Росто
27 января 2021 в 17:47 1772 0
Культура

Варвара Темниченко: «Вдохновляют камни и уральские сказы»

Сегодня, 27 января, 142 года со дня рождения Павла Петровича Бажова, автора уральских сказов. В прошлом году орловчанка побывала на родине писателя-фольклориста, чтобы собрать материал для будущей дипломной работы – иллюстраций к «Малахитовой шкатулке».

Фото: Иллюстрация В. Темниченко

Казалось, это интервью, словно камушек в недрах земли, затерялось с августа, забылось. Ан нет, оказалось, до сроку схоронилось, не дали добрые люди добру пропасть. Это сигнал из Сысерти – не забывать о хорошем и читателю поведать. Много ли поводов для радости? А вот пущай ещё один будет.

Моя собеседница – Варвара Темниченко, студентка выпускного курса Художественно-графического института ОГУ им. И.С. Тургенева. В Орле проживает с 2014-го, родом из Днепропетровска. Получает специальность художника-графика, по отношению к профессии очень серьёзна, в общении легка и приятна, глубокая и светлая собеседница. Говорили мы с ней о мастерстве иллюстратора и о её поездке в Сысерть.

- Отчего ты решилась поехать летом на Урал?

В.Т.: Об Урале я не знала ничего, кроме материалов из сказов того же Бажова. Но появилась возможность увидеть всё собственными глазами. Погрузиться в атмосферу, в которой были созданы сказы. Пусть и не в первозданном виде сохранились те края, но за 150 лет природа ведь не изменилась.

- Места оказались такими, какими ты их себе представляла?

В.Т.: Даже лучше!

- Отправила себя, в общем, в командировку?

В.Т.: Это не командировка. У нас в вузе нет в регламенте подготовки к диплому чего-то подобного. Это плюс к моей работе. Я с удовольствием объехала бы всю Россию!

- Когда ты поняла, что тянет рисовать?

В.Т.: Мама говорила, что я художник с полутора лет. Все дети рисовали каракули, а я – так, что уже угадывались какие-то образы, что-то похожее на людей и животных. Я трижды меняла место жительства, и, конечно, рисунки те не сохранились.

- Какая у тебя специальность?

В.Т.: Занимаюсь станковой графикой. То есть я буду художник-станковист. Юлия Михайловна Тютюнова – мой дипломный руководитель.

- Планируешь иллюстрировать книги?

В.Т.: Это моё решение – быть иллюстратором. Спасибо родителям – поддержали. Книги – мои друзья. Я в с детства засыпала в обнимку с книгами, у нас всегда была библиотека. Появилось желание объединить любовь к книгам и тягу к рисованию.

- А кто из признанных коллег по цеху тебе особенно интересен?

В.Т.: Мне нравится Игорь Олейников. Он получил золотую медаль им. Г.Х. Андерсена в области книжной иллюстрации – это престижная международная премия. Независимо от профессии, от того, берёт ли человек в руки книги или нет, я советую – посмотрите его иллюстрации. Ещё Павел Татарников – белорусский мастер, у него совершенно потрясающее чувство книги, чувство листа. Он мастер акварели, волшебно соединяет это с текстом. У него тоже есть премия в области книжной графики.

- Что такое почувствовать книгу?

В.Т.: Это возможность показать в композициях суть текста. Пусть это будет не прямая иллюстрация. Нужно понять, что привело героя к тому или иному состоянию, почувствовать настроение изображаемого события, услышать музыку текста, его ритмику и изобразить всё это через пластику. И не потерять при этом себя.

- Сложно остаться собой, следуя за чужим текстом?

В.Т.: Тут я вспоминаю объединение художников «Мир искусства». Они заложили фундамент достижения для графики 30-х и 60-х годов и вообще советской книжной графики. Александр Бенуа, создатель объединения, говорил, что художник не должен забывать, что он иллюстратор, он всё-таки идёт за текстом, уважение к тексту должно быть. У иллюстратора вторичная роль, но от этого она не становится менее значимой.

- Нет ли потери самостоятельности в этом избранном пути?

В.Т.: Сложный вопрос. Что значит –художник ищет подсказок у автора текста? Но ведь нет ничего нового под солнцем. Человек не может создавать исключительно изнутри себя. Он продукт общества, среды, цивилизации. Мы получаем информацию и перерабатываем её в что-то своё. Когда иллюстратор не создаёт своё – он буквально следует тексту. Хороший иллюстратор всегда ищет идеи и в окружающей среде, и внутри себя. Хорошая книга не может быть исключительно продуктом следования автору. Это обязательно и информация извне, и изнутри тебя.

- «Малахитовая шкатулка» повела тебя на Урал. Чем привлекала эта книга?

В.Т.: Одно время, в школьные годы, она была моей настольной книгой, для чтения перед сном. Не помню, как и когда у нас она появилась. Папа по образованию инженер-гидрогеолог. Но не практикующий. Может, какая-то генетическая память во мне проснулась… Но меня с детства завораживали камни – их орнамент, жизнь, истории… Привезла кусочек агата с Урала – перед ним можно сидеть часами рассматривая. Камни, только извлечённые из земли, не привлекательные: их нужно обработать, ошлифовать, отполировать, отпилить… Я в Сысерти общалась с геологом-ювелиром. Он выезжает на месторождения и собирает камни. У него есть своя лавка – я там просидела добрую часть времени своей поездки – рисовала гуашью эти камни в витрине… Это состояние сложно передать… Смотришь на камень – а видишь закатное солнце… Ты видишь природу, но только извлечённую из-под земли.

- Что было в твоей рабочей экспедиции, как проходил день?

В.Т.: Вся моя работа там – это собирание вспомогательного материала к иллюстрациям к сказам Бажова. Каждый день я шла рисовать. Несколько дней выделила для музеев. Идёшь куда ноги несут. Сысерть – родина Бажова, много значимых мест связано с его именем. В окрестностях есть парк «Бажовские места», и я думала, схожу туда пару раз, а посещала каждый день. Интересное там место – озеро Тальков камень, бывший карьер по добыче талька. Воды затопили – получилось озеро глубиной почти 60 метров, и всё было вырублено руками в XIX веке. Склоны поросшие давно.

Смотрим вместе наброски. Удивляюсь цветам – говорю Варе про это.

В.Т.: У меня были большие проблемы с зелёным – начинаю рисовать, понимаю, что это не тот цвет, который видел глаз. Руке очень сложно перестроиться. Чтобы показать сущность и характер места, нужно выработать манеру именно для этого места. Это вообще проблема для художников, ведь привыкаешь к определённому пейзажу, потом попадаешь в незнакомое окружение и не знаешь, как его рисовать. Там, на Урале, правда нужно пожить. За десять дней всё ухватить сложно.

- Нужно обнуляться, что ли?

В.Т.: Да! А это сложно – начинать с нуля. Сопротивление идёт внутри тебя колоссальное.

- Зато можно узнать, на что ты ещё способен?

В.Т.: Безусловно!

- Знаю, что тебе помогала в Сысерти наша общая знакомая, бывшая сотрудница орловских музеев Марина Алексеева.

В.Т.: Марина давно организовывала встречи художников со студентами. Мне пришла в голову мысль к ней поехать. Хотелось остановиться у знакомого человека. И… я набралась наглости… И спросила, у кого можно снять квартиру. Марина – мой ангел Екатеринбурга.

- Сколько наработок ты привезла и как с ними управиться думаешь?

В.Т.: Папку целую. Будут ещё зарисовки с людей, поиски внешнего облика героев, композиции, композиции на листе, способов объединения текста. Из поездки я постаралась взять сколько можно. Будут ещё поиски фактологического материала – как выглядели рабочие, как одевались люди, какими были тогда здания…

- Может, ты нарисуешь сказы по-новому, так чтобы их в книге переиздать?

В.Т.: Не знаю, я об этом не думала. Зависит от того, какой будет результат. Может быть хорошая подготовительная работа, а итоговое произведение не понравится. Потом, когда я уже буду работать, на жизнь зарабатывать самостоятельно, мне надо будет искать применение навыкам… Будет заказчик, не факт, что его ожидания совпадут с моими. А пока решила – гуляй, душа, твори, как хочется.

- Молодец. Возможно, ты как иллюстратор первой протянешь руку ребёнку, только готовящемуся открыть для себя мир чтения.

***

Интервью мы записали в августе 2020 года. Теперь работа Варвары значительно продвинулась.

Беседовала Ирина Крахмалева


Источник: ИА «Инфо-Сити» (InfoOrel.ru)
© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Афина

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться