Чем круче внедорожник, тем дальше идти за трактором…
Джиперская мудрость.
Все началось с того, что рано утром 23 февраля пошел дождь. Погода располагала к бездорожью, поэтому соревнования обещали быть интересными…
Торжественное открытие состоялось возле сквера Танкистов, в присутствии первых лиц города и области. Егор Семенович Строев лично пожелал участникам успехов и скомандовал «По машинам!».
Организаторами данного мероприятия выступили: Региональная общественная организация «Федерация автоспорта» (Клуб любителей полноприводных автомобилей «Орлы бездорожья»), при поддержке Департамента социальной политики Орловской области, управления образования и молодежной политики, Орловского регионального отделения Партии "Единая Россия".
Помимо орловских участников, трассы «Снежного марша» покоряли и гости из Курска.
Сами соревнования проводились в восьми километрах от города на двух трассах: «Стандарт» и
«Спорт». На них выступали разные по техническим характеристикам и уровню подготовки к бездорожью автомобили.
Трасса «Стандарт» представляла собой «кольцо», длиной примерно в один километр, на относительно ровной площадке. Участники соревнований на этой трассе стартуют рядом одновременно, проезжают два круга, затем меняются местами и делают еще два круга, потом победители первого этапа соревнуются между собой – и так до финала.
Трасса «Спорт» - сплошь «тяжелое бездорожье». На определенном участке местности разбросаны 50 контрольных точек, это чаще всего, таблички с цифрами, прикрепленные на деревьях или других крупных предметах. Эти точки необходимо найти с помощью системы навигации GPS, подогнать машину как можно ближе к номеру и сфотографироваться на цифровой фотоаппарат, одной рукой касаясь таблички, а другой – автомобиля. Побеждает тот экипаж, который до объявленного финиша (в нашем случае это 16.00 того же дня) соберет больше точек. При их равном количестве учитывается скорость. Понятно, что далеко не все точки расположены в легкодоступных местах трассы…
А еще понятно, что трасса «Спорт» гораздо зрелищнее и опаснее, особенно если смотреть изнутри автомобиля… Так вот, часть такой трассы мне посчастливилось пройти вместе с экипажем №30 на Jeep Cherokee Sport. Команда этой «боевой» машины состоит из водителя, одного из лучших «Орлов бездорожья» Евгения Бомбело, штурмана Александра Носачева и механика Сергея Дорофеева.
Учитывая опыт, уровень подготовки водителя и слаженность команды мы с этим экипажем должны были пройти не «часть», а практически всю трассу – собрать почти все точки. Но в этом виде спорта, как и в других, большую роль играет удача, а она в тот день была почему-то капризна: еще по дороге из города в автомобиле обнаружились неполадки. На соревнования после некоторого ремонта машина все же вышла.
И началось. Я, конечно, представляла себе, что российское бездорожье самое бездорожное бездорожье в мире, но чтобы так… Автомобиль карабкался на почти отвесные склоны,
скатывался в глубокие низины, разворачивался на льду (а Jeep Cherokee Sport весит 1600 килограммов), замирал на откосах под углом 45 градусов (а то и больше), не говоря уже о проходимости в глубоком снегу, вскоре беспощадно изрытом шинами. В тех случаях, когда «своим ходом» к контрольной точке подъехать невозможно, машину подтаскивают на лебедке (у джиперов это называется «лебедить лебеду»). При этом, если опорной точкой оказывается дерево, то обязательно используется специальный ремень, чтобы не повредить кору.
Один раз на вершине очередного бугра джип застрял. Из багажника моментально были извлечены лопаты – пятнадцать минут активного физического труда всего экипажа где-то под колесами – и машина снова на трассе. «Как покопаешь, так и поедешь», - невозмутимо-философски произнес пилот Евгений Бомбело.
О невозмутимости и спокойствии водителя следует сказать отдельно. В самых критических ситуациях его эмоции выдавали только сурово сдвинутые брови, и лишь иногда – негромкий, интеллигентный мат. Водительское же мастерство пилота вызывает только восхищения: он и машина – одно целое. И дело даже не в том, чтобы проехать там, где проехать невозможно (хотя и такое бывает), а в том, чтобы на данном участке найти такой маршрут, такую, если
хотите, лазейку, которая позволит выехать быстро, эффектно и без потерь. «Трофи-рейд не шахматы – тут думать надо…» - еще одна джиперская мудрость от Евгения Бомбело.
Здесь, конечно, не обойтись без водительского чутья и без штурмана. Штурманские обязанности во внедорожном спорте подразумевают большую живость и резвость. Он должен не просто, сверяясь по карте, подсказывать водителю направление до контрольной точки («Налево!», «Направо!», «Куда прешь?!!»), но и на опасных участках выходить (почти всегда, впрочем, выбегать) из машины, по колено в снегу, в грязи, в воде сантиметр за сантиметром искать выезд, чтобы машина не застряла, не провалилась, не уплыла. Ну, а при необходимости – толкать, копать, «лебедить»… Фотографируется, раскинув руки, у контрольной точки тоже чаще всего он. Все это штурман экипажа под номером 30 Александр Носачев проделывал виртуозно, героически и с редкой, бесценной для его должности, самоотдачей.
Гонки на внедорожниках – это командный вид спорта. По пути от одной точки к другой экипаж №30 увидел разбитую, наполовину провалившуюся «Ниву»-участницу соревнований. И пилот Евгений Бомбело принимает решение помочь – джип вытягивает пострадавшую машину. Для людей, увлекающихся гонками на внедорожниках – это естественное поведение, часть неписанного мужского кодекса чести.
Экипаж Jeep Cherokee Sport довольно быстро успел собрать половину контрольных точек, а потом случилось печальное: автомобиль решительно отказался штурмовать еще одну высоту до новой точки. Снова поломка. Снова ремонт. И машина опять на трассе. Но раз уж день не задался… Через некоторое время джип провалился в яму, в салон стала заливаться вода, «полетела» передняя крестовина. С помощью лебедки
автомобиль скоро вытянули, но все равно пришлось возвращаться на старт. В общей сложности экипаж №30 собрал 28 точек.
«На самом деле, поломки в нашем виде спорта – не редкость, а закономерность, - рассказывает Евгений Бомбело. – Конечно, с опытом участия в соревнованиях их становится меньше, но, тем не менее, почти каждый раз что-то ломается или разбивается. Поэтому тем, кто собирается заниматься гонками на внедородниках, я советую, прежде всего, хорошо подумать: а надо ли. Тем более, что это довольно опасный и недешевый вид спорта».
На мой вопрос: «А тогда, собственно, зачем?», он ответил: «Это трудно сформулировать. Внедорожный спорт просто доставляет огромное удовольствие – это адреналин, в первую очередь. К тому же очень важно покорить, преодолеть бездорожье – это ни с чем несравнимое чувство. Но гораздо значимее – преодоление себя самого. В этом виде спорта нужна не столько физическая сила, сколько сила духа. Каждое новое, более сложное соревнование – это очередная ступенька на пути ее укрепления».
Вот такая мужская, почти самурайская философия…
«На мой взгляд, сегодняшние соревнования удались на славу! – подводит итоги президент клуба «Орлы бездорожья» Дмитрий Тенетилов. – В целом на спортивной трассе было много поломок, несколько сходов. Это говорит о том, что трасса была сложная и интересная».
Тем ценнее победа! Все заслуженные награды нашли своих героев! Вот список победителей (по данным официального сайта «Орлов бездорожья» www.4x4orel.ru ):
Результат СПОРТ
№ |
Пилот/штурман/ механик |
Авто |
Город |
Кол-во точек |
Время |
Место |
23 |
Кузнецов Сергей / Кузнецов Иван / Бышкин Сергей |
УАЗ 315143 |
Курск |
49 |
14.55 |
1 |
05 |
Буловин Евгений/ |
Тойота Лэнд Круизер |
Орел |
45 |
15.47 |
2 |
22 |
Доценко Сергей/ Иванов Алексей |
УАЗ 315195 |
Орел |
40 |
15.32 |
3 |
Результат СТАНДАРТ
№ |
Пилот/штурман |
Авто |
Город |
Время |
Место |
12 |
Коротков Андрей / Смирнов Максим/ Давыдов Евгений |
Тойота 4 Runner |
Орел |
08.29 |
1 |
14 |
Смирнов Николай / Акимкин Александр |
ВАЗ 2121 |
Орел |
08.46 |
2 |
35 |
Костиков Андрей |
Нива |
Орел |
09.36 |
3 |
Но, по-моему, победителями можно считать всех, кто в тот день вышел на трассу и решился покорить российское бездорожье.
Впереди – этапы Кубка Черноземья. Остается пожелать спортсменам удачи и проходимых трасс!
Zhurnalist