Источник: сайт юридической фирмы Amigdala.
Успех компании во многом зависит от грамотно сформированного имиджа, который обеспечит узнавание на потребительском рынке. Товарный знак и торговая марка способствуют успешному развитию бизнес-структуры, эффективному брендингу и выделению в среде конкурентов. Разница между часто используемыми понятиями заключается в том, что товарный знак (ТЗ) присваивается производителю после регистрации торговой марки (ТМ) в Роспатенте. Чем еще товарный знак отличается от торговой марки, вы узнаете из краткой статьи.
Известные и узнаваемые бренды имеют легко запоминающиеся торговые наименования. Для покупателей товаров и услуг ТЗ и ТМ — это одно и тоже, разница в юридическом статусе средства индивидуализации важна исключительно для владельца. В СМИ, в торговом сфере и при обсуждении вопросов бизнеса эти термины часто используются как синонимы. Между тем отличия между товарным знаком и торговой маркой существуют, они очевидны при более подробном рассмотрении вопроса.
Товарный знак — это интеллектуальная собственность правообладателя, зарегистрированная в Росреестре. Сведения об уникальном ТЗ после тщательной проверки заносятся в федеральный реестр, заявителю выдается официальное свидетельство. Регистрируется ТЗ относительно конкретных классов товаров и услуг, предварительно выполняется проверка на совпадение с уже имеющимися в реестре аналогичными товарными знаками.
Дополнительно: Заказать проверку и регистрацию товарного знака можно на официальном сайте компании Амигдала.
Получить официальный статус могут различные элементы ТЗ:
логотип (графическое изображение);
слоган;
название компании;
фирменные ярлыки;
форма и упаковка продукта;
звуковое обозначение.
После легализации ТЗ владелец фирменного знака получает исключительные права, охраняемы на государственном уровне.
Торговая марка — это фирменное название компании, предлагаемых товаров или услуг или отдельного направления выпускаемой продукции. Торговая марка как объект не закреплена в российском законодательстве, но на потребительском рынке выступает аналогом бренда или ТЗ. Знак торговой марки может присутствовать на изделиях или фирменной упаковке, включать в себя другие отличительные признаки. Маркетологи относят к ТМ любые обозначения, помогающие продвижению товаров на рынке.
Различия между торговым знаком и торговой маркой нет, но последняя используется без прохождения государственной регистрации. ТМ разрабатывается специалистами первой по отношению к ТЗ, является важным инструментом для решения коммерческих и рекламных задач. В качестве примера: с помощью торговой марки привлекается новая целевая аудитория, продвигаются предложения и увеличивается рост продаж. При этом юридической защиты от недобросовестных конкурентов ТМ не обеспечивает.
Несмотря на использование в равной мере обоих понятий на практике, следует учитывать их отличия:
торговый знак является официально признанной интеллектуальной собственностью, товарная марка необходима для продвижения компании на рынке;
ТМ является уникальным, но не защищенным правом средством индивидуализации, тогда как ТЗ предоставляет владельцу широкие возможности для юридической защиты и использования в коммерческих целях;
ТМ может перейти в разряд ТЗ, если владелец сочтет это необходимым. Законом разрешено использовать несколько ТМ без регистрации;
при наличии ТЗ присваивается значок ®️, при использовании ТМ продукция маркируется значком ™.
Чтобы понять, в чем разница между торговым знаком и торговой маркой, достаточно обратиться к судебной практике. Известные бренды ежегодно выигрывают арбитражные процессы и взыскивают с ответчиков компенсацию за незаконное использование товарного знака.
Зарегистрированное фирменное обозначение приносит дополнительный доход и защищает интересы правообладателя. Кроме того, ТЗ предоставляет обладателю следующие преимущества:
получение официального свидетельства, имеющего полную правовую значимость;
возможность неограниченного продления использования ТЗ;
присвоение знака охраны ®️, что всегда выделит товар на потребительском рынке;
защита от конкурентов в досудебном и судебном порядке, привлечение их к различным видам ответственности;
получение выгоды от передачи своего знака по договору лицензии или отчуждения;
внесение сведений о ТЗ в Таможенный реестр для борьбы с контрафактом;
использование знака в рекламных целях.
Товарный знак и товарная марка позволяют компании закрепиться на рынке, выйти на более высокий уровень реализации и значительно увеличить прибыль.