Счастливый тринадцатый
«Джазовая провинция» - передвижной фестиваль – существует уже 13 лет. В этом году в его программу включили Орел, Курск, Белгород, Старый Оскол, Воронеж, Липецк. Мероприятие посвятили столетию со дня рождения легендарного американского вибрафониста Лайонела Хэмптона. Лайонел Хэмптон – известный виртуоз ударных инструментов – был идейным вдохновителем международного фестиваля джаза в Айдахо (США), он сыграл важную роль для продвижения российского джаза на мировую сцену. И удивительно приятно, что есть такие проекты, которые помогают на нашей, орловской, сцене видеть звезд мировой величины. В прошлом году среди приехавших музыкантов были литовские джазисты, обладатели Грэмми бразильская певица Мауша Аднет, тромбонист Джей Эшби и другие. Но и в этом году организаторы фестиваля нашли чем удивить, справедливо объявив «Джазовую провинцию» «главным музыкальным событием этой осени». Орел посетили «Виртуозы Парижа», датчане «Квартет Мэдса Кйолби», немецкий вибрафонист Фолкнер Фрай, совместный проект Бразилии и Эстонии Serdgio Bastos- Rajvo Tafenau-Band. Иностранных коллег дополнил орловский коллектив «Ритменс».
Джаз – это всегда импровизация
Импровизация – особое умение, спонтанное музицирование, которое не дано классику. Этому надо учиться, а экспромты необходимы, чтобы было интересно. Это необходимость момента, самовыражения. Это речь, произнесенная без подготовки. Так Андрей Бондарчук, участник «Виртуозов Парижа», обозначил концепцию джазовой музыки. В том, насколько музыкант прав, могли убедиться орловские слушатели. Дело в том, что немецкий вибрафонист Фолкнер Фрай (кстати, играющий на том же инструменте, что и Лайонел Хемптон) вот уже на протяжении последних 5 лет концертирует совместно с эстонцем Лембитом Саарсалу. Но эстонец приехать к нам не смог, потому что заболел. Поддержать немецкого музыканта вызвались бравые датчане под руководством известного гитариста Мэдса Кйолби. Почему бравые? Да потому что все музыканты – барабанщик Снорре Кирк, басист Мортен Анкарфельд, пианист Матиас Грув и, разумеется, сам Мэдс – молодые, удивительно энергичные и задорные – как в жизни, так и в музыкальной игре. Мэдс, кстати, стал участником фестиваля уже в восьмой раз – в прошлом году он был у нас в гостях со своими друзьями – интернациональным трио «Стекпанна».
Итак, перед нами в тот вечер выступил совершенно импровизированный ансамбль. Но качество исполнения от этого не пострадало, скорее, наоборот: это ведь джаз! Музыканты удачно дополнили друг друга. Основными мотивами и приемами настоящие джазисты владеют в совершенстве, и «сыграться» им ничего не стоит – практика совместных джем-сейшенов у них – обычное дело.
Акварелью по нотам
Вы когда-нибудь слышали «акварельный джаз»? Если вам знакомо творчество «Виртуозов Парижа» (Эрик Сампе – гитара, Андрей Бондарчук – гитара, Амори Фийяр - гитара, Феликс Сабаль-Лекко - перкуссия), коллектива из Франции, то тогда вы с уверенностью можете ответить «да». Это тонкое определение для своей музыки авторы придумали сами. «Когда-то я начинал в проекте «Триалог» вместе с Эриком Сампе, вспоминает Андрей Бондарчук. - Сначала у нас не было баса и барабанов. Это было такое безвоздушное пространство, такой «акварель-джаз», что ли. Потом программу решили разнообразить – в коллективе появился перкуссионист Феликс Сабаль-Лекко. Обычно в ансамбле присутствует флейта или саксофон. В эту поездку мы взяли еще Амори Фийяра, с которым я знаком уже очень давно. То, что мы играем сейчас, - авторская музыка, это попытка создать свой стиль. От «акварели» в джазе мы не отказались, это наши любимые тона».
Французы играли просто потрясающе! Четко, талантливо, профессионально. Перкуссионист из Камеруна обладает действительно феноменальным стилем игры на перкуссии – сочетанием фанка, афро, джаз-грува. А еще он удивительно чисто и волшебно поет - пара композиций на концерте в Орле позволила создать впечатление не только о манере игры, но и о голосе. В карьере Феликса Сабаль-Лекко – гастроли с Питером Габриелом, Полом Саймоном, Херби Хенкоком. Практически каждый участник коллектива занят чуть ли не в 8-9 проектах!
У каждого свой акцент и темперамент
В идеале, мечтает Андрей Бондарчук, ты должен играть со своим акцентом. То есть привнести в свою джазовую музыку элементы культуры, в которой ты вырос. Это все равно что говорить с акцентом, даже когда хорошо владеешь иностранным языком.
Смесь культур и менталитетов – явление в джазе привычное, ведь этот стиль носит интернациональный характер. Поэтому вряд ли многих удивил ансамбль из Эстонии и Бразилии. Да, разные темпераменты, да разные традиции, но понимание музыки как пения сердца у них похожее. В этом коллективе ведущие роли занимают саксофонист Райво Тафенау и бразильский гитарист Серхио Бастос - босса-нова в его исполнении (у Серхио очень красивый голос) приятно порадовала публику, особенно когда он предложил поиграть – быстро разучить бразильские слова и спеть хором – вместо второго голоса.
Родом из Америки, а живет в российской провинции
Это не загадка. Это положение вещей в современном джазе. Джаз привезли из Америки, но второе дыхание он получил в Европе, говорит Феликс Сабаль-Лекко. Даже сами американцы предпочитают европейскую публику. Но самая благодарная и отзывчивая аудитория слушателей все-таки обитает в российской глубинке, добавляет Андрей Бондарчук: «В провинции люди воспринимают искусство самым непосредственным образом - вы всегда видите горячую реакцию публики на то, что происходит на сцене. А в столице люди перекормлены разными стилями, в определенной мере им свойственен снобизм – оттого, что к ним всегда приезжают знаменитые музыканты. Интерес к джазовой музыке живет именно в провинции – я это точно знаю еще по тем временам, когда жил в России. Я думаю, что завоевать публику по-настоящему получается только в провинции».
В прошлом году идейный вдохновитель «Джазовой провинции» музыкант Леонид Винцкевич не был до конца уверен, сможет ли фестиваль приехать на орловскую землю снова – банально из-за отсутствия финансирования. Слава богу, нашлись спонсоры, благодаря которым музыкальное событие состоялось. Нужно стараться сделать все, чтобы фестиваль жил и дальше, говорит организатор Александр Лукинов, чтобы он не прерывался – начать потом заново будет сложно. «Джазовая провинция» должна развиваться: возможно, когда-то в Орле фестиваль будет проходить несколько дней, и участников будет еще больше.
Желаем Фестивалю успехов, а нам, слушателям, - ежегодных музыкальных джазовых событий!
Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru