В этом году список участников пополнили как местные команды, так и гости из Омска, Челябинска, а также Белоруссии, Латвии, Украины. Фестиваль из статуса межрегионального превратился в международный. Но это форма, а нам важно содержание.
Помнится, на майском фестивале, авторы роликов услышали в свой адрес больше всего критики за неоригинальность, за студенческий «междусобойчик». Было интересно взглянуть, вылечился ли фестиваль от подобных явлений.
По поводу «интересности» и оригинальности. Некоторые темы и мотивы удивительно живучи в головах юмористов: чего стоит один набивший оскомину эпизод из «Титаника», когда погружение в ледяную воду сопровождается вопросом: «Ну что, айс?» - он был в мае и вот опять ожил в октябре. Еще пример: дважды мы увидели обработки эпизодов из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» - в номинации «Музыкальный ролик». Все недоумеваю по поводу столь странного выбора: зачем делать смешным то, что уже является таковым? По-прежнему на фестивале живучи музыкальные ролики, созданные в стиле «что вижу, то пою» (когда пересказывается все то, что происходит на картинке). Честно говоря, такие материалы редко получаются удачными, они утомляют своей предсказуемостью: по знакомой картинке зритель быстро догадывается, какой текст может ее комментировать.
Современная культура смеха, в принципе, и есть игра на штампах и стереотипах. Одно и то же событие, ставшее достоянием общественности, получает множество интерпретаций: когда сборная России по футболу достойно выступила на Евро-2008, не обыграли это разве что ленивые КВН-щики. Так же происходит и в других юмористичных проектах. В ролике, замечали члены жюри - главный редактор КВН-газеты, программный директор аналогичного фестиваля в Виннице Александр Шемет и редактор сайта «КВН для ВСЕХ» Александр Никулин, - должна быть идея, нестандартный подход – именно тогда знакомый всем материал смотрится интересно, становится чем-то новым.
Кстати, надо отдать должное работе жюри по «резке» материалов: были отдельные удивительно ровные в плане юмора работы, но откровенных неудач на экране мы не увидели. Недаром из 170 присланных работ 90% не выдержали строгого отбора.
А тех, что выдержали, ожидало еще одно испытание – на фестивале подкачала техника: звук местами пропадал, помехи затрудняли восприятие и раздражали аудиторию. И все-таки свежей струе юмора удалось донестись до зрителя.
Высшую оценку получили ролики команды «Лига Порядочнейших Джентльменов» (Орел), удивившей своей оригинальной переозвучкой мультфильма «Торопыжка» (команда сделала очевидными те элементы видеоряда, которые для большинства прежде оставались незаметными), «Сборной Интернета» (ребята показали, как далеки друг от друга идеальная виртуальная реальность и несовершенная действительность). Лучший музыкальный ролик стал без преувеличения фаворитом конкурса в среде зрителей: их покорил одновременно трогательный и смешной клип на песню «Лесные пожары» - весь накал чувств и драматизм (те, кто помнит песню, поймет) передавали живые тени на белом экране – руки участников превратились в волков и лося. Вот так - просто и минималистично – команда «Моль» из Шадринска заставила старый «избитый» прием зазвучать по-новому.
Специфика фестиваля, по-моему, как раз и состоит в том, чтобы на «избитых» вещах – очевидных, до боли знакомых зрителю, - построить свой креатив. Это все равно, что для старой задачи найти новый нестандартный способ решения. Только так и можно удивить в наше время искушенного и перекормленного смехом зрителя.
Основной поставщик материала на фестиваль – по-прежнему КВН-команды. Конечно, у них есть определенные преимущества перед любителями: работы последних не проходят «обкатку» в тех или иных проектах. В то же время КВН-щики, считает жюри, грешат ленью: видеоматериал нередко получается сырым, недоработанным. Фестиваль «Бу-Га-Га» еще совсем молодой – и по собственному возрасту и по возрастным рамкам участников. Он обязательно вырастет, и его ждет хорошее будущее, уверен Александр Шмет, - ведь молодые, когда в них есть достаточно потенциала, учатся быстро.
Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru