6 декабря 2013 в 15:55 4350 0
Культура

Спектакль «Золушка до и после» открыл новую страницу в жизни театра Сатиры ГУ–УНПК

Сказку Шарля Перро «Золушка» знают все или почти все. Пьесу Леонида Филатова «Золушка до и после», наверное, читали немногие. К вечному сюжету о том, как униженные и оскорблённые, не избалованные жизнью и ко всему пробивающие дорогу трудом и добрыми делами, наконец, оказываются вознаграждены самой судьбой, Филатов написал своё продолжение: автор устроил самую настоящую проверку главной положительной героине сказки. Выдержит ли она испытание успехом при дворе и положением в свете, изменится ли её характер и чего она будет ждать от жизни и от окружающих, достойна ли будет той высокой мечты, которая обречена на воплощение, может ли Золушка быть идеалом нравственности? На вечные вопросы герои Филатова отвечают живым, едким, саркастическим словом, отступая от житейских проблем в области философии и политики. «Золушка до и после» названа «жестокой сказкой для взрослых» не случайно: на наших глазах деревенская простушка вырастает в злобную властную особу, не способную на любовь и верность, но порывающуюся заронить в сознание своего супруга-принца мысль о предательстве и свержении с престола короля. Что здесь от сказки? Путешествие на бал и чудесное замужество, чудо, шанс на счастье. Но воспользоваться шансом себе и другим во благо удаётся, увы, не всем, и сказка разрушается гораздо раньше, чем волшебство утрачивает своё действие:

"Не подчиняясь нравственным законам,
Ничто всегда останется ничем!..
Мир движется вперед от фазы к фазе...
В один прыжок пройти свой путь нельзя...
А если кто из грязи сразу в князи, -
Плохие получаются князья!..
При виде блеска города Парижа,
При виде власти, славы и монет
У некоторых сильно едет крыша...
А дома-то под крышею и нет!.." (слова Феи из пьесы Л. Филатова)

Артистам молодёжной студии театра Сатиры удалось "поиграть" во взрослые серьёзные проблемы с задором и раскованностью. К воплощению этой постановки на сцене труппа шла почти год. Премьерой, не скрою, приятно удивили. Да настолько, что захотелось узнать, как она вырастала – что было до, в процессе и предвидится после. Подробности – в интервью с режиссёром-постановщиком Олегом Галкиным.

InfoOrel.ru: Что такое молодёжная студия театра Сатиры?
– Театр Сатиры существует в техническом университете с 1978 года. А нынешний молодёжный состав, которым я руковожу, оформился чуть больше года назад, – рассказывает в прошлом выпускник этого вуза и актёр названного театра Олег Галкин. – В нашей творческой группе представлено 3 курса – мы набирали ребят трижды. Это первая наша постановка – для меня как режиссёра, а для них как для актёров.

InfoOrel.ru: Тяжело шла подготовка? Кто в вашем театре отвечает за оформление спектакля?
Олег Галкин: Сценография, полиграфия, музыка, костюмы – всё готовилось нашими силами. С костюмами нам помогает университет, руководство вообще поддерживает все наши начинания. Основатель театра и его руководитель, народный артист России, артист ОГАТа Анатолий Николаевич Макаров научил воспитанников многим полезным навыкам. Самодеятельный театр предполагает, что никто не будет за тебя шить или стучать молотком (а также собирать и разбирать декорации: нашу беседу как раз сопровождал проводимый ребятами дружный демонтаж сценического убранства. – И.К.).

InfoOrel.ru: Зачем вам, состоявшемуся человеку, заниматься студенческим театром?
Олег Галкин: Уже давно в беседе с Анатолием Николаевичем Макаровым я пытался определиться с этим вопросом. Это своего рода наркотик, нелепое, конечно, сравнение, но многие из нас уже в сединах, наши дети – ровесники тех, что сегодня играют. Сцена – это волшебство. И мы не можем от этого волшебства оторваться. Спектакль – что-то мистическое: приходит зритель, усаживается в зал и начинает слушать и смотреть рассказ, который ведут такие же, как и он, люди. Всем понятно, что это игра, но в результате сердца зрителей открываются навстречу сердцам артистов.

InfoOrel.ru: Между любительским и профессиональным театром всегда огромная разница…
Олег Галкин: Верно, и я их разграничиваю. Может, это и категоричное утверждение, но для меня в то же время очевидно, что есть театры интересные и не интересные. Сказать, что изначально самодеятельный театр хуже профессионального, я не могу. Не любой театр интересен зрителю. Наша 35-летняя история, наверное, лучшее подтверждение такого интереса: не было бы зрителя – театр давно перестал бы существовать.

InfoOrel.ru: У профессионалов целый педагогический арсенал: артисты проходят серьёзную подготовку по хореографии, вокалу, сценической речи и т.д. А какими силами обходитесь вы?
Олег Галкин: Наш наставник Анатолий Николаевич является убеждённым сторонником того, что создать актёра можно, если загрузить его конкретной работой. Да, у нас нет занятий по сценической речи, пластике, хореографии. Но парадокс в том, что в процессе работы рождаются жемчужины, открывают в себе люди таланты. Я стараюсь, чтобы традиции Макарова были живы. А одна из них – яркость, сочность, колоритность каждого персонажа, даже эпизодического. Я подготовил программу для ребят: кроме разработки своего материала, они должны ходить на постановки других самодеятельных и профессиональных театров, посещать наш театральный фестиваль «LUDI», мы ходим на читки в «Свободное пространство», в учебный театр ОГИИК.

InfoOrel.ru: Хорошо, что вы не изолированы.
Олег Галкин: Да, подобное взаимодействие позволило взять практикантку из института культуры, и она помогает ребятам со сценической речью.

InfoOrel.ru: Давайте обратимся к самому спектаклю «Золушка до и после» и его персонажам. Почему вы взяли именно эту пьесу Филатова? Сразу пришло понимание того, как сыграть, чтобы стало смешнее, чем в тексте?
Олег Галкин: У Леонида Филатова есть несколько известных пьес, сыгранных не единожды. Какая форма подачи материала этого автора наиболее удачная?.. На мой взгляд, телевизионную версию авторской читки «Федота-стрельца» так никто и не переплюнул. А «Золушку» в возрастном составе мы и сами читали – нам её принёс Макаров, мы её разложили, но в силу непреодолимых обстоятельств – в частности, не сошлись во мнениях, что это – режиссёрская фантазия или литературная вещь, – так и не поставили. Да, возможно, более выигрышная форма как раз читка. Да, я рисковал, когда брал этот материал: даже профессионалы признавали, что его тяжело будет вытащить, ведь глубокой драматургии там, в общем-то, нет – есть хороший текст с хорошим юмором, и не более. Есть взгляд автора, обращённый в будущее – ответ на вопрос, что происходит после известных событий, взгляд несколько хулиганский, но это и нам дало возможность немножко похулиганить, в том числе и с персонажами: кого-то мы выбросили, кого-то добавили.

Вот Фейман. В пьесе его нет – он у нас вместо традиционной Феи. Вместе со спектаклем вырисовывался Повар – для актрисы, которая его играет, мы долго не могли найти роль (в постановке представлен сплошной интернационал: основные герои – парадокс – хоть и соотечественники Шарля Перро, но, по мысли Филатова и в интерпретации Галкина, до мозга костей русские, при дворце кашеварит японка, послом выступает кавказец, сам Фейман просто заправский одессит – все преображения достигаются за счёт игры, костюмов, грима. – И.К.).

Вообще, этот был некий вызов для меня: взять обычную пьесу и поставить классически было бы неинтересно ни мне, ни молодым ребятам. Давать им что-то серьёзное – бери Шекспира, не прогадаешь! – я не решился. Пусть пока будет отсрочка в виде комедии масок, именно так я бы охарактеризовал стилистику пьесы: каждый из персонажей – это такая маска, за которую неопытный актёр, от которого пока тяжело было бы добиться глубокой подачи или драматического решения, может удачно спрятаться.

InfoOrel.ru: Зато Отец Золушки в исполнении Игоря Деркова – как раз драматический персонаж, по-моему. Вы слышали, как реагировали зрители, какими аплодисментами поддерживали его, отвергнутого дочерью, с болью и любовью в сердце покидающего дворец? Или финал. Когда Андрей Гусяков уже без маски произносит монолог, в коем заключена мораль больше чем пьесы – самой жизни. Вы сразу решили сделать ставку на «старичков»?
Олег Галкин: Я долго колебался, но действие выстроилось так, что Фейман, наша находка, оказался более чем уместным персонажем. Мораль можно было вложить в уста Отца, Шута (он же сторонний наблюдатель). Я сначала думал, что и Короля будет играть кто-то из бывалых артистов театра Сатиры. Пьеса играется двумя составами, например, Мачехи у нас две – одну из них играет также воспитанница Анатолия Макарова Наталья Николаевна Денисова. А вот Королей в обоих составах всё же играет молодёжь, ребята со 2 и 3 курсов. А это возрастные роли. Некоторые даже думали, что это я на сцене.

InfoOrel.ru: У вас Король интереснее, чем у Филатова. Да и некоторые места в пьесе – тоже. В этих масках пока больше вашей работы, или же ребята многое от себя в них вложили? А.Н. Макаров видел постановку – каково его мнение?
Олег Галкин: Фактически никто из ребят не обладает профессиональными актёрскими навыками, за исключением одного человека, у которого кое-какой опыт имеется. Достаточно трудно было сразу требовать от моих подопечных придумок. В любом искусстве интересен сам процесс – я вижу, что ребята в него уже втянулись. Я старался не давить, давать начинающим актёрам свободу. В любом случае за режиссёром остаётся решение что-то отсеять. Общий рисунок той или иной роли, как и большинство ходов, конечно, делал я, но мне также помогали возрастные актёры нашего театра. Игорь Дерков и Андрей Гусяков приложили руку к авторской текстовке – некоторые вещи они переписывали. В конце все сюжетные линии у нас сходятся в одну точку и забрасывают глубокую мысль. Я переживал за то, зазвучит ли эта мысль, но мы все вместе пьесу вытащили. Без Золушки и Принца финала не получилось бы. Должна быть какая-то мысль, ради которой ты ставишь материал. У нас нет, по сути, положительных героя и героини. Вначале кажется, что это Золушка. Но во втором действии она другая. Саша Клименко сыграла две разные роли, два разных характера в одном персонаже. Следующий раз эту актрису я буду загружать драматическим материалом, поскольку её диапазон оказался широким.

18 октября была премьера, и Макаров на ней присутствовал. Филатова он не совсем принимает, не совсем это его автор. Результат нашей работы он счёл достойным, согласившись с тем, что это продолжение театра Сатиры.

InfoOrel.ru: Но самую верную и честную оценку спектаклю ставит зритель. На какого зрителя ориентируетесь вы?
Олег Галкин: Всегда ориентируемся на молодёжную аудиторию, студентов. Этот театр существует при университете, и по-другому быть не может, не должно быть. Но на крайних спектаклях были люди посторонние, я знал, где они сидят – это возрастные люди. Они так же реагировали на всё, что происходило на сцене, на паре показов были переполненный зал, и после антракта люди не расходились.

InfoOrel.ru: Не каждый профессиональный театр может таким вниманием похвастаться…
Олег Галкин: Говорить о том, что наш театр всколыхнулся, пока рано – любовь зрителя надо завоевать. Я давно для себя в зрителе открыл многое, как актёр научился с ним работать: добиваться контакта, вести его к слезам или к смеху. А вот как режиссёр я только учусь.

InfoOrel.ru: Показы спектакля состоялись в октябре и конце ноября. Теперь вы разобрали декорации. Когда те, кто ещё не знаком с «Золушкой», смогут её увидеть? Какие у вас дальнейшие творческие планы?
Олег Галкин: Сейчас сцену (актовый зал "Научприбора". - И.К.) мы делим с ОГАТом, это их репетиционная база в связи с капремонтом прежнего здания. Спектакль был выпущен в середине семестра, чтобы ребятам не пришлось отвлекаться от учёбы. В декабре показов не будет, так как грядёт сессия. Этот спектакль закрывать не хочется – каждый год в него буду набирать новых молодых людей, так что будет естественная ротация кадров – прежние будут играть в другом спектакле, а в этот, уже готовый, куда проще будет влиться новым начинающим. С материалом для постановок сегодня сложно. Брать избитую классику не хочется, чтобы не делать ни копии, не вариации чего-то уже известного и множество раз сыгранного. Читаю в Интернете современные пьесы, но очень многое приходится отметать уже со 2-й страницы, в том числе и из-за ненормативной лексики. Пока мы уже взяли для разбора одну комедию положений и одну драму на грани с трагедией. Вероятно, после сессии будем над ними работать. Следить за нашими новостями и анонсами спектаклей можно на страничке молодёжной студии в Контакте.

Беседовала Ирина Крахмалева
Фото из группы в Контакте


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Мы используем сервис „Яндекс.Метрика“, который использует файлы „cookie“. Подробнее здесь
Вход
Регистрация
Восстановление пароля

Пожаловаться