Каждый из нас, почуяв какой – то недуг, хочет быстрей избавиться от своей болезни. И, конечно, лучше бы это сделать без процедур, приема таблеток, уколов и, уж тем более, без операций. Наверняка, в таком случае не может не привлечь надпись «Лечу от всего». Правда, многообещающе? Не доктор, а просто волшебная палочка!
И вот возле его кабинета выстраивается длинная очередь. Тут и бизнесмен, и налоговый инспектор, и журналистка, и профессор, и многие другие. Они давно записались на прием, и с нетерпением ждут, когда же врач вылечит их больные почки, сердце и т.д. А его, как на зло, все нет и нет.
Так начинается спектакль «Одиннадцатая заповедь» (премьера сезона в театре «Русский стиль») по пьесе А.Мардань. И что же дальше? Фактически, ничего не происходит. Люди все так же стоят в очереди, лишь постепенно появляются все новые и новые персонажи. Но здесь дело не в действии, а в характерах персонажей. Каждый из них представляет определенный человеческий тип. Высокопоставленный чиновник, который, заходя в помещение, говорит окружающим «Вставать не надо»; профессор, преподававший в советское время атеизм, теперь цитирующий Библию и читающий лекции по истории религии; сидящий в сторонке и углубившийся в чтение своих документов налоговый инспектор. Их мы видим не только в этой очереди, а каждый день на улице, работе, в транспорте и т.д. Все они узнаваемы.
И хотя это люди разных профессий, социальных слоев и т.д., есть то, что их объединяет: они забыли о духовных ценностях, их ничем не проймешь. Не случайно на стене больницы висит изображение Понтия Пилата. Он несет с собой какую-то истину. Это словно напоминает героям, что Бог есть. Что, кроме материальных благ, есть нечто другое. Но они не видят, вернее, не хотят видеть этого.
Для того, чтобы добраться до человеческой души, необходимо, чтобы что-то произошло. И это происходит. Одному из ожидающих пациентов неожиданно становится плохо. Его спасает маляр, делающий ремонт в больнице. И вдруг все узнают, что он вовсе не маляр, а врач, которому пришлось бежать из Чечни. По профессии он работать не может, т.к. у него отняли документы.
Все вмиг забыли о докторе, которого ждали, и, окружив маляра, стали наперебой просить исцелить их от болезней. Вот тут и настает кульминационный момент спектакля. Маляр произносит речь, в которой советует пациентам просто прийти домой и поплакать, чтобы со слезами ушло их зло. «Вы гневом больны»,- обращается он к ним.
И мы ждем, что они услышат его, исправятся, что их души наполнятся чем-то светлым. Но…Им не надо этого. Истина прозвучала, но они ее не услышали. А точнее услышали, но не захотели принять. В этих людях не поменялось ничего.
Елена Джумар