К японской анимации в свое время прикоснулся едва ли не каждый из нас. Отчетливо помню, как завоевывали внимание и любовь массового зрителя Трансформеры, Покемоны, Сейлор Мун. Шедевры Х. Миядзаки – вообще отдельная история, его «Унесенные призраками» и «Ходячий замок» внесли в «Модное кино» на ТВ. Японский мультфильм мог обрести поклонников даже в элитарной среде – в «Закрытом показе» с А.Гордоном транслировали «Призрака в доспехах». Отношение типа «люблю/не люблю», «понимаю/не понимаю» применимо к любому виду искусства, и японская анимация здесь, конечно, не исключение. Другое дело, что аниме в общем-то превратилось в самостоятельную культуру, у которой есть свои почитатели и, если хотите, хранители. У этой культуры есть свои рамки: тенденции, каноны, жанровые разновидности и прочее. Последователи аниме-культуры нередко находят себе единомышленников и объединяются в аниме-клубы (впрочем, «законы жанра» вовсе не отменяют героев-одиночек). В Орле существует несколько подобных объединений-клубов (одиночек, понятно, никто не считал), один из которых – «С.КА.Л.А» - инициировал проведение первого орловского аниме-фестиваля. Помощь в организации феста была оказана со стороны ЗАО «Креатив Маркетинг» (рекламное агентство «Фунт изюма», свадебное агентство «Изюминка»). Фестиваль было решено провести в 2 дня: собственно «зачетной» была суббота, а в воскресенье участникам была обещана праздничная вечеринка. Заявки на участие в фестивале поступали как от орловских анимешников, так и от представителей Москвы, Брянска, Тулы.
Конкурс Караоке |
Конкурс Дефиле |
Мероприятие началось с опозданием примерно на час (то есть не в 12, как предполагалось, а в где-то ближе к 13), хотя в целом ожидание не показалось уж слишком томительным: было на что посмотреть. Во-первых, изрядное количество публики составляли собственно косплейщики: около ДКЖД тусовались персонажи известных аниме. О фестивале не было заявлено громко, поэтому пришедшие были в основном «свои» - члены клубов, их друзья. Детально рассматривать костюмы можно было прямо здесь, не дожидаясь конкурса дефиле. Кроме того, можно было преспокойно сфотографироваться с героями Наруто и др. Такое обилие костюмов, изготовленных вручную, напоминало обстановку в каком-нибудь клубе во время празднования Хеллоуин. Любопытствующего наблюдателя сразу же выдавал обычный «человеческий» наряд, скрашенный «деталью причастности» к общему действу – значком Фестиваля. Вторая вещь, занимающая внимание до начала конкурсной программы, - организованный в холле аниме-магазинчик. Опуская вопрос об уровне цен (мне просто не с чем было сравнивать), можно смело сказать об ассортименте аниме-продукциии: он был. Специальные повязки, манги, фигурки, фильмы, значки – вот далеко не полный перечень того, чем можно было пополнить свою коллекцию или положить ей начало.
Косплейщики до начала фестиваля... |
Фрагмент из косплей-сценки |
Участники и зрители, насмотревшись друг на друга, наконец, очутились в зале, где открылась конкурсная программа Фестиваля.
Один из наиболее запомнившихся мужских аниме-образов играла ведущая, которая ни разу не сбилась, произнося формы глагола от мужского лица! Впрочем, иногда она выдавала и свою женскую сущность: если возникала необходимость совершить очередное харакири, она непременно оговаривалась – «или сеппуку»:)
Настоящие японские самураи!!! |
Герои из Тсубасы |
Ритуальное самоубийство временами хотелось сделать не только ведущей, но и зрителю. Происходящее на сцене вызывало стойкое недоумение. И не столько потому, что герои и вещи, сопровождающие аниме-персонажи, которые «обыгрывались» конкурсантами, не всегда угадывались, сколько потому, что на сцене творилась «непереводимая игра» слов, жестов, движений, общения… Кажется, даже в среде анимешников не все понимали, что к чему. Одним словом, сценки, разыгрываемые на воображаемых подмостках, местами напоминали не то затянувшуюся репетицию, где каждый сочиняет на ходу и по большей части импровизирует, не то мероприятия в духе студенческого капустника – когда смешно и понятно в основном тем, кто сочинял. Целостного впечатления от выступлений не осталось – и оттого, что сыграны они были неважно, и оттого, что вперемешку шли и караоке, и клипы, и косплей-сценки. Неплохое впечатление оставил конкурс клипов. Хотя смысл соревновательной основы здесь мне не совсем ясен: положить кусок мультфильма на динамичную музыку из репертуара, скажем, «Арии», Эванесенс и др. по сути не является творчеством, которое можно было бы серьезно оценить. Впрочем, значение конкурса клипов для «непосвященной аудитории» сложно переоценить: это настоящий культпросвет (я даже прониклась легендарной «Тетрадью Смерти» :)).
Персонажи легендарного мультсериала "Сейлор Мун" |
В «маленьких» перерывах – по 30-40 минут – можно было сфотографироваться с косплейщиками. А они, в свою очередь, шли фотографировать орла на Привокзальной площади. Случайные прохожие не упускали уникальной возможности сделать отличные снимки легендарной птицы с аниме-персонажами.
Зрителю было дано проявить свою активность – проголосовать за клип и произведение фан-арта, выбрать понравившийся рисунок дружным и громким «Ня!» или узнать персонажа, показанного добровольцами на сцене.
Произведения фан-арт |
Участники рисуют себе подобных персонажей |
Магазины «Окинава» и «Реанимедия» щедро одаривали конкурсантов аниме-продукцией. Проигравших не было, а в некоторых конкурсах - в караоке и косплей-сценках - из-за небольшого состава участников победителями были признаны абсолютно все.
Погрешностей и недочетов в организации Фестиваля хватало. Даже неискушенный зритель ощущал многочисленные недоработки как собственно материала, так и способа его подачи. Впрочем, попробовать стоило: теперь, по крайней мере, известно, как не надо было делать и на что необходимо обращать внимание в первую очередь. Организаторам хочется пожелать продуктивного освоения полученного опыта и удачи при проведении следующего фестиваля аниме.
Во время перерывов удалось пообщаться с некоторыми участниками фестиваля. Они поделились своими размышлениями по поводу увлечения японской культуры современной русской молодежью
- Что вас сюда привело?
- Прежде всего, любовь к японской анимации. Я увлекаюсь аниме с 3-х лет, первым мультсериалом этого жанра, который я посмотрела, были «Трансформеры» - их видела вся страна! Знаю, что идея проведения Аниме-фестиваля в Орле пришла из Питера, где подобные фестивали проходят давно, масштаб там, правда, другой – приезжают даже участники из Японии. Но, как видите, и у нас в Орле много людей, которым интересно аниме. И возраст увлеченных – вообще беспредельный. Когда мы были в Питере, заметили, что японскую анимацию там ценят серьезные взрослые товарищи.
- Можете ли вы назвать аниме стилем вашей жизни?
- Нет, можно сказать, что это хобби. Это соответствие твоему внутреннему содержанию, иными словами, это то, что тебе подходит. Например, при выборе костюма к фестивалю я ориентировалась на то, подходит ли мне содержание того или иного героя сериала. Ведь просто надеть и носить чужой костюм неинтересно. У меня пока только один аниме-образ, но когда создаешь его собственными руками, понимаешь - это затягивает, я уже строю планы на будущее:)
- Чей образ вы воплощаете на фестивале?
- Героини из сериала «Лавли-Комплекс». Это драма про школьную жизнь: все, кто помнит, как влюблялся в школе, его смотрит:).
- А что сейчас популярно, модно в среде анимешников?
Пожалуй, самое модное аниме – «Death Note» - «Тетрадь Смерти». А так каждый любит свои жанры. Я люблю смотреть драмы, мелодрамы, комедии. Для меня общие каноны не приемлемы. И так скажет каждый анимешник. На фестивале я решила участвовать в конкурсе костюма и караоке. В фан-арте себя не пробовала: этот конкурс посвящен конкретной манге, конкретному аниме, я же приветствую ориджнл-арт.
Нашу собеседницу сопровождал молодой человек, также выразивший свое мнение относительно аниме:
- Сам я увлекаюсь славянской реконструкцией, интересы моей девушки поддерживаю. Эта культура и мне интересна, но не настолько, чтобы по ней загоняться.
Мнение девушки-владелицы магазина аниме «Окинава» в Туле.
- Мое увлечение аниме подкрепляется тем, что у меня есть собственный магазин в Туле, а еще я являюсь одним из организаторов Тульского аниме-фестиваля, которому в ноябре будет 2 года. Мы планируем сделать это мероприятие по-настоящему масштабным: представим искусство оригами, выставку хенд-мейд, продемонстрируем интересное оформление зала. Часто бывает так, что люди не могут понять, почему мы любим аниме. Люди думают, что мы на этом помешаны, что герои аниме заменяют нам, например, реальных девушек, парней… Человеку, не увлеченному японской анимацией, сложно передать, что именно нам в ней может нравится. Это ведь не просто мультики, аниме – зыбкая вещь, это своеобразная культура. В Туле движение аниме достаточно сильное, я сама увлекаюсь этим 12 лет. У нас есть специальные клубы, например, «Капай» (в переводе с японского «до дна» - что-то вроде тоста), хватает и разрозненных компаний – по 2-3 человека. Много анимешников в Питере, Москве, но центром этого движения по-прежнему признается Воронеж.
- Что больше всего любит смотреть современный аниме-зритель?
С появлением Интернета все дико упростилось. Современный анимешник в принципе может скачать все, что угодно. Я помню времена – мне тогда было 12 лет, - когда мы собирали аниме по крупицам, по 1-2 диска, радовались каждому новому фильму. Сейчас буквально каждые полгода обновляется то, что показывают в Японии. Для российского потребителя в Интернет выкладывают японский материал с разницей в 1-2 дня. Тут же делают субтитры, и можно скачивать. Кстати, я смотрю аниме с субтитрами уже лет 6-7 и точно знаю, что так можно достаточно быстро освоить японский язык, автоматически запоминая наиболее употребительные выражения. В среде анимешников практикуется употребление некоторых японских слов в своей речи.
Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru