4 июня 2010 в 12:49 1363 14
Культура

В Орле открылся Первый Международный Фестиваль камерных и моноспектаклей "LUDI"

3 июня в Орле состоялось открытие Первого Международного Фестиваля камерных и моноспектаклей "LUDI". Первый фестивальный спектакль, сыгранный на сцене театра "Свободное пространство", - "Шинель" по повести Н.В. Гоголя.

Вечерней церемонии  прилюдного  открытия фестиваля «Игра» (именно так с  латинского переводится название данного театрального  события  в Орле)  предшествовала небольшая  пресс-конференция членов жюри   фестиваля  с  журналистами  города.

Среди  успевших на встречу представителей судейской комиссии  были: 
Нина  Мазур – вице-президент Международного  Форума  Тетра одного актера  (МИТ, ЮНЕСКО), художественный  руководитель Международного театрального фестиваля  «Театрион»  (Германия, Ганновер);
Анджелина Рошка -  председатель  секции  критиков  союза театральных   деятелей  Молдовы;
Александр Иняхин -  театральный критик, обозреватель журнала «Страстной бульвар, 10», г. Москва.

Напомним, что в число жюри фестиваля также входят:
Мария Танана  - театровед, преподаватель  Вильнюсской коллегии, директор   международного  фестиваля моноспектаклей «Отражение», Литва;
Александр Александровия  Бармак   - заслуженный деятель театральных  искусств РФ, профессор кафедры  музыкального театра Российской Академии  Театрального  искусства (Москва);
Федор Яковлевич Чеханков  -  председатель  жюри фестиваля  Первого  Международного Фестиваля камерных и моноспектаклей "LUDI", народный артист  РФ,  актер  Центрального  Академического Театра  Российской Армии. 

Нина Мазур: «Между театром Восточной и Западной Европы существует огромная разница. Театр Западной Европы -  стремление  к поиску  новых  форм с  вытекающим отсюда жертвованием смысла.  Театры Восточной Европы -  прежде всего, развитие  вглубь, наша любовь  к вербальным  спектаклям непонятна на Западе. Они чувствуют и думают по-другому.  Представленные в  программе фестиваля «LUDI»  моноспектакли ставят перед  собой  одну цель – анализ  человеческой души, а не развлечение пришедшего зрителя».

Анализ человеческой души в интерпретации Бориса Морозова (спектакль «Шинель» по повести Н.В. Гоголя) мы увидели вчера на сцене театра «Свободное пространство». Как заметил сам режиссер, отнести его пьесу к моноспекталю можно условно: ведь на сцене,  без малого, одиннадцать человек и каждый из них – характер. В то же время центр режиссерского и зрительского внимания сосредоточен на фигуре Акакия Акакиевича Башмачкина (народный артист России Федор Чеханков). Нет смысла пересказывать сюжет гоголевской пьесы, с которой нас знакомят еще в школе. Вы можете прочувствовать те самые пресловутые «актуальность и вечность темы», которые так любят в школьных сочинениях. С одной стороны, художественный вымысел. С другой – жизнь, которая вся теперь другая, но в то же время не изменилась за 200 лет…  «Маленький человек» в русской классике – это тоже из школы. На сцене же выпукло выступает сострадание – и писателя, и режиссера, и актера – к Человеку.

В спектакле использованы аллюзии из других произведений Гоголя. Так, в самом начале зритель оказывается на Невском проспекте, откуда попадает в чиновничий департамент, где служит Акакий Акакиевич. Когда Башмачкин осчастливлен приобретением «подруги», новой шинели, на сцену врывается римский карнавал. Это - олицетворение веселости Акакия Акакиевича, его праздничной радости, приподнятости его духа, эмоциональной оживленности.

В рассказчика попеременно воплощаются то сам Башмачкин, то остальные персонажи (на сцене играет удивительнный актерский ансамбль - все роли испоняют мужчины). В результате получается пространная характеристика – и портрета, и внутренней жизни.  При этом режиссером придумана умелая игра: то мы слышим индивидуальные интонации того или иного героя, то вдруг они сливаются в хор; то слова слышатся четко, в глухой пустоте, то раздаются эхом, нарастают, эмоционально угнетают и бросаются с высоты. Особенно блистательно в данном контексте  сыграна сцена приема Башмачкина у «Значительного лица». Голос последнего, срывающийся на крик и доносящийся угрожающим эхом, бросает слова, которые «тяжелым грузом» ложатся на плечи «маленького человека».

Все помнят финал гоголевской «Шинели». Акакий Акакиевич, после того, как его «распекли», заболевает и умирает. В Петербурге же обнаруживается призрак, который бродит ночами и ищет «свою шинель», а потом и вовсе снимает шинель с плеч «Значительного лица».

Однако, у спектакля есть и послесловие. Федор Чеханков берется за книгу и прочитывает финал повести «Невский проспект»: «Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот  Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на  него
и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и
блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях
и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать  все  не  в
настоящем виде».  

Постановку украшает музыка классика ХХ столетия – гениального композитора Альфреда Шнитке, замечательная сценография - выдержанные серо-голубые тона.

Спектакль «Шинель» был поставлен Театром Российской Армии в год празднования 200-летия со дня рождения классика, Н.В. Гоголя, и был посвящен 70-летию Федора Чеханкова (он служит в названном театре всю жизнь). Он был создан для актера, которому так милы «сентиментальные истории» и «драматические роли». И вопрос из монолога Башмачкина «За что вы меня обижаете?» актер задает особенно пронзительно, как бы от своего имени, и звучит этот вопрос рефреном, обращаясь то к сослуживцам, то к полицейским в участке, то к зрителю, то к самой жизни…

По окончании спектакля исполнитель его главной роли Федор Яковлевич Чеханков остался на сцене. Чтобы поговорить с орловцами… об Орле, о родине своего детства, о том «пятачке», где он рос и знакомился с профессией своей мамы, также актрисы (в 7 лет Федор Яковлевич играл Сережу Каренина в спектакле по книге Л.Н. Толстого). Поблагодарить Чехонкова и  поздравить его с таким необычным возвращением в Орел вышли учащиеся параллельного класса школы № 26, которую когда-то заканчивал артист. Возвращение в прошлое получилось теплым и трогательным, и ничего, что оно происходило на глазах совершенно незнакомых людей, зрителей. Игра и жизнь актера ведь всегда на виду, и стесняться своих эмоций он не привык.  

P.S. Первый Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» продлится до 9 июня включительно. Орловский зритель познакомится с творчеством Московского академического театра сатиры, Государственного академического театра им. Вахтангова, Санкт-Петербургского государственного пушкинского театрального центра и его театра-студии, Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство», Пензенского областного драматического театров, коллективов из Нижнего Новгорода, Вологды, Могилевского областного драматического театра и «Театра 19» (Харьков).

Ирина Крахмалева, Оксана Полуничева,

www.infoorel.ru

фото авторов


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


  • Hell
    Надо будет сходить, если ещё не поздно. Только вы определитесь, ЧехАнков он или ЧехОнков. Я б обиделась, если бы мою фамилию писали черт-те как.
    1
  • Glimmer
    Антоша Чехонте
    1
  • Hell
    Glimmer, какие обширные познания:)
    1
  • doctor
    Девушки, спасибо за репортаж. То, что вы написали о спектакле, очень созвучно моим ощущениям и впечатлениям.
  • vasilina
    Хотела сходить на "Люпофь" а билетов уже давно нет...
    1
  • greenka
    пойду сегодня на Антропос. тогда, наверное, напишу коротенько о впечатлениях)
    1
  • doctor
    vasilina, это который на закрытие? Театр сатиры? Ищите распространителей. Могли остаться у них. Сегодня жена у знакомого распространителя билетов (случайно вчера в театре с ним пересеклись) взяла 2.

    На Антропос не пойду, идут жена со своей подругой. Мне трудно воспринимать подряд относительно похожие вещи - и там и там тема "маленького человека". afisha.sb.by/5271/
    1
  • vasilina
    doctor, Спасибо, попробую..
    1
  • doctor
    vasilina, кстати, в той же кассе можно попросить координаты распространителей.
    1
  • Glimmer
    Цитата :
    Glimmer, какие обширные познания:)
    ну а то)))

    кстати, по прежнему, по тексту так и пляшет то "А" то "О"
    ))
  • Hell
    Glimmer, дык исправлять-то некому:)
    1
  • annihilatorsky
    Яндекс голосует за ЧехАнков.
    1
  • greenka
    vasilina, позвоните 8960-656-80-21. это телефон распространителя, который к нам на работу билеты периодически приносит. очень приятный человек. только вот я не помню, его зовут Андрей Алексеевич или Андрей Александрович.
  • ptica
    двести лет не была в театре,сходила бы с удовольствием,но только не с кем(((

    И что-то я смотрю последнее время у всех проблемы с ФИО,недавно на экзамене заволновалась и никак не могла вспомнить фамилию препода(((стыдно((((
    1
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться