18+ 24 апреля 2015 в 09:39 2290 0
Общество

Мадам «МиГ» с визитом в Орле

21-22 апреля в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Орловщину посетила легендарная лётчица М.Л. Попович.

Марина Лаврентьевна Попович (1931 г.р.) — лётчик-испытатель 1-го класса, генерал-лейтенант, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира, полковник-инженер, а также доктор технических наук, профессор, член Союза писателей России, уфолог.

В течение двух дней знаменитая советская лётчица вместе со вторым мужем, генерал-майором авиации в отставке, Б.А. Жихоревым, общалась со старшеклассниками орловских школ, с юнармейцами Поста почётного караула №1. М.Л. Попович рассказала о своём трудном предвоенном детстве, бесчинствах фашистов на родной земле во время Великой Отечественной войны и о том, что заставило её, девочку из музыкальной семьи, подняться в небо и стать лётчиком-испытателем.

«Во время войны нас очень бомбили фашисты, это же Белоруссия. Летали над нами и бомбили страшно. Потом, когда фашисты заняли наш район, то очень издевались над людьми, ногами пинали детей. И я поклялась, как и многие дети клялись, что, как вырастем, отомстим фашистам. Пока мы росли, фашисты давно закончились, но мечта у меня осталась».

Самым сложным в достижении цели для М.Л. Попович оказалось поступить в лётное училище, куда девушек не брали. Будущий пилот отправилась на приём к самому министру обороны СССР К.Е. Ворошилову. Несколько дней она ночевала на газоне в парке им. М. Горького, пытаясь добиться встречи с военачальником. Благодаря настойчивости и твёрдости в отстаивании своей цели, М.Л. Попович смогла с разрешения К.Е. Ворошилова поступить в лётное училище.

«Я опоздала на полтора месяца, но потом догнала всех и с отличием закончила. В училище ДОСААФ я «стала на крыло», была там инструктором и это мне помогло. Поэтому мне удалось стать лётчиком-испытателем. Все наши завидовали мне, потому что ни одной женщине после войны не удалось стать лётчиком-испытателем, были только спортсменки. Вы знаете, что в войну был женский полк, а до войны были женщины, которые ставили рекорды. И вот я по их стопам пошла».

М.Л. Попович летала на многих типах самолётов, в том числе истребителях и бомбардировщиках. По словам знаменитой лётчицы, самым сложным и интересным в испытании оказался самолёт Ан-22 «Антей».

«Это большой, огромный самолёт, а я – «метр с кепкой». Усилия в испытании на нём были до ста килограмм. Но потом правда уменьшили, придумали там всякие приспособления, но всё равно 35 кг – это мешок хороший – нужно было повернуть, в случае отказа двигателя. На «Антее» я сразу установила 10 мировых рекордов, на дальность, на продолжительность. Самолёт этот поднимал до 100 тонн».

Самый первый рекорд М.Л. Попович установила на чешском самолёте Л-29 «Дельфин». В течение 3-5 минут лётчица выполнила всю программу фигур пилотажа, что позволило Л-29 стать основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Благодаря рекорду М.Л. Попович самолёт Л-29 стал поставляться в 24 страны мира.

На встречи с подрастающим поколением легендарная лётчица привезла документальный фильм о себе, о своём жизненном пути, а также собственные книги. На память о поездке в город первого салюта орловские юнармейцы вручили М.Л. Попович вымпелы и значки Поста почётного караула №1. Марина Лаврентьевна оставила запись в книге почётных гостей и пообещала вернуться в наш город снова.

СПРАВОЧНО:

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была.

В 1964 году М. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-лётчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21 (за что получила прозвище «мадам МиГ»). В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали «обычной работой» лётчицы».

Летом 1965 года на самолёте «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте «РВ» по маршруту Волгоград-Москва-Астрахань-Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ). Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

 

Елена Ермакова, www.infoorel.ru,
фото автора


Источник: ИА «Инфо-Сити», сайт InfoOrel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Добавьте «ИнфоОрел» в ваши источники в Яндекс.Новостях

И читайте наши новости первыми


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться