиента для присадок в масло или для масел, использующихся в двигателе внутреннего сгорания».
Цинк
Другой тип присадок содержит цинк. Цинк используется как присадка, предотвращающая износ. Он действительно полезен, когда металлические детали двигателя соприкасаются друг с другом, что ни в коем случае не может произойти при нормальной работе. Любое моторное масло хорошего бренда уже содержит достаточно цинка, так зачем добавлять еще? Большее количество цинка не обеспечит вам лучшую защиту, оно просто продлит защиту, если уровень соприкосновения металлических деталей ненормально высок. Если вы добавите банку присадки с цинком в масло, то у вас на клапанах образуется осадок, а на свечах зажигания – нагар и отложения, поверьте мне.
Какая связь между смазкой и потреблением топлива?
Вязкость масла зависит от внутреннего трения в масле. чем больше вязкость, тем больше внутреннее трение. При использовании масла с небольшой вязкостью (например, SAE 0W-30) уменьшаются потери, вызванные внутренним трением в смазке. а потребление горючего на несколько процентов улучшается. Однако следует быть внимательным, этот тип масла подходит не для всех двигателей.
Грязное масло – признак проблем с двигателем?
Нет, это не признак проблем с двигателем. Это вообще-то хороший знак. Это значит, что ваше масло выполняет свои функции: собирает отложения и поддерживает их во взвешенном состоянии, чтобы они не оседали на деталях двигателя. Когда вы заменяете это грязное масло (и масляный фильтр), вы удаляете этот осадок.
Как проверить уровень масла в двигателе?
Чтобы получить правильную оценку уровня масла, двигатель должен быть слегка прогрет. Проверяйте уровень масла на ровной поверхности. Подождите по меньшей мере минут после того, как вы заглушили двигатель. Выньте масляный щуп. Вытрите его. Поставьте обратно и подождите несколько секунд, потом снова достаньте его. Проверьте уровень относительно отметок MIN и MAX. Вам следует долить масло, если его уровень ниже отметки MAX. Добавляйте масло понемногу. Снова проверьте уровень и повторите эти действия, пока он не достигнет отметки MAX. Но уровень масла не должен быть выше нее! Выньте масляный щуп. Проверяйте уровень масла каждые 2000 км.
Выводы
Каждое масло разрабатывается для оптимального результата, поэтому добавление присадок может привести к неприятным последствиям. Просто выберите лучший бренд, всегда пользуйтесь только им, а когда запускаете двигатель, прогрейте его 15 сек перед тем, как трогаться, так вы будете уверены, что масло немного нагрелось и попало на самые важные детали двигателя, и только тогда нажимайте на педаль газа. Каждый производитель сейчас заявляет, что двигатель не надо прогревать перед началом движения, но имеется в виду, что не обязательно дожидаться, пока двигатель разогреется до нормальной температуры. Так вы увеличите срок службы двигателя еще на 100000 км без единой присадки.
Используйте подходящее вашему автомобилю масло. Синтетические моторные масла дороже минеральных, но они дольше служат и лучше защищают двигатель и увеличивают его производительность, особенно на спортивных автомобилях.
Выбирайте самый узкий диапазон, который соответствует вашим требованиям. Чем шире диапазон, тем больше полимеров, а они не полезны двигателю. (Напр. 10W-30 или 10W-40? Диапазон 10W-30 уже, чем 10W-40, поэтому в нем меньше полимеров. В 10W-40 больше полимеров, чем в 10W-30, необходимых для работы при высокой температуре)
Не делайте выбор в пользу более жидкого базового масла, если только этого не требует температурный диапазон. (Напр. 10W-40 или 20W-50? В 10W-40 те же 30 пунктов диапазона, что и в 20W-50, но у 20W-50 база - 20W, она плотнее, чем 10W, поэтому в масле 20W-50 меньше полимеров, чем в 10W-40 )
При каждой замене масла следует менять масляный фильтр. Масляный фильтр – это сетка, задерживающая твердые частицы грязи и металла, которые собираются моторным маслом при циркуляции. Когда фильтр забит, обходной клапан позволяет этим частицам продолжать циркулировать с маслом в двигателе, нанося урон деталям двигателя и создавая отложения. Если у вас на приборной панели нет индикатора загрязненности фильтра, то меняйте фильтр при каждой замене масла – это является своего рода недорогой страховкой.
В любом случае обязательно нужно менять масло раз в год.