Храм был возведен в северной столице на набережной Екатерининского (ныне Грибоедовского) канала — месте убийства Александра II от рук народовольцев. Спустя месяц после кончины императора здесь была воздвигнута часовня. Однако по замыслу царя малую архитектурную форму должен был сменить мемориальный храм. Его возведение началось спустя два года и продлилась почти четверть века.
Эскизы, созданные в византийском стиле, император отклонил, указав на то, что сооружение должно быть создано в традициях старорусского зодчества 17 века, коих много в Ярославле. Монарх также высказал требование, чтобы часть каменной мостовой, обагренной кровью убиенного, и ограждение находились внутри храма в виде особого придела. Этим требованиям полностью соответствовал проект архитектора А.Парланда, созданный совместно с одним из церковных служителей высшего ранга. Однако и он не раз дополнялся и окончательно был утвержден лишь в 1887 году, когда строительство уже было начато.
На торжественной закладке первого камня присутствовали члены монаршей семьи и митрополит Исидор. Она состоялась в октябре 1883 года.
Архитектура сооружения создана в стиле «эклектика», вобравшем множество архитектурных цитат памятников зодчества допетровского периода Ярославля и Москвы. Несмотря на многообразие декоративных элементов и насыщенность цветовой палитры храм смотрится органично за счет соблюдения академических пропорций.
Комплекс имеет четырехугольную форму, преобладающую в культовой архитектуре допетровского периода и включает основное строение, башни и часовни. Центральное место композиции занимает шатёр. Это самая высокая точка собора. Вверху купол шатра сужается. Его венчает главка с крестом, которая значительно меньше окружающих его глав, что создает образ устремленности в небо. Под одной из 9 глав церковного комплекса — колокольней — находится фрагмент мостовой и ограждения, хранящих воспоминание о трагедии.
Купола покрыты ювелирной эмалью, изготовленной по уникальной рецептуре, и не имеют аналогов в русском зодчестве.
Стены собора облицованы гранитом, мрамором и украшены яркими изразцами из фарфора. В их отделке мастера руководствовались образцами архитектурных памятников, не затронутых влиянием Запада. Храм — еще и архитектурная метафора единения власти, сохраняющей исконные русские традиции, и народа, являющегося их апологетом.
Между тем внешняя архаичность сочетается с передовыми на тот момент инженерными решениями. Так, стены возводят не на традиционных сваях, а на монолитном бетонном основании, применив технологии, позволяющие избежать размывания бетонной основы грунтовыми водами. Новаторской можно назвать и систему обогрева помещения паром.
Читайте также: как посетить храм Спаса на крови читайте тут
Мозаика на религиозную тему, которой украшены стены собора, создана по эскизам именитого русского живописца Васнецова. Из - за влажного петербургского климата внутреннюю отделку также решили сделать из мозаичных полотен. Их выкладывали венецианским способом из кусочков непрозрачного стекла разной формы. Материал выбрали из-за его долговечности. К тому же, укладка способом смальты позволяет подобрать множество оттенков, а структура стекла создает иллюзию свечения изнутри. Работа заняла долгих 10 лет, ведь площадь рисунков составляет 7 квадратных километров и это крупнейшая в Европе коллекция мозаичных полотен.
Ко времени окончания работ главой монархии стал уже Николай II. Однопрестольный храм, освященный в 1907 году в честь Воскресения Христова, в народе получил название «Спас на крови».
Евгения Пономарева