25 марта 2025 в 17:25 10505 1
Общество

В Роскачестве рассказали о влиянии штрафов на текучесть персонала

Компании, которые используют штрафы для сотрудников в качестве дисциплинарной меры, чаще сталкиваются с текучестью кадров. Такие меры снижают мотивацию персонала и повышают уровень негатива в коллективе.

Фото: InfoOrel.ru

Согласно трудовому кодексу, штрафовать сотрудников за нарушения незаконно. В качестве дисциплинарного взыскания работодатель может сделать замечание, выговор, а в крайнем случае — уволить.

При этом если часть дохода сотрудника состоит из премии или другой переменной части оклада, то ее могут не выплатить в связи с невыполнением задачи, за которую она должна была быть выплачена. Это не будет противоречить законодательству, так как такие выплаты работодатель устанавливает на свое усмотрение.

Наблюдения Роскачества и Beyond Taylor показывают, что применение штрафов для сотрудников — это неэффективный инструмент управления, который не решает проблемы, а лишь маскирует их. Принципы клиентократии как альтернативной модели управления целом строго запрещают применять такие меры, чтобы избежать ухудшения общей атмосферы в коллективе и, как следствие, повышения текучести кадров.

«Штрафы создают атмосферу недоверия в команде, так как сотрудники могут считать обвинения несправедливыми, что приводит к ухудшению морального климата в коллективе. В дальнейшем пострадавшие от штрафов сотрудники могут начать действовать против компании из чувства мести, например, фальсифицируя данные или ухудшая результаты работы. В конечном итоге это негативно скажется на имидже компании как для потенциальных сотрудников, так и для клиентов», — считает Александр Башков.

По словам специалиста, из-за штрафов сотрудники не чувствуют, что их усилия ценятся. Систематическое применение штрафов ведёт к большему числу увольнений, так как работники ищут более комфортные условия труда, чтобы защитить себя несправедливости.

При этом штрафы не устраняют коренные причины проблем, а лишь создают видимость управленческой деятельности, что может усугубить ситуацию и препятствовать реальному улучшению.

«Лично знаю пример компании, где очень любили штрафы. В ней была огромная текучка кадров, причем уходили не только оштрафованные сотрудники, но и те, кто просто наблюдал — они понимали, что рано или поздно и их коснется эта участь. Да, руководитель преподносил штрафы как наказание за невыполнение обязанностей, при этом не сильно углублялся в разбирательства, почему же произошла та или иная ситуация. Не стремился исправить причины и не допускать их в дальнейшем, а считал, что наказание рублем сыграет большую роль. В итоге сотрудники боялись сделать что-то не по инструкции или регламенту, чтобы не быть оштрафованными. Поэтому часто задерживались выполнения заказов, от чего в конечном итоге страдал клиент», — объяснил специалист.

Отсутствие конструктивной обратной связи из-за применения штрафов мешает выявлять и решать реальные проблемы в процессах компании, добавил Александр Башков.

«Вместо штрафов мы рекомендуем подход к системным разборам ошибок по принципу "чёрного ящика" в авиационной отрасли (там, если вдруг что-то случается, то пилота уже не оштрафуешь, можно лишь делать выводы) и последующей доработке системы, чтобы таких ошибок больше не допускать. В такой конфигурации команда не боится ошибаться и не боится брать на себя ответственность за результат», — заключил он.


Источник: Роскачество
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


  • djent
    Штрафы действительно могут создавать атмосферу страха и недовольства среди сотрудников. Вместо того чтобы решать проблемы, они только усугубляют их. К тому же, когда сотрудник чувствует себя наказанным без понимания причин, это может привести к дальнейшей текучести и даже саботажу. Лучше использовать конструктивную обратную связь и работать над улучшением процессов, чем полагаться на штрафы.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться