22 июня 2013 в 00:11 2872 0
Культура

«LUDI-2013»: о людях, которые должны...

В Орле продолжается IV Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». Итоги пока подводить рано, слова и оценки жюри ещё впереди. 22 и 23 июня праздник театра ещё будет радовать гостей и участников. А пока мы предлагаем зрителям вспомнить, а читателям узнать о некоторых любопытных спектаклях, уже вошедших в историю «LUDI-2013». Действо, которое разворачивается на орловских сценах, - для людей, которые... 

...Должны вместе найти выход

18 июня на большой сцене «Свободного пространства» был показан спектакль «СПАМ/SPAM» Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый». Худрук театра Надежда Алексеева отметила, что постановка адресована молодым людям, у которых есть опыт познания проблемы одиночества в Сети: когда номинально у тебя 100 друзей в списке, но среди них нет ни одного друга, когда осознан конфликт виртуального и реального пространства.

Вообще, нам показалось, что спектакль лучше всего смотреть вдвоём. Вдвоём с режиссёром. Чтобы можно было получать комментарии по ходу действия, относительно подтекста, который несут те или иные сцены. Разумеется, каждый из нас сегодня в той или иной мере озабочен теми трудностями, которые несёт в себе новый этап развития общества - информационный. И не только молодёжь, но и люди старшего поколения в курсе относительно того, что из себя представляет спам и как он засоряет, ладно бы электронную почту, а то ведь и внутренний мир... Конечно, улавливается попытка главных героев спектакля преодолеть отчуждённость от мира и друг от друга, и через дисгармонию, хаос движения, звука, световых вспышек выстроить пространство контакта. В какой-то момент программа, по которой движется современная жизнь, эта схема для людей-марионеток, внешне похожих, до того, что стираются границы между полами, у которых есть только одно общее – экран монитора как средство общения с миром, даёт сбой. Героев накрывает волна чувственных ощущений, и свою гармонию они учатся выстраивать синхронными движениями пловцов. Пластические и акробатические этюды в исполнении Алексея Коршунова и Марии Вихровой вызывают восхищение зала – видна хорошая подготовка актёров. Пластика вообще становится способом коммуникации артистов.

Вся постановка в целом зрелищная, динамичная, есть даже спецэффекты вроде летающих по сцене шариков для пинг-понга, олицетворяющих потоки безадресной информации, заполняющей виртуальное пространство и опустошающей реальность с огромной скоростью. Тема интересная, но, по нашему мнению, средства, язык пластики для её выражения всё же не вполне убедительны. Спектакль напоминает не текст, в котором должна присутствовать связность, а набор обрывочных сообщений. Хотя можно рассматривать это и как особый приём.

Кстати, критик и театровед, член жюри Ирина Мягкова подметила любопытную антитезу: современный театр может предложить как спектакль, выстроенный на основе текста ("Аглая"), так и постановку, основанную на бестекстовых приёмах ("Спам"). И это - одно из открытий нынешнего фестиваля.

... Должны быть счастливы

Спектакль «Счастье моё» (по пьесе современного драматурга и сценариста Александра Червинского) Тульского государственного академического театра драмы им. Горького, сыгранный на большой сцене «Свободного пространства» 20 июня, мог быть погружён в картины послевоенной страны (действие разворачивается в 1947 году, и на экране, на заднике, мы видим кадры, как из кинохроники: ещё не восстановленные от бомбёжек дома, противотанковые «ежи» на улицах…), или в тему одиночества: коллектив вроде отряда пионеров или школьных учителей существует, а человек внутри него всё же одинок и ищет, с кем бы сродниться.

Да, всех этих мотивов режиссёр Дмитрий Краснов теми или иными средствами коснулся, но он поставил акцент на счастье, сделал своим главным героем Будущее, которое обречено на счастье, пусть не благодаря, но вопреки.

Кто-то назовёт постановку простой, кто-то обратит внимание на избыточность персонажа, являющегося  то ли внутренним голосом героини Виктории (исполняет Полина Шатохина), то ли её ангелом-хранителем в лице женщины с фотографии Лидочки Ивановны (засл. арт. России Наталья Савченко). Но едва ли в зале нашёлся зритель, которого хотя бы раз не рассмешила обаятельная, без комплексов, но и без пошлости, девушка, которая на наших глазах вырастает в мудрую женщину. Однозначно режиссёр угадал с выбором актёра на роль любимого Виктории, курсанта Сени (Сергей Пыжов) – этот характер изучать интересно. А как трогательно выглядит ботаник Оскар Борисович (Николай Бутенин) – да его ботанический сад становится эпицентром ключевых событий! Спектакль вообще выстроен на волне светлого, тёплого юмора: забавно в его контексте читается английская поговорка о скелете в шкафу или сцена, в которой глазом (моделью для уроков по анатомии) приходится чинить раскладушку.

Лейтмотивом постановки, да и жизни героини, становится популярное танго довоенных лет «Счастье моё». У страны в планах – пятилетки, а Вика запланировала себе и своему будущему – ребёнку – счастливую жизнь. Несмотря ни на что, потому что, «когда всё плохое уже позади, впереди обязательно будет хорошее».

... Должны помнить

Человек не может мыслить себя вне контекста истории своей родины, судьбы своего народа, уроков прошлого… Таким темам посвящены тексты писателя В. Гроссмана, нашедшие своё воплощение в инсценировке художественного руководителя театра «У Никитских ворот», народного артиста России, режиссёра Марка Розовского, – 21 июня на малой сцене «Свободного пространства» состоялись два показа спектакля «Всё течёт. Жизнь и судьба».

«Впервые Василия Гроссмана я поставил в 1990 году, то есть сразу, как только стало возможным его ставить. В подцензурное время его проза была запрещена и арестована. В ней была правда о человеке, который обязан был выжить и остаться человеком, который сам есть жизнь и судьба... В спектакле в образах играют две мои любимые актрисы нашего театра», – поясняет режиссёр.

Акцент в постановке сделан на документальной точности. Сценографическое решение весьма лаконичное: чёрное пространство задника расчерчено в первой части пятиконечной звездой, а во второй – шестиконечной. На концах обеих звезд, внутрь которых заключены рассказы и судьбы героинь, теплятся маленькие огоньки–свечки: «…горим, небо горит, земля горит!.. Нет, небо не горело, это жизнь горела».

Первая часть спектакля – женский монолог из повести «Всё течёт» о сталинском Голодоморе на Украине. Заслуженная артистка России Маргарита Рассказова ведёт свою исповедь на суржике. Это покаянный рассказ той, кто была не только свидетельницей вымирания деревни, но что ещё ужаснее – оказалась причастной к творящемуся человеческому непотребству… Хотя М. Рассказова занята в этом спектакле с момента его первой постановки, в версии игры на орловском фестивале, на наш субъективный взгляд, чего-то не хватило. Может, впечатление осталось неровным из-за нескольких моментов выхода артистки за границы напряжённого, драматического текста. Но только в этой инсценировке внимание сместилось более в сторону самой гроссмановской темы, нежели собственно исполнительского мастерства актрисы.

Зато вторая часть – «Письмо из гетто» (фрагмент романа «Жизнь и судьба») – о трагедии, которую довелось претерпеть евреям во времена немецкой оккупации, – по-настоящему взволновала. Очень чётко, без налёта театральности выстраивалось прощальное послание к сыну одной из жертв Холокоста. В эти последние слова своей героини народная артистка Латвии Райна Праудина вложила нескрываемое страдание, страх, боль, горечь, но только не отчаяние. Перед лицом смерти ей удалось, по её собственному признанию, почувствовать себя не изгнанницей в гетто, а своей среди своего народа. А сколько мужества и силы воли ей удаётся проявить, диктуя в послании сыну адрес, где будет находиться братская могила, и сообщая о том, что до конца остаются считанные часы... Без комка в горле переживать такое невозможно…

«И ничего не осталось. А где же эта жизнь, где страшная мука? Неужели ничего не осталось? Неужели никто не ответит за это все? Вот так и забудется без следа? Травка выросла. Вот я тебя спрашиваю: как же это?». Своим спектаклем Марк Розовский хотел донести главную мысль Гроссмана о том, что в середине 20-го века человек погибал между Сталиным и Гитлером, был угнетён доктринами тоталитаризма и беспределом нацизма. Но современный, говорящий по-русски человек, по мысли режиссёра, просто обязан знать историческую правду в полном объёме, - это знание и его осмысление поможет жить и свободно чувствовать себя гражданами.

Ирина Крахмалева,

фото автора


Источник: Инфо-Сити, www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости

Отзывы о ресторанах18+


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться