Четырнадцатое путешествие по провинции
Осень в Европе – едва ли не самое музыкальное время года. В России этот сезон отмечен традиционной встречей с «Джазовой провинцией».
За 14 лет своей уникальной «передвижной» истории фестиваль посетил 25 русских городов, более 600 музыкантов из 30 стран мира приняли участие в этом замечательном путешествии. В этом году точкой отсчета стал Орел. На два вечера орловская публика окунулась в свободу музыки со всех концов света.
«Джазовая провинция» - это фестиваль-сюрприз. Как в самой настоящей джазовой импровизации никогда точно не знаешь, как зазвучит вроде бы известная мелодия, так и на фестивале никогда не можешь быть уверен в том, что услышишь именно то, что ожидал.
Первую «цифру» (имеется в виду музыкальное понятие) в импровизации первого вечера дали сыграть орловским музыкантам. Концерт открыли несколько композиций в исполнении «Биг-Бэнда» Орловского музыкального училища под руководством Георгия Дубинского. Ведь одна из миссий фестиваля – дать возможность молодым побыть на одной сцене с прославленными музыкантами.
Как признаются иностранные музыканты, русский джаз – это высоко техничная музыка, вышедшая из консерваторий и продолжающая традиции классического направления. Внимание зарубежных джазменов сегодня обращено к эксперименту и к стилевым «отросткам», имеющим отношение к понятию «world».
«Музыкальное блюдо» от Тони Симорози
Американский композитор и контрабасист Тони Симорози привез в Орел квартет (бас – Тони Симорози, ударные – Майк Кларк, фортепиано – Ник Барилук, тенор-саксофон – Боб Магнуссон), играющий так называемый «world-beat». В рамки данного современного направления вмещаются африканские и бразильские мотивы, классические тенденции, ноты рока и даже поп-музыки. В общем, орловские слушатели смогли оценить всю прелесть эклектичного джаза. Музыка Тони Симорози очень выразительна и даже, смею вас заверить, сюжетна. Его мелодия - шагающая, с неожиданными паузами, замедлениями ритма, с внезапными «пробелами», тишиной, время от времени спорящей со звуками. Его джаз можно назвать «пульсирующим»: мелодия то игриво крадется, чтобы неожиданно «напасть», захватить слушателя в свою бесконечность, то вдруг впадает в глубокую задумчивость. Пронзительное предисловие к одной из композиций прозвучало как тонкое наблюдение над этим миром, как настоящее откровение, которое затем потерялось в беззаботно-веселых, танцевальных ритмах. В самом басисте, признаюсь, скрыта какая-то загадка: он бесконечно обаятелен и музицирует, приплясывая и разговаривая с инструментом на неведомом языке, как настоящий шаман. Впрочем, в его коллективе у каждого – свой голос. Особенно в памяти остался диалог саксофона Боба Магнуссона и гитары Романа Мирошниченко. Это был сюрприз как для публики, так и для самих музыкантов. Чистой воды импровизация, рожденная на сцене для одного вечера. Саксофон спрашивал, гитара отвечала, публика наслаждалась виртуозной игрой…
Это была настоящая музыка, в которой были все три ингредиента, напомнил Тони Симорози: первый – композитор, второй – музыканты, третий – слушатели.
«World fusion» for two gitars
Дуэту гитаристов Эрнану Ромеро и Роману Мирошниченко нет даже года. А в планах уже запись совместного альбома в 2010-м и серия концертов в России, от Волгограда до Вологды. Музыканты встретились на просторах Интернета, на ресурсе myspace.com, и их совместная творческая деятельность открылась 27 мая – туром, который стартовал в Калуге. Эрнан – из США, с аргентинскими корнями, Роман – из СНГ. Оба музыканта привнесли в совместное творчество собственные идеи, они дополняют друг друга как в технике, так и в звучании, они сами уверены, что их разница и удерживает дуэт.
Эрнан приобщился к гитарной музыке еще в 9 лет: сама форма инструмента показалась Ромеро весьма органичной.
Роман родился в музыкальной семье, но до 14 лет играл правым полузащитником в футбольной команде от «Днепра-75». Любовь к гитаре зародилась благодаря старшему брату, который, будучи увлеченным современным британским и отечественным роком, купил инструмент, когда пришел из армии. В результате старший брат бросил играть через месяц, а юношеское увлечение младшего прочно вошло в его взрослую жизнь. По мнению Романа, молодежь лучше приучать к гитарной музыке уже в сознательном возрасте, в 13-14 лет.
Программа дуэта гитаристов поровну состояла из оригинальных произведений самих авторов, а также сочинений А. Пьяцоллы и Эл Ди Меолы – композиции последнего Эрнан и Роман играли по его личной просьбе. Роман Мирошниченко называет себя учеником Эл Ди Меолы, Эрнан Ромеро сотрудничал со знаменитым американцем около 15 лет – вместе были записаны более десяти релизов, Эрнан попробовал себя в качестве бэк-вокалиста, бэк-гитариста и сопродюсера некоторых альбомов.
Гитаристы признаются, что не являются в прямом смысле джазовыми музыкантами. Они играют не мейнстрим, не джазовые стандарты. Основное начало в репертуаре – импровизация. В их музыке сильно влияние латиноамериканских и средиземноморских ритмов, мотивов фламенко и современного танго. Все это умещается в такой емкий термин, как «world fusion (ворлд фьюжн)».
Оба гитариста – мастера экстра-класса. Орловцы как завороженные следили за экспрессивной игрой Романа и Ромеро. Виртуозное исполнение самых сложных пассажей, в высшей степени развитое импровизационное мышление – оказалось, что и это далеко не все, чем могли удивить гитаристы: Эрнан еще и удивительно красиво пел по-испански.
Первый вечер в «Джазовой провинции» закрывал квартет Олега Киреева. Мастер классического джаза и приверженец мейнстрима, саксофонист Олег Киреев долго настраивал звук для своих музыкантов. И начало его программы более всего походило на открытую репетицию. Публике пришлось терпеливо ждать, пока маэстро не подберется к оптимальному звучанию. Наконец, он скомандовал играть блюз «Знакомство», и расслабившийся слушатель с удовольствием втянулся в новую джазовую историю. После нескольких композиций орловцам представили афроамериканца в строгом костюме, с дружелюбной улыбкой и с притягательным сильным голосом. Вокалист из США Николас Бирд, поющий джаз и соул, стал в этот вечером «голосом» квартета. Его раскрепощенное поведение и реализовавшееся стремление «уйти в народ» расположили к нему сначала женскую часть аудитории – некоторые дамы были приглашены на пару тактов, а затем и мужчин – те охотно согласились на дружеский жест-рукопожатие Бирда. Под занавес выступления в зале уже не осталось равнодушных к обаятельной личности вокалиста, и несмолкающие аплодисменты слились с подпевающими «I drink many water» голосами.
Впереди было предвкушение сюрпризов второго вечера «Джазовой провинции».
Singularity
Вечер 27 октября открывал бессменный арт-директор фестиваля и его главный организатор Леонид Винцкевич. Он напомнил о значении фигуры Лайонеля Хэмптона для отечественной «Джазовой провинции». Как известно, 13-й фестиваль был посвящен столетию со дня рождения знаменитого американского виброфониста. Ему, организатору крупного международного джазового фестиваля в штате Айдахо, мы обязаны продвижением российского джаза на мировую сцену. Под влиянием Хэмптона 14 лет назад у Леонида Винцкевича появилась мысль помочь тому музыкальному движению, которое он искренне любит. Так появилась «Джазовая провинция», единственный и неповторимый отечественный проект. Тяга Винцкевича и его единомышленников к настоящему искусству, «штучному товару», таланту, а не коммерции дарит провинциальному слушателю возможность на сцене своего родного города оценить игру целой плеяды звезд мирового масштаба. Английское слово «singularity» - «особенность» - пожалуй, лучше всего отражает концепцию «Джазовой провинции».
«Singularity» - это еще и название первого совместного альбома Леонида Винцкевича (пианино), Винцкевича-младшего Николая (саксофон), Кипа Рида (бас-гитара, Нью-Йорк) и Джоэля Тейлора (барабаны, Лос-Анжелес). Напомню, что этим составом музыканты уже приезжали к нам в 2007-м. С презентацией альбома, вышедшего буквально пару недель назад в Англии (записывался компанией «Slam»), квартет и приехал в Орел. Основа альбома (композиторы - Винцкевич старший и Винцкевич младший) – оригинальный джаз, джаз-фанк.
Со многими звездами джаза, замечает Николай Винцкевич, удалось познакомиться в США, это и дало возможность впоследствии привозить музыкантов такого уровня в российскую глубинку. «В Америке хороших джазменов много, и не все они известны. В России наберется всего десяток профессиональных и одаренных джаз-музыкантов. Отечественная поп-сцена, увы, не нуждается в инструменталистах, соответственно, о каком уровне музыки можно говорить. Вот и приходится ездить с гастролями в Великобританию, США, Финляндию, Эстонию. Зато в нашей стране все стремительно дорожает, и финансовая ситуация вокруг фестиваля с каждым годом пребывает на грани» - рассказывает Николай.
Фестиваль живет и развивается вопреки суровым законам рынка. И, тронутый всеобщей глобализацией, джаз пробивает себе дорогу в мире, где ценности музыкального открытия нередко противостоит цена как коммерческая ипостась музыкальной индустрии. И то, что мы с вами имеем свободу выбора слушать музыку со всех концов света, – это ли не чудо?
Нью-орлеанское чудо
Этот джазовый сюрприз для себя я назвала чудом. В середине второго вечера на сцене появился мэтр российского джаза. Увидеть востребованного композитора и аранжировщика Алексея Кузнецова (гитара) у себя в городе считается редкой удачей. Перечислить все проекты и назвать имена всех знаменитых коллег, с которыми довелось работать Алексею Кузнецову, - задача не из простых, ведь за плечами композитора – полувековая история отечественного джаза. Компанию Алексею в этот вечер составили датчане Мортен Анкарфельд (бас), Евгений Рябой (барабаны) и… очаровательная Арли Леонард из США.
Как призналась Арли, хотя в ее репертуаре и классический джаз, а не оригинальные композиции, выступление для нее самой – настоящая импровизация, ведь в таком составе она на сцене впервые. На ее творчество повлияли Нью-Йорк и Новый Орлеан, города, которые в духовном плане очень много значат для ее музыки, ведь здесь она выросла как певица. Ее цель как джазовой вокалистки – не подражать, а находить новые нюансы, чтобы одни и те же песни можно было исполнять каждый раз по-иному, так, как это продиктовано сегодняшней минутой. Любимые авторы Арли – знаменитости Дюк Эллигтон, Антонио Карлос Жобим, Стэнли Турретайн, а предпочтения в среде исполнителей она отдает Элле Фитцжеральд, Саре Воэн, Билли Холидей.
У Арли прекрасный проникновенный голос, удивительно красивый тембр. А ее жизнерадостность, жизнелюбие, выраженные мимикой, жестами, всей фигурой, плавно следующей за музыкальными интонациями, заряжают зрителя позитивной энергетикой. От каждой композиции просто веяло радостью и счастьем – таким, знаете ли, необъяснимым и непритязательным, не подразумевающим под собой какие-то причины. Было видно, что Арли живет этой музыкой, органично существует в ней. Да что там… она сама музыка и сама песня! – иначе не могу выразить тот восторг, который меня переполнял от первой ее композиции до последней. Кроме того, у Арли очень живая мимика, на ее лице, в ее лучистых глазах выражается такой спектр чувств, какой способна выразить разве что та музыка, которую она пела для нас в тот вечер.
Трио - QUARTET- Квинтет
Тем, кто знаком с «Джазовой провинцией», имя датчанина Мэдса Кйолби хорошо известно. В 2007-м он был в Орле в составе интернационального трио «Стекпанна» (с Петером Стюартом, шведским ударником, и басистом из Великобритании Стивом Кешлом). Мэдс запомнился еще тогда – своим высоким ростом и общительностью (он по-прежнему с трудом изъясняется по-русски, зато охотно фотографируется и раздает автографы вновь обретенным поклонникам). Разумеется, публике удалось оценить и музыкальные способности датчанина, стоило только познакомиться с высоко техничной игрой одного из самых востребованных гитаристов в Европе. Видимо, десятилетие в свободном музыкальном плавании дало о себе знать: Мэдс вернулся на родину уже с определенным, «своим» звучанием и собрал интересный проект, теперь с участием земляков - барабанщика Снорре Кирка, басиста Мортена Анкарфельда и пианиста Матиаса Грува. Инструментальный мелодичный джаз скандинавского происхождения покорял сердца орловцев в 2008-м. Оказалось, что и к новой встрече этой осенью музыканты приготовили очередной сюрприз. Им стала миниатюрная Вероника Мортенсен. Сегодня Вероника – это популярная в Дании певица, она записала две собственные пластинки, работает с двумя квартетами, в ее репертуаре - оригинальные композиции в стиле джаза и поп-музыки. Ее трогательное «большое спасибо», открытая широкая улыбка, милая задорная прическа – все это причудливо слилось в образ маленькой девочки, о которой Вероника рассказала в одной из песен. Совместно с Мэдсом Кйолби, Мортеном Анкарфельдом, ударником Мортеном Эйром и пианистом Николасом Кингом Веронике выпала честь завершать фестиваль в Орле. Похоже, залу пришлась по вкусу датская импровизация - дополненный вокалисткой квартет орловцы вызывали на бис.
Следующие два дня – в новом городе. Такое «передвижничество» - хорошая школа для музыкантов. Представители разных джазовых направлений, они как минимум талантливы, как максимум – известны. Объездив 7 городов, «Джазовая провинция» завершит свое путешествие 5 ноября в Туле. А публика, интересующаяся джазом, обязательно будет ждать новой встречи - новой осенью, в новом году.
Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru