Росто
12 мая 2008 в 12:53 343 0
Общество

"Осторожно: фальшивая купюра!", или приключения журналиста InfoOrel.ru

Мне торжественно вручили фальшивую купюру и дали задание – постараться сбыть… Накануне майских праздников сотрудники УБЭПа УВД по Орловской области предложили принять участие в учении «Купюра».


В чем смысл учения, мне объяснили сразу: ежеквартально оперативники из УБЭПа в своих рейдах «учат» персонал банков и различных торговых точек, как правильно обнаружить и обезвредить фальшивые деньги и как поступить со сбытчиком.  По сценарию, в роли «добросовестной сбытчицы» фальшивки, работающей «под прикрытием»,  должна была выступать я.
Меня снабдили необходимыми инструкциями и, собственно, «предметом сбыта» - тысячерублевой фальшивой купюрой. По меркам специалистов, «моя» купюра оказалась «грубой подделкой», которую выдавали отсутствие характерного хруста и шелеста бумаги, «кустарная» микроперфорация - дырочки, повторяющие номинал купюры и видимые на просвет, похоже, делались обыкновенной иголкой, защитная серебристая нить совсем не вызывала доверия… Значит, думала я, обычный среднестатистический покупатель-обыватель без труда обнаружит фальшивку. Не говоря уже о магазинах, в которых для этого – помимо глаз и рук продавцов – существуют еще и специальные приборы-детекторы. Или все-таки фальшивку  удастся сбыть? Посмотрим.

Для начала меня решили заслать на автозаправку ЮКОСа на ул. Городской. Заправлять машину или приобретать что-то для автомобиля я не стала. Решила купить то, что можно будет «пожевать» в  дороге: шоколадку, чипсы, пепси. Взяв покупку, спокойно прошла на кассу и с самым невозмутимым видом протянула тысячерублевку. Кассир берет ее в руки, ощупывает, потом в сомнении проверяет прибором. Я вижу легкое волнение девушки, однако она молодец, знает, что нужно делать – нажать «тревожную кнопку» и в ожидании охраны попытаться как можно дольше задержать сбытчика.
Чтобы потянуть время, был найден довольно надуманный предлог: мол, подождите, у нас нет сдачи. Тут же к обслуживающему меня кассиру то и дело подходят коллеги и «незаметно» вертят «мою» купюру в руках, бессильные перед необходимостью ее разменять. И это притом, что появляющиеся водители расплачиваются как пятисотрублевыми, так и более мелкими купюрами.  Я, разумеется, делаю вид, что не замечаю всего этого «денежного потока» и терпеливо жду. Через 2-3 минуты, наконец, появляются охранники. Вместе с УБЭПовцами мы оперативно рассекречиваемся. Результаты учения удовлетворительные: персонал автозаправки действовал грамотно, охрана подоспела вовремя, маршрут фальшивки пресекли.

Следующую торговую точку – «Сберегайку» в Заводском районе - выбрала я.  Посвященная в некоторые особенности «работы с фальшивками» в супермаркетах «Сберегайка» и «Магнит», я уже знала, что специальными приборами просвечивать подделку не станут: такие детекторы в данных магазинах просто отсутствуют – администрация почему-то не считает нужным их приобретать. Значит, фальшивку будут проверять на глаз и на ощупь. Так и случилось: забрать покупку – пиво и чипсы - с кассы мне не удалось – поддельную тысячерублевку тут же забраковали по внешним признакам. Кассир со словами: «Подождите», - убежала куда-то вглубь магазина, через пару мгновений снова оказалась на месте и предложила мне: «Пойдемте к директору. Она хочет с вами поговорить». После таких слов мое деланное недоумение по поводу того, что меня неизвестно почему заставляют ждать, превратилось в неподдельный смех: «И о чем мне с ней, простите, разговаривать?! Вы у меня забрали деньги, не отсчитав сдачу, не позволяете забрать покупку, да еще и к директору за разговорами отправляете. У вас совесть есть??» Ответа я не дождалась – убежавшая вновь продавец-кассир вернулась с директором. Не представившись, та заявила самым серьезным тоном: «Пойдемте. Нам нужно поговорить». Я не успела что-либо ответить, когда в магазин зашел один из сотрудников УБЭПа и поинтересовался, что здесь происходит. Директор, в свою очередь, возмущенно: «А вы кто? Родственник? Муж? Пройдемте!» Нам интересно продолжение спектакля, и мы соглашаемся «пройти». В директорском кабинете мне, наконец, открывают тайну: «Девушка, а вы знаете, у вас, кажется, фальшивая купюра!» На мое искреннее удивление – Не может быть! А что же теперь делать? – директор вежливо предлагает вспомнить, откуда в моем кошельке могла появиться фальшивка. Я, естественно, теряюсь в догадках и настаиваю на том, чтобы мне вразумительно ответили на вопрос «что делать?». «По идее, - говорит директор, - сейчас я должна вызвать охрану, которая должна выяснить, откуда к вам попала купюра и т.д. Это, конечно, очень долго. Завтра вообще праздничный день (рейд был накануне 1 мая. – И.К.). Вас жалко, времени вашего и своего – тоже». В итоге нам предлагают «разумный компромисс» - оставить купюру в магазине и обменяться телефонами, на случай если после праздников мы «опомнимся» и разберемся с тем, откуда у нас могла оказаться фальшивка. Меняемся телефонами и уже успокоенному директору сообщаем о том, что только что провели учение. На вопрос, почему все-таки женщина не поступила так, как следовало, та огорчено ответила: «Видела, что вы порядочные люди. Даже телефон свой вам оставила, думала, после праздников что-то прояснится…» После внушений по поводу того, что эффективность борьбы с фальшивомонетничеством сводится на «нет», когда только знают, что нужно делать, и при этом не делают, и врученных памяток последовало обещание исправиться.

3-й проверочной точкой стала заправка ТНК на Научприборе. Похоже, руководство на автозаправочных станциях серьезно относится к обучению персонала быть внимательным с фальшивками, в случае «бездействия» наказывает штрафами.  Два менеджера-кассира продемонстрировали четкие и уверенные действия: проверка купюры на подлинность – вызов охраны с помощью «тревожной кнопки» - небольшая заминка в связи с тем, что «нет сдачи». Надо сказать, охрана успела явиться в свои «2-3 минуты» полностью экипированной: уже в машине сотрудники УБЭПа сообщили мне, что у окруживших заправку охранников даже автоматы были наготове.

Учение подходило к завершению, и напоследок я предложила испытать один из супермаркетов бытовой техники. С покупкой я особенно мудрствовать не стала, даже не прибегла к помощи продавцов-консультантов – выбрала понравившийся фотоальбом на сумму в пределах 200 рублей и отправилась на кассу. Кассир, получив тысячерублевку и удостоверившись в ее сомнительном происхождении, спросила, нет ли у меня других денег. Я распахнула кошелек - поиски «других денег», конечно, ни к чему не привели. Тогда мне сказали, отдавая назад тысячу:  «Извините, я не могу ее принять. Видимо, она фальшивая». Ответ кассира на мой вопрос о том, что делать, меня слегка удивил: «Есть 2 варианта – либо я приглашаю старшего кассира и вызываю охрану, либо вы забираете деньги и уходите. К сожалению, без покупки».  Я призналась, что мне по душе все-таки второе. Пришлось вернуться с купюрой к оперативникам. Те решили пойти на провокацию и требовать разговора со старшим кассиром. Так я и сделала, настаивая, чтобы мою купюру проверили еще раз – якобы фотоальбом мне срочно нужно было купить в подарок. Поведение целой группы продавцов-консультантов во главе со старшим кассиром ошеломило. Осматривая тысячерублевую купюру, они наперебой засыпали восклицаниями: «Неужели вы не видите?! Это же грубая подделка! Здесь есть чуть ли не все 10 признаков, по которым «бумажки» легко отличить от настоящих денег! Вы совсем в этом не разбираетесь?» При этом никаких «тревожных кнопок» нажато не было, действия по задержанию купюры и ее сбытчицы, похоже, предпринимать никто не собирался. Объявившие себя оперативники поинтересовались, в чем причина подобной беспечности и знает ли персонал, как грамотно себя вести в подобных ситуациях. В ответ мы услышали: «Поверили девушке. Жалко ее стало»…


То, что все испытуемые обнаружили фальшивку, конечно, радует. Огорчает другое: как показала практика, самые серьезные ошибки и нарушения допускаются, когда потенциальное знание о действии должно переходить в само действие. Учение «Купюра» проводится для того, чтобы проверить уровень подготовки работников торговли к обнаружению поддельной купюры и отработать алгоритм поведения для задержания человека, пытающегося сбыть фальшивку. Эффективная борьба с фальшивомонетничеством основана на постоянной бдительности со стороны и покупателя и продавца и опирается на содействие населения оперативным службам. Обращение в правоохранительные органы, в УБЭП, в частности, для добросовестного гражданина вовсе не опасно: уголовная ответственность предусмотрена для тех, кто пытается избавиться от фальшивки, передав ее дальше на руки, кто сбывает поддельные купюру, заведомо зная об этом. Необходимо помнить, что борьба с подделками – дело, которое должно касаться каждого, ведь фальшивомонетничество наносит огромный экономический ущерб как простому гражданину, так и государству.

Ирина Крахмалева, www.infoorel.ru


© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться