3 октября 2007 в 16:46 2049 0
Общество

О работе муниципальной аптечной сети г. Орла

На начало текущего года муниципальная аптечная сеть города представлена 17 аптеками и 18 аптечными пунктами

  Наряду  с  розничной  реализацией  медикаментов,  изделий  медицинского  назначения  аптечные  предприятия  выполняют  ряд  социальных  функций,  которые  с  точки  зрения  рентабельности являются  малопривлекательными,  но  вместе  с  тем  необходимыми  для  наиболее полного  лекарственного  обеспечения  жителей  города. Шесть аптечных  предприятий (МУП Аптека № 1,  аптека № 4,  МП Аптека № 2,  МУП  Аптека № 6, МУП Аптека № 53, аптека № 126) имеют  лицензии на реализацию  наркотических  и  психотропных  препаратов, на базе  6  аптек   сохранены  производственные отделы, изготавливающие  лекарственные  средства  по  индивидуальной рецептуре, при этом оказание услуг населению по  индивидуальному  изготовлению организовано  в  каждом  районе города. 11 аптек и 13 аптечных пунктов, являющиеся  структурными  подразделениями  муниципальных  аптек,  производят  отпуск  лекарственных средств  по  программе дополнительного  лекарственного  обеспечения  федеральных  льготников.


Частные аптеки не занимаются изготовлением медикаментов по  индивидуальным  рецептам, отпуском  наркотических,  психотропных  и  сильнодействующих  лекарственных  средств,  медикаментов  льготным  категориям  граждан  муниципальной  и  федеральной  ответственности. Реализация муниципальными аптеками социальных функций, востребованных  жителями города, требует привлечения значительных  финансовых и  кадровых  ресурсов.    

  
Администрацией  города  принимались  меры  по  компенсированию  нерентабельных    разделов социальной деятельности  аптек  путём    предоставления  льгот  по  арендной  плате  за  пользование  нежилыми  помещениями,  землей,  кредитования  ряда  аптек  на  льготных  условиях. Однако, экономическая ситуация,  складывающаяся  на  фармацевтическом  рынке  города, тем  не  менее,  не  позволила  аптекам,  имеющим  нестабильное финансовое положение конкурировать с коммерческими фармацевтическими структурами, расположенными, как правило, вблизи муниципальных  аптек и имеющими разветвленную аптечную  структуру.  В силу  ряда  объективных  и субъективных  причин,  аптеки № 51, 83, 113  были  закрыты,  аптеки № 3, 5, 82, 126  имели  отрицательные  финансовые  показатели  в  работе,  низкую  материально-техническую базу,  недостаток оборотных  средств  и  как следствие снижение  ассортиментного  портфеля,  уменьшение  розничного  товарооборота,  являющегося  основным  показателем  прибыльности  и  рентабельности  предприятий.


В целях оптимизации деятельности муниципальных  аптек,  повышения  экономической эффективности  их работы и конкурентоспособности,  сохранения стабильного профессионального кадрового потенциала постановлением администрации г. Орла от 10.01.2007 № 65 «О реорганизации  муниципальных унитарных предприятий  города  Орла: аптечных  предприятий  № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 51, 52, 53, 54, 82, 83, 84, 113, 126, 127, 132»  на  основании   решения   Орловского  городского   Совета  народных   депутатов № 9/163-ГС от  30.11.2006  была  проведена  реорганизация  аптек  путём  присоединения  нерентабельных   к  стабильно  работающим  аптекам. 


Наиболее оптимальной формой реорганизации был  принят  вариант создания локальных  сетей, имеющих перспективу на  дальнейшую консолидацию муниципальных  аптечных  предприятий. Создание локальных сетей  имеет ряд  преимуществ:


- оперативное решение  вопросов формирования ценовой и ассортиментной политики для более полного удовлетворения потребительского  спроса  населения;
- возможность  сохранения индивидуальности каждой аптеки, внедрения  новых  маркетинговых  технологий;
- отсутствие необходимости создания громоздкого  управленческого  аппарата;


В  результате  реорганизации  в  городе  Орле  сформированы  пять аптечных  сетей МУП Аптека № 1, МП Аптека № 2, МУП Аптека № 6, МУП Аптека № 53,  МП Аптека № 54.


Несмотря на короткий период функционирования  вновь  образованных  сетей  уже  отмечены  положительные  тенденции:
-  ни  одна  муниципальная  аптека  не  была  закрыта;
- процесс реорганизации аптек прошел незаметно  для жителей города, отпуск  лекарственных  средств в аптечных  предприятиях  не  прекращался. 
-  возобновили   деятельность ранее закрытые  аптеки  № 51, 83,  113,  в них за собственные  средства муниципальных  аптечных  сетей проведены необходимые  ремонтные  работы, приобретены компьютеры и установлено  программное  обеспечение, всего на  сумму 1638,8 тыс. рублей;
- сформирован  необходимый  ассортимент  не  только  медикаментов,  но  и  изделий  медицинского  назначения,   биологически  активных  добавок;
- в присоединенных  аптеках  внедрена  единая, но вместе с тем гибкая  ценовая   политика,     общая  система  контроля  качества,  которая  позволит  предотвратить  поступление  некачественной  медицинской  продукции в муниципальную  аптечную  сеть;
- увеличен  ассортимент   медикаментов  в  присоединенных  аптеках  в  среднем до 3300 наименований, что способствует росту розничного товарооборота;
- за счет увеличения объемов закупок лекарственных  средств в целом по сети  повышен процент товарных и ценовых  скидок оптовых поставщиков  в  среднем  на  3-5%;
- при  реорганизации сокращение  штата  специалистов  в  аптеках  не  проводилось, а кадровая  политика была  направлена  на сохранение  высокопрофессиональной  кадровой  структуры; 


- реализована  возможность  более  рационального  использования  производственных  площадей аптек. Так,  по  МП «Аптека № 2» индивидуальное  изготовление  лекарственных средств  сконцентрировано  в  структурном  подразделении  «Аптека № 82». За счет реконструкции освободившихся  площадей  в  аптеке  выделен  социальный  отдел, имеющий отдельный вход, что  способствует повышению  уровня  комфортности  при  обслуживании  не  только  льготных  категорий граждан, но и  всех  посетителей  аптеки, произведена более эффективная расстановка аптечной мебели в торговом зале. По муниципальной  сети   МУП «Аптека  № 6»    изготовление  организовано  на  базе  головного  предприятия, а за  счёт  демонтирования  производственного  отдела  в  аптеке  № 52  расширен  торговый  зал,  установлено  новое  оборудование,  улучшено  размещение  медикаментов  безрецептурного  отпуска  в  витринах  с  применением  принципов мерчандайзинга. В аптеке № 51, расположенной в микрорайоне 909 квартала,  проведена   перепланировка  помещений,  определена  оптимальная  площадь    в  размере  145 м2 (вместо  ранее  310 м2),  часть помещений 165 кв. м.,  не  используемых  аптекой  передана  МЛПУ «Поликлиника  № 3». Выделение дополнительных  площадей  филиалу поликлиники № 3 в настоящее время явилось  необходимым и  своевременным. Экономически  развивающемуся и  расстраивающемуся  данному микрорайону необходимо расширение спектра оказания медицинских услуг. Сегодня из-за отсутствия площадей  прием  ведут только врачи  терапевтического  профиля. Существующая  необходимость  в  приеме врачей - узких  специальностей  будет  реализована   после проведения ремонтных  работ освободившихся  помещений,  которые планируется  начать в 2008 году. Решается вопрос о включении аптеки № 51 в реализацию федеральной программы дополнительного  лекарственного  обеспечения  льготников.  

 
Вместе  с тем  нельзя не отметить, что на первоначальном этапе реорганизации  аптеки  испытывают:
- рост  коммерческих  расходов,  связанный  с  увеличением  заработной  платы,  проведением  ремонтных  мероприятий,  затратами  на  приобретение  и  установку  компьютерного оборудования  и  программного  продукта;
- увеличение  налога  на вмененный доход за счет расширения    площадей  торговых  залов;
- необходимость в значительных дополнительных затратах для  приведения  присоединенных  аптек  до  уровня  лицензионных  требований;
Замедление  темпов   деятельности аптек и возникновение указанных  трудностей предполагались при выработке  механизма реорганизации. Эти проблемы  до конца  текущего  года  должны  значительно  сократиться.  
Муниципальными аптечными  предприятиями  в 2007 году реализовано  населению  медицинской продукции  на  сумму 112,2 млн. рублей, что  выше соответствующего периода предыдущего года на 52,3%. Наибольшее увеличение   товарооборота на 77% наблюдалось в МУП «Аптека № 1»,    МУП «Аптека  № 6». 
Чистая  прибыль составила 1468,0 тыс. рублей. Уменьшение прибыли реорганизованных  предприятий на 1399,0 тыс. рублей произошло за счет увеличения  издержек  обращения  на 21%.
Отрицательные показатели финансово-хозяйственной деятельности  муниципальных аптечных сетей отмечены на сегодняшний момент только по   аптеке № 53 в сумме  585,0 тыс.рублей. Основными  причинами убыточности данной  сети  явилось погашение убытков присоединенных  аптек                                                                в сумме 348,0 тыс. рублей (МП «Аптека № 113», МП «Аптека № 126»), просроченной кредиторской задолженности по МП «Аптека № 113» в размере 447,1 тыс. рублей. Вместе с тем следует отметить, что всего муниципальными сетями после реорганизации  погашен убыток нерентабельных аптек в сумме 1510,0тыс. рублей.
Оборотные активы аптек увеличились с 15026,0 тыс. рублей по состоянию на январь 2007 года до 24684,0 тыс. рублей  в  текущем  году. В 1,4 раза  увеличились  основные  средства  аптек.
Численность работающих в аптеках составляет 267 человек. Подбор и расстановка кадров строится с учетом современных  требований фармацевтического  рынка. Среднемесячная  заработная плата в 2007 году  увеличилась на 30%  по сравнению  с 2006 годом и составила 9227 рублей. Заработная плата сотрудников присоединенных аптек доведена до уровня  заработной  платы  головного  предприятия.
11 аптек и их 13 аптечных  пунктов, включены в реализацию программы дополнительного  лекарственного  обеспечения. Для  оптимизации  оказания лекарственной помощи  населению  во всех муниципальных  лечебно-профилактических  учреждениях открыты аптечные  пункты, которые кроме розничной реализации производят  отпуск лекарственных  средств льготным категориям граждан муниципальной и федеральной ответственности. Аптечными предприятиями обеспечено 87670 рецептов. Отпущено федеральным  льготникам  медикаментов на сумму 120,2 млн. рублей, в том числе за собственные средства 8,3 млн. рублей. Отпуск лекарственных  средств льготникам в аптеках организован в отделах льготного отпуска,  укомплектованных  штатом  фармспециалистов и оснащенных компьютерным оборудованием, что также сопряжено с дополнительными  финансовыми  затратами  аптек.


Имеющиеся  трудности  в реализации программы дополнительного  лекарственного  обеспечения,   такие  как:
-  отсутствие  единого  информационного поля  всех  участников   федеральной  программы;
-  задолженность федерального бюджета  по оплате услуг аптекам  за  отпуск  лекарственных  средств  федеральным  льготникам  в 2006  году  в сумме  16,8 млн. рублей  усложняют  их  производственную  деятельность. 


Территориальным  фондом  обязательного  медицинского  страхования  в настоящее время решаются вопросы по проведению повторной экспертизы  отклоненных  от  оплаты  рецептов, внедрению  в 2008 году  нового программного комплекса, позволяющего вести единый учет для всех участников федеральной программы.  Погашение аптекам задолженности  из средств федерального  бюджета  будет способствовать дальнейшему  укреплению  материально-технической  базы  аптечной  сети.


В настоящее время  руководителями  муниципальных  предприятий определены  стратегические направления для обеспечения стабильности и рентабельности     аптечных  сетей,  повышения  их  конкурентоспособности.  Это, прежде всего расширение  ассортимента  реализуемой  медицинской продукции, организация предоставления комплексных  услуг при оказании лекарственной помощи, социальная направленность деятельности аптек за  счет  предоставления скидок  и  снижения  наценок для  определенных   слоев  населения (пенсионеров, детей до 1 года и т.д.), открытия специализированных  отделов аптек,  более активная  информация населения, направленная  на  повышения  имиджа  муниципальных  аптечных  сетей.                


Источник: www.orel-adm.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться